Букарева Наталья Николаевна,

начальник отдела по работе со школьными музеями
МБУДО «ГЦ «Виктория» г. Новосибирска

 
Добрый день, коллеги и все читатели нашей газеты!

Хочу всех поздравить с началом нового учебного года и недавно прошедшим Днем Учителя, пожелать успехов во всех ваших начинаниях, успешных и активных учеников, и, конечно же, здоровья Вам и Вашим близким.

Уже второй месяц идет по образовательным учреждениям нашей страны учебный год. Каким он будет: удачным? Насыщенным интересными событиями? Богатым на творческие открытия и любопытные находки? Это, конечно, зависит о нас с Вами, коллеги. А мы, ведущие рубрик, авторы поможем вам узнать о новых формах работы, интересных путешествиях, необычных находках и о многом другом. Читайте наши материалы, высказывайте свое мнение, спорьте. Мы рады будем сотрудничать с вами, уважаемые наши читатели.

Ежегодно рубрика «Музейный компас» в октябрьском номере представляет материалы ежегодного городского педагогического Совета руководителей школьных музеев города Новосибирска. Сегодняшний номер не будет исключением. Но я позволю себе немного шире посмотреть на вопрос патриотического воспитания. В сегодняшнем номере читатели также познакомятся с материалами, посвященными работе патриотических клубов города Новосибирска.

Руководители наших школьных музеев могут и умеют работать, показывают высокие результаты, участвуя в различных мероприятиях городского отдела по работе со школьными музеями. В наших школьных музеях ребята всегда находят себе дело по душе, здесь востребованы их способности. При совместном участии педагогов и ребят создаются интересные проекты, приобретается опыт публичных выступлений, формируются различные умения. В статье «Работа музеев образовательных учреждений в 2014/2015 учебном году» читатели познакомятся с работой данного отдела. В продолжении темы: о работе отдела патриотического воспитания, о взаимодействии клубов патриотической направленности читатели узнают из статьи Судьяровой Любови Борисовны «Роль городских массовых мероприятий в создании единого педагогического пространства клубов патриотической направленности».

Также на педсовете был представлен опыт различных образовательных учреждений и мнения ученых в области интеграции основного и дополнительного образования.

В статье Мжельской Татьяны Владимировны «Взаимодействие школы и дополнительного образования в современных условиях» поднимаются вопросы места и роли дополнительного образования детей в условиях массовой школы. Автор утверждает, что сегодня «происходит смещение акцента воспитательных функций с семьи на образовательные учреждения», отсюда «целостный образовательный процесс должен быть направлен не только на передачу определенных знаний, умений инавыков, но и на разноплановое развитие ребенка, раскрытие его творческих возможностей, способностей и личностных качеств».

Система интегративной деятельности предполагает усиление межпредметных связей, снижение перегрузок учащихся, расширение сферы получаемой информации, подкрепление мотивации обучения – эти вопросы в своей статье «Интеграция музейной педагогики и образовательного пространства школы в приобщении учащихся к культурному наследию Отечества» поднимает Калинина Валентина Петровна.

Опыт проведения интегрированного урока «5 мифов о блокаде Ленинграда» представила Душтакова Светлана Константиновна, директор школы № 202. В этом образовательном учреждении уже много лет используется эта интересная форма работы. В проведении таких уроков очень активно участвует и руководитель музея. Тему патриотизма продолжает Оралова Галина Николаевна в статье «Из опыта работы ВПК «Гвардеец» МБОУ «Лицей № 81». Клуб в этом образовательном учреждении не живет сам по себе. Руководитель клуба, ребята-гвардейцы активно участвуют в жизни образовательного учреждения, взаимодействуют со школьным музеем, участвуют в городских конкурсах. Традиции и система патриотического воспитания в лицее закладывались исторически: школа всегда тесно была связана с воинской частью.

Надеюсь, что материалы нашей рубрики будут интересны и полезны читателям. Ждем ваших отзывов и материалов. 

Музеи

Работа музеев образовательных организаций в 2014/2015 учебном году

Букарева Наталья Николаевна

На сегодняшний день в образовательных организациях города Новосибирска продолжают работать 162 музея и один музейный уголок. И для ребят, и для педагогов отдел по работе со школьными музеями ГЦФКиС «Виктория» проводит достаточное количество мероприятий, где могли бы раскрыться таланты и тех, и других. В 2014/2015 учебном году отдел провел 6 городских массовых мероприятий: совещание для руководителей музеев образовательных учреждений; конкурсы «Экскурсовод школьного музея» и «Фотовзгляд»; 2 научно-практических конференции: для руководителей музеев ОУ и для учащихся «НОУ «Сибирь»; Фестиваль музеев.

Взаимодействие школы и дополнительного образования в современных условиях

Мжельская Татьяна Владимировна

В условиях перехода на новые федеральные государственные образовательные стандарты место и роль дополнительного образования детей в условиях массовой школы возрастает. Происходит смещение акцента воспитательных функций с семьи на образовательные учреждения. Поэтому государство предъявляет все большие требования к образовательным институтам общества, на которых помимо обучения возложена серьезная функция воспитания, формирования морально-нравственного облика будущего поколения.

Интеграция музейной педагогики и образовательного пространства школы в приобщении учащихся к культурному наследию Отечества

Калинина Валентина Петровна

Важной задачей, стоящей перед школой XXI века, является развитие у учащихся эстетических вкусов, умение понимать, ценить красоту окружающей действительности, способствовать формированию всесторонне развитой, социально-адаптивной личности.
С переходом на новый образовательный стандарт результативное использование образовательных возможностей может быть достигнуто в интеграции деятельности школьного музея и образовательной организации.

Интегрированный урок «5 мифов о блокаде Ленинграда»

Душтакова Светлана Константиновна

Урок для учеников 10-го класса.
Цель урока: формирование у учащихся объективного исторического представления об отдельных страницах Отечественной истории, в частности о Великой Отечественной войне и блокаде Ленинграда.
Задачи урока:
1. Дать учащимся представления о методологии исторической науки в части определения предмета и объекта науки, цели исторического познания.
2. Сформировать личностные компетенции.

Патриотические клубы

Роль городских массовых мероприятий в создании единого педагогического пространства клубов патриотической направленности

Судьярова Любовь Борисовна

В 2014 учебном году отделом патриотического воспитания была собрана информация о патриотических клубах, работающих на базах школ. Были поставлены следующие задачи:
– объединить патриотические клубы в городской коллектив на методическом уровне;
– обсуждать и вносить на рассмотрение в вышестоящие органы от имени наших клубов предложения и пожелания для повышения качества работы по патриотическому воспитанию;
– принимать участие в разработке городских программ и проектов патриотической направленности;
– организовывать и проводить городские смотры патриотических клубов с целью поиска и выявления передового опыта для его тиражирования.

Из опыта работы ВПК «Гвардеец» МБОУ «Лицей № 81»

Оралова Галина Николаевна

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, – не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, справедливости, гражданственности и патриотизме. Рассыпались на глазах многие идеалы и ценности. Сегодня подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности.