Букарева Наталья Николаевна,

начальник отдела по работе со школьными музеями
МБУДО «ГЦ «Виктория» г. Новосибирска

 
Добрый день, уважаемые читатели!

Материалы, с которыми Вы сегодня познакомитесь в нашей рубрике, были представлены на курсах повышения квалификации для педагогов дополнительного образования – руководителей школьных музеев.

Отдел по работе со школьными музеями МКУДО «ГЦФКиПВ «Виктория» уже много лет проводит курсы повышения квалификации для руководителей музеев образовательных организаций «Содержание и методика краеведения в современной школе». Этот год не стал исключением: 26 марта очередная группа слушателей пришла за новыми знаниями.

Цель курсов – познакомить руководителей школьных музеев с теоретическими и практическими знаниями в области музейной педагогики, рассмотреть их использование в учебно-воспитательном процессе.