Широкие возможности для осознанного выбора своей будущей профессии
У кого нет цели, тот не находит радости ни в каком занятии.
Д. Леопарди
Выбор профессии – это очень важный и ответственный шаг, от которого во многом зависит будущее благополучие. А это совсем не просто, поскольку в основе отношения к профессии лежит не свой собственный, а чужой опыт – сведения, полученные от родителей, друзей, знакомых, из телепередач и т. д. Этот опыт обычно абстрактен, не пережит, не выстрадан. Поэтому, чтобы выбор выпускником профессионального пути был зрелым и осознанным, важно, чтобы уже в школе обучающиеся могли осознать свои способности и возможности, определиться, в какой сфере хотелось бы им работать.
Российское образование традиционно уделяет большое значение проблеме выбора старших школьников, в последние десятилетия это стало основанием для организации специализированных классов и профильного обучения в школах. Новосибирская классическая гимназия № 17 была в числе первых образовательных учреждений, кто ввел профильное обучение. С тех пор прошло уже 14 лет. Своим опытом делятся Нина Демьяновна Кляшторная, директор Новосибирской классической гимназии № 17 и Ольга Михайловна Ротанова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, куратор специализированных классов Новосибирской классической гимназии № 17.
«Нужно как можно раньше определиться с профессиональным выбором»
– Профессиональное самоопределение школьников становится с каждым годом все более актуальной и популярной темой. Так, недавно и Президент России Владимир Путин предложил запустить проект для профессиональной ориентации учащихся «Билет в будущее». На Ваш взгляд, с чем связан все возрастающий интерес к этой теме?
– Н. К.: Тема профориентации школьников актуальна всегда: и в советские времена, и в настоящее время. Возможно, рост её популярности связан с тем, что в современном мире многие школьники выбирают профессию, заканчивают учебное заведение по одной специальности, а потом идут совсем по другому пути. Так часто бывает с выпускниками. Поэтому, чтобы помочь детям как можно раньше определиться с профессиональным выбором, и было введено в школах профильное обучение.
Заниматься профориентацией нужно на более ранних этапах. Не случайно сейчас говорят о том, что этому нужно уделять внимание уже на дошкольном уровне. Например, малыши дошкольного отделения нашей гимназии уже сейчас знакомятся с миром профессий. Первое – это информационная составляющая, поэтому воспитатели знакомят малышей с профессиями, которые их окружают. Во время экскурсии по детскому саду они узнают, чем занимаются шеф-повар, медицинский работник, музыкальный руководитель и другие сотрудники учреждения, и с интересом наблюдают за их работой. Затем они расширяют горизонты: посещают библиотеки, аптеку, планетарий. Введение в мир профессий идет постепенно, параллельно с взрослением детей. На уровне начального, основного и среднего общего образования они проходят различные профессиональные пробы.
– Как организовать профориентацию в современных условиях, в условиях с очень высокой степенью неопределенности… Когда прогнозируют, что большинство профессий через 10-20 лет исчезнут…
– О.Р.: Мы ориентируемся на концепцию инженерного образования в Новосибирской области. В нашей гимназии открыты четыре инженерных класса. В рамках концепции педагоги работают и на профессиональное самоопределение гимназистов. Например, наши ребята активно участвуют в интересных встречах-митапах «Я выбираю IT», которые проводит со специалистами IT-профессий Городской центр информатизации «Эгида». Школьники с интересом слушают о современных профессиях, которые обозначены в Атласе новых профессий, где выделены основные направления, по которым будут развиваться профессии в ближайшем будущем. Также пользуются популярностью у наших гимназистов открытые уроки всероссийского проекта «ПроеКТОриЯ».
«Профильное обучение – шире, углублённое – глубже»
– Профильные классы, специализированные, классы с углубленным изучением отдельных предметов – это одно и то же или чем-то отличаются?
– Н. К.: Я думаю, отличие есть. При введении профильного образования в 2004 году ориентир был на жесткий профиль. При выборе социально-экономического профиля ученик обязан был изучать математику, обществознание, экономику и право; при выборе филологического – русский язык и литературу. Но этого было недостаточно. Необходимы были еще спецкурсы, например, введение в языкознание, введение в литературоведение и т.д.
Проработав два года, мы поняли, что жесткий профиль не отвечает ожиданиям и потребностям детей и родителей. Была еще и чисто техническая причина: вузы меняли набор вступительных предметов. Поэтому мы пришли к решению – делать не жесткий профиль, где определены предметы заранее, а мультипрофиль, где ученик сам выбирает предметы, которые ему нужно изучать на профильном уровне углубленно. Он понимает, что какие-то предметы ему нужны для поступления, для будущей профессии, а какие-то для личностного развития. Ученик может выбрать математику, английский, какой-то спецкурс из гуманитарной области.
Профильное обучение предполагает расширение предметных областей, а углубленное – погружение в их содержание.
О. Р.: Профильное обучение подразумевается в 10-11 классе, на уровне среднего общего образования, а углублённое изучение предметов начинается в нашей гимназии по русскому, иностранному языкам с 5 класса, по информатике, математике – с 7 класса.
Например, в классах IT-направления на углубленном уровне изучается математика и информатика. Образовательная программа в этих классах включает кроме учебной деятельности еще и внеурочную деятельность, которая направлена на формирование у ребенка осознанного выбора инженерных профессий. И это происходит во многом через практические курсы. В специализированных классах IT-направления два обязательных спецкурса – по программированию и компьютерному дизайну. Затем учащиеся определяются в выборе различных проектов. Этому способствует успешно действующая в гимназии Инженерно-технологическая школа. В нее входят объединения, которые мы формируем в соответствии с компетенциями JuniorSkills – юниорских соревнований в рамках Чемпионата рабочих профессий (WorldSkills). Действуют такие объединения, как «Программирование», «Разработка мобильных приложений», «Электроника», «Сетевое и системное администрирование», «Интернет вещей», «Робототехника».
– До того, как в Новосибирской области был введен проект по развитию сети специализированных классов, ваша гимназия занималась профильным обучением? Как это было? Что изменилось сейчас?
– Н.К.: Как я уже сказала, с 2004 года в гимназии был жесткий профиль обучения в 10-11 классах, а с 2007 года у нас мультипрофильная система организации учебного процесса, которую мы ввели одними из первых в Новосибирске. Гимназия перешла от классно-урочной системы к предметно-групповой. Наш учебный план и сейчас состоит из индивидуальных учебных планов каждого старшеклассника. На их основе мы формируем мобильное расписание. И это оправдывает себя, о чем свидетельствуют наши выпускники. Они говорят о бОльших возможностях при выборе предметов для профессионального самоопределения и личностного развития.
«Обучение в специализированных классах дает возможность получить более качественное образование»
– Какие специализированные классы есть в настоящее время в гимназии?
– О. Р.: Специализированные классы у нас с 2014 года. Сначала это был инженерно-технологический класс, а с 2015 года – три класса по IT-направлению. В этом году у нас состоится первый выпуск инженерно-технологического класса. Для участия в региональном проекте «Специализированнные классы» у нас были все предпосылки. Наши выпускники поступали в НГТУ, НГУ, НГУЭУ на факультеты, связанные с программированием, компьютерным дизайном, которые сейчас являются основами будущих профессий инженерных специальностей.
– Н. К.: Есть сферы, объединяющие наших физиков и лириков. Например, мультимедийная журналистика, которая конвергирует инженерные и гуманитарные науки. Интеграция происходит и в рамках гимназии. Ученики из специализированных классов уже второй год участвуют в компетенции мультимедийная журналистика на JuniorSkills, а также в «Мультимедийном прорыве», который проводит НГПУ. Это настолько все взаимосвязано. Будущий инженер должен уметь правильно говорить, составлять текст и программу, то есть обладать всеми необходимыми компетенциями.
– О. Р.: Обучение в специализированных классах дает возможность получить более качественное образование, с ориентацией на какие-то определенные направления, профессии. «Электромонтажные работы» – это первая компетенция JuniorSkills, по которой стали заниматься наши гимназисты в Новосибирском техническом колледже им. А. И. Покрышкина. На сегодняшний день несколько выпускников 11-го инженерного класса выбрали себе профессию в этом направлении и планируют поступать в НГТУ.
– С какими колледжами, вузами, предприятиями сотрудничаете? Какой это даёт результат?
– Н. К.: Только на базе гимназии мы не можем учащимся специализированных классов предоставить возможность заниматься разнообразной практикой. Поэтому мы сотрудничаем с Новосибирским техническим колледжем имени А. И. Покрышкина и вузами: НГПУ, НГТУ, НГУ, СГУГиТ, НГУЭУ, с которыми нас связывает «давняя дружба». Например, ребята занимаются электроникой, сетевым и системным администрированием на базе НГТУ, робототехникой – на базе СГУГиТ. В этом году стали сотрудничать с Новосибирским колледжем легкой промышленности. В результате наши ученицы впервые участвовали на чемпионате JuniorSkills по компетенции «Дизайн одежды» и стали призерами.
– О. Р.: Новосибирским технический колледж имени А. И. Покрышкина организовал экскурсии для наших учеников на предприятия, где они познакомились с работой современного оборудования. Для ребят открывается больше возможностей увидеть новое, интересное и попробовать создать что-то свое.
– Н. К.: Дети проходят первые профессиональные пробы. Они получают их и в гимназии. Например, занимаются журналистикой, потому что есть замечательный медиахолдинг. Кто-то идет в профессию журналиста, а для кого-то это остается увлечением. Появился в гимназии проект «Школьное телевидение» – и в итоге некоторые дети поступили на кинооператоров, а один выпускник стал изучать в Санкт-Петербурге кинодокументалистику.
Самая главная задача – создавать такие условия, чтобы у учеников было как можно больше профессиональных проб, которые помогли бы им проявить себя в разных сферах деятельности. Что-то у него вызвало интерес, что-то нет, но эти профессиональные пробы состоялись.
Союз физиков и лириков
– Есть ли какие-то данные о будущем учеников специализированных классов, в какие учреждения они поступили, кем работают?
– Н. К.: У нас еще не было выпускников специализированных классов, но статистику, в какие вузы поступают наши ученики, мы ведем каждый год. Как правило, у нас физики и лирики – гуманитарии и технари. Союз у нас «прекрасный».
Еще одна интересная форма профессиональных проб – научные экспедиции. Уникальность этих экспедиций заключается в том, что каждый ее участник выбирает, в каком направлении он будет работать: экология, медиажурналистика, история, краеведение, топонимика и другие. Вернувшись, гимназисты обрабатывают материалы (анализируют копии архивных документов, пишут статьи, монтируют фильмы) и проводят научные конференции по результатам экспедиций. Сейчас мы уже разработали методические рекомендации, как организовать научную экспедицию, и получили за такую работу Малую золотую медаль на выставке Учсиб-2018.
Учимся производить и продавать продукт
– Какова роль специализированных классов в процессе профессионального самоопределения школьников?
– О. Р.: Очень интересный проект – ярмарка предпринимательских компаний. Сначала занимались этим в рамках специализированных классов, а теперь увлеклась вся гимназия. Проект специализированных классов и рассчитан, чтобы охватить всех учащихся.
Каждый класс – это компания, которая представляет продукт своей деятельности. Кто-то показывает, какие растения он выращивает, кто-то производит зубную пасту. Интересный проект – развивающие игрушки – бизиборды. Одна из компаний выпустила календарики с рисунками гимназистов к юбилею города.
В рамках специализированных классов является обязательным изучение экономики и основ предпринимательства. Наши преподаватели прошли обучение в Ольденбургском университете. Они учат ребят составлять бизнес-планы, просчитывать себестоимость, заниматься реализацией своей продукции. Недавно мы выставляли проекты на ярмарке форума «Городские технологии». Например, ученики выпустили несколько игровых программ для коррекции зрения воспитанников детских садов. Или экологический проект по организации современной умной площадки для выгула собак.
– Н. К.: Эти проекты дают возможность гимназистам создавать социально значимые проекты. Например, наши «инженеры» открыли для пенсионеров курсы обучения работы на компьютере. Проект называется «Компьютер – друг поколений».
Будущее за IT-программированием
– Как думаете, какие направления специализированных классов будут актуальны в ближайшем будущем?
– О. Р.: Сейчас по этому поводу идут многочисленные споры. Я думаю, что основополагающим, актуальным в последующие годы будет программирование. Осенью наши гимназисты посетили мастер-класс Панчулы Ю. В. – старшего инженера компании ImaginationTechnologies (США, Силиконовая долина), где программировали на манипуляторе Добот, а затем еще ряд хакатонов, организуемых детским Технопарком. Несколько ребят занимаются биотехнологиями, которые идут на стыке биологии и программирования. Кому-то интересна генная инженерия, кому-то нанотехнологии и т. д.
– Н. К.: У учеников появилось столько возможностей, что они могут попробовать себя в различных областях. Недавно группа медиахолдинга вернулась из Москвы. Ребята побывали на экскурсии в лаборатории компьютерной криминалистики – Group-IB, телеканала РБК, работали в технопарке Сколково. Один из журналистов медиахолдинга, взяв интервью на борту самолета у преподавателя одного из сибирских вузов, написал: «По-другому я воспринял проблемы неподготовленности современных школьников к самостоятельной работе в получении знаний, в написании курсовых работ, в умении отстоять свою позицию. Параллельные пересеклись! Ведь об этом нам твердят и учителя гимназии, призывая нас к активной позиции в социально значимой деятельности, подчеркивают роль свободной речи и многое другое. Из беседы я узнал много нового и интересного и стал ближе к решению своего актуального вопроса, связанного с выбором дальнейшего пути. Уже по-другому воспринималось участие в проектах гимназии, в Большой Игре, что, безусловно, станет важной ступенью в развитии меня как личности». Это дорогого стоит.
– О. Р.: Идет большая работа на всероссийском уровне. Участвуя и побеждая в различных конкурсах, наши ребята за последних 2 года были приглашены в детские центры «Артек», «Орленок», «Сириус», «Смена», «Океан». Для гимназистов это очень значимо.
– Н. К.: Замечательно, что идет поддержка талантливых ребят. Мы включились в российское движение школьников. Наши гимназисты стали победителями конкурса «Российское движение школьников – территория самоуправления». Поддержку детей на российском уровне ощущают и дети, и их родители. В гимназии существует группа «Лидер» – это воспитание лидерских качеств у детей. Радует, что наши выпускники остаются лидерами и в вузах, мы получаем благодарности за их активную жизненную позицию.
– О. М. Профессиональное самоопределение обучающихся в гимназии идет на всех уровнях образования по разным направлениям: и через профориентационную работу, и через практико-ориентированные курсы, и через выполнение обучающимися проектов.
Мы постоянно вносим изменения в структуру и содержание образовательных программ, совершенствуем формы взаимодействия с образовательными партнерами, создаем условия для определения индивидуальной компетентностной траектории каждого обучающегося в гимназии, предоставляя им широкие возможности для осознанного выбора своей будущей профессии.
Количество просмотров: 2677 |
Добавить комментарий