Если я украл барана – это хорошо, если у меня украли барана – это плохо.
Монгольский пастух
Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин в Послании Федеральному Собранию 12 декабря 2013 года сказал: «Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп – милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи, – дефицит того, что всегда, во все времена исторические делало нас крепче, сильнее».
В чем причина столь «явного дефицита духовных скреп» нашего общества?
Вопрос, конечно же, сложный, но нельзя воспринимать его как риторический вопрос, иначе мы его «заболтаем» и никогда на него не ответим.
Причин «дефицита духовных скреп» много, но одна из важнейших – размывание границ между добром и злом, между «можно» и «нельзя». Одним из величайших зол нашей эпохи является нравственный релятивизм. Яркий пример такого релятивизма приведен в эпиграфе к этой статье.
Почему так важно видеть и соблюдать абсолютные, а не относительные границы между добром и злом? На этот вопрос отвечает академик Дмитрий Сергеевич Лихачев. Одна из его «заповедей человечности» (под номером 19) гласит: «Есть свет и тьма, есть благородство и низость, есть чистота и грязь: до первых надо дорасти, а до вторых стоит ли опускаться? Выбирай достойное, а не легкое».
В этой заповеди академик Лихачев указывает на то, что абсолютно четкая граница между добром и злом есть, ее нужно видеть и ее нельзя преступать. Если же эту границу размывать, то разрушаются нравственные основы общества, а «без нравственной основы не действуют законы экономики и государства, не выполняются указы, невозможно прекратить коррупцию, взяточничество, любое жульничество» (Д.С. Лихачев. «Русская культура». Сборник статей. – М.: «Искусство», 2009, с. 155).
Известен факт, что маленькие дети склонны делить все на «белое» и «черное», и многие взрослые воспринимают это как недостаток мудрости и жизненного опыта. Но мало кто видит в этом потребность души иметь абсолютные критерии добра и зла. И если этим критериям трудно соответствовать, это не означает, что их нет и не может быть.
В процессе школьного и домашнего воспитания вместо абсолютного различения добра и зла детям часто предлагается различение «хорошо» и «плохо», между «не очень хорошо» и «не совсем плохо». Часто дети сталкиваются с ложью и лицемерием взрослых. Часто дети слышат: «Хочешь жить – умей вертеться» и улавливают в этом намек: «если нельзя, но очень нужно, то, в принципе, и не совсем плохо». Получив такое «воспитание», дети уже самостоятельно дойдут до следующей стадии деградации и сделают своим нравственным критерием различение «нравится / не нравится». Конечно же, в такой системе нравственных координат нет места милосердию, сочувствию, состраданию, поддержке и взаимопомощи.
Еще раз вспомним Лихачева: «Средняя школа должна воспитывать человека, способного осваивать новую профессию, быть достаточно способным к новым профессиям и быть прежде всего нравственным. Ибо нравственная основа – это главное, что определяет жизнеспособность общества: экономическую, государственную, творческую» (Д.С. Лихачев. «Русская культура». Сборник статей. – М.: «Искусство», 2009, с.155). Если мы, педагоги, не дадим нашим воспитанникам этой нравственной основы, мы не выполним социального заказа, окажемся профнепригодными и жизненно несостоявшимися. И не следует потом удивляться, почему у нас такие маленькие пенсии, ведь нам эти пенсии будут платить наши воспитанники с дефицитом сострадания и милосердия.
Что же делать? Прежде всего, самим педагогам настраивать свой нравственный компас, чтобы он показывал строго на «добро», и тогда мы найдем, что сказать нашим воспитанникам:
– свободу будем понимать свободу всегда выбирать добро (зло порабощает, а не освобождает);
– успешность будем понимать как нравственную спелость («успели» – «поспели»);
– самоуправление будем понимать как направленность на добро;
– любовь будем понимать как жертвенность, а не эгоизм.