Из опыта работы ВПК «Гвардеец» МБОУ «Лицей № 81»

 
 

Оралова Галина Николаевна,

заместитель директора по ВР МБОУ Лицей № 81

 

Из опыта работы ВПК «Гвардеец» МБОУ «Лицей № 81»

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, – не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, справедливости, гражданственности и патриотизме. Рассыпались на глазах многие идеалы и ценности. Сегодня подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности. Обвинения эти не на пустом месте – события на Украине, возрождение профашистских настроений, дезинтеграция общества говорят нам, что проблема духовно-нравственного воспитания очень актуальна. Надо заметить, что школа – это единственный гражданский институт, в котором все это время сохранялись традиции отечественной педагогики. Радует тот факт, что сегодня вопросы нравственного воспитания подрастающего поколения выходят в нашем обществе на первый план.

Задачи гражданско-патриотического воспитания для нас всегда и особенно сейчас являются приоритетными.

Немного о специфике нашего образовательного учреждения.

Лицей № 81 находится вдалеке от культурных, спортивных центров города, в военном городке поселка Пашино. Такое положение лицея заставляет нас максимально использовать образовательное пространство лицея для реализации основных задач обучения. Традиции и система патриотического воспитания закладывалась исторически – ведь школа всегда тесно была связана с воинской частью. 70% родителей наших учеников – это военнослужащие или служащие Российской армии. Дети еще с раннего детства не понаслышке знают о повседневной работе – защищать Родину. Этот факт, безусловно, помогает в организации системы патриотического воспитания в лицее.

В рамках этой системы в лицее более 15 лет работает военно-патриотический клуб.

Создан он был по инициативе старшеклассников, за эти годы сменилось не одно поколение детей, а у клуба – несколько руководителей.

Но клуб развивался, появлялись новые традиции, приходили новые дети. Сегодня в клубе 30 курсантов. Это ученики 7-11 классов.

В лицее имеется достаточная материально-техническая база для реализации программы клуба.

Деятельность клуба осуществляется согласно Программе, Положению и внутреннему Уставу.

У клуба есть своя символика: флаг, эмблема, песня, значок. Согласно Положению клуба, быть членом клуба может любой желающий ученик этого возраста. Однако, существует некоторый определенный порядок вступления в клуб. Ребята работают в течение некоторого времени в статусе юниоров, проходят, так называемый, испытательный срок. Кто-то уходит, конечно, остаются лучшие. Они и проходят через ритуал «Посвящение в Гвардейцы» – осознанно и ответственно.

Направления деятельности клуба условно можно определить как историческое, спортивное и военно-прикладное. Условно, так как все эти направления, конечно, тесно связаны и переплетены.

Курсанты изучают историю Отечества, историю вооруженных сил России. В программу занятий включены уроки выживания, ориентирования на местности, спортивные тренировки. Ребята учатся оказывать первую помощь пострадавшим, занимаются огневой и стрелковой подготовкой. Кроме непосредственных занятий по программе, «Гвардейцы» – участники и организаторы многих школьных дел.

Так, например, традиционными стали «Молодецкие игры на кубок лицея среди 9-11 классов». Программа конкурса включает 12 КПП, таких как: огневой рубеж, ориентирование и топография, неполная разборка-сборка АК-74, оказание помощи пострадавшему, силовой конкурс и т.д. Радует тот факт, что судьями на этапах выступают выпускники клуба.

Проводится военизированная эстафета для старшеклассников

Школьная игра «Зарница» проходит среди 5-8 классов и здесь «Гвардейцы» выступают наставниками команд. Задача курсантов – подготовить класс к смотру строя и песни, а заодно, конечно, и выделить новых членов клуба. Ребята также входят в судейскую бригаду соревнований.

Перед школьной зарницей обязательно проводим показательные выступления гвардейцев.

Огромную работу ребята ведут в школьном музее Боевой и Трудовой Славы. Это и поисково-проектная деятельность и оформительская. Проведение тематических уроков, экскурсий, вечеров, встреч – все это работа, которую ребята делают с удовольствием. Двое наших курсантов стали победителями городского конкурса «Экскурсовод школьного музея».

Особое место занимают «Уроки мужества», они в лицее стали традиционными. Проводят их ветераны дивизии, Великой Отечественной войны, воины-интернационалисты.

Из стен школы вышли два Героя России. Мы поддерживаем связь с Игорем Валентиновичем Станкевичем, в октябре прошлого года он даже приезжал специально для встречи с ребятами.

Мы гордимся Сергеем Амосовым и чтим его память. В лицее установлены мемориальные доски, Почетный караул в дни памяти Сергея «Гвардейцы» несут как в лицее, так и у камня воинам-интернационалистам в Рябиновом сквере городка.

Большая работа в клубе ведется и в рамках подготовки к различным внешкольным мероприятиям.

Вахту памяти на Посту № 1 мы несем с 1 сентября 2004 года. Караул лицея — постоянный победитель соревнований между караулами района, обладатель звания «Лучший караул года».

Вот уже 10 лет гвардейцы вместе с офицерами действующей армии проходят торжественным маршем на параде 9 мая в Павловском сквере города.

Участие в игре «Победа» очень важно для нас. На протяжении многих лет гвардейцы являются призерами районного, городского и областного этапов игры.

В 2012 году стали участниками Всероссийского финала конкурса «Призывники России», заняв 4 общекомандное место и получив призовые места в личных первенствах.

По результатам работы в течение 5 лет лицей становился неоднократным призером и победителем конкурса на лучшую подготовку к воинской службе среди образовательных учреждений НСО.

Успех любой команды состоит из личного вклада каждого ее члена. Личностный рост ученика – это тоже один из значимых показателей эффективности работы.

Мы гордимся своими выпускниками. Многие из них становятся курсантами военных институтов. За последние пять лет 23 человека сделали осознанный выбор профессии защитника Родины, в том числе две девушки.

А фотографии наших курсантов с парада на Красной площади для нас особая гордость. Руководителем клуба в течение двух лет был Румянцев Никита – наш выпускник.

Да, мы гордимся своими выпускниками, мы следим за их дальнейшей судьбой и очень радуемся, когда они к нам приходят просто в гости, на мероприятия, на тренировки. Это имеет огромный воспитательный эффект для сегодняшних ребят и огромное значение для нас – мы видим, что дело, которому отдаешь свои силы, время, а по сути – жизнь, очень важное и нужное и хочется продолжать его делать. 

Количество просмотров: 6063  

Добавить комментарий

1. Мини-музеи как средство организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
2. Вовлечение ресурсов школьного музея Бориса Богаткова в педагогическую практику учителя словесности ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
3. Организация мини-музеев в условиях дошкольного образовательного учреждения ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
4. Экскурсия как средство патриотического воспитания ВЫПУСК №106, апрель 2023
5. Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством мини-музея «Эвенская деревня» ВЫПУСК №106, апрель 2023
6. Мини-музей как средство патриотического воспитания старших дошкольников ВЫПУСК №106, апрель 2023
7. Музейный урок как инструмент формирования социокультурного пространства обучающегося ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
8. Реализация программы воспитания в дошкольной образовательной организации посредством музейной педагогики ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
9. Музей вчера и сегодня: как менялись формы и методы организации работы ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022
10. Сотрудничество с этноцентром в опыте руководителя школьного музея ВЫПУСК №101, июнь 2022
11. Юбилейные даты истории страны в экспозициях лицейского музея ВЫПУСК №101, июнь 2022
12. Имя на карте города. Юрию Васильевичу Кондратюку посвящается ВЫПУСК №101, июнь 2022
13. Встреча, положившая начало крепкой дружбе Выпуск №100, Апрель 2022
14. Семь страниц из истории школы ВЫПУСК №99, февраль 2022
15. Приобщение обучающихся к культурным ценностям через музей русской народной культуры Выпуск №98, декабрь 2021
16. Новые возможности школьных музеев Выпуск №98, декабрь 2021
17. Музейная игра ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
18. Интерактивная игра «Левобережье» ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
19. Игра-викторина «Предполетный экзамен» ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
20. Формирование гражданской идентичности в рамках работы музея образовательного учреждения ВЫПУСК №96, Октябрь 2021

Страницы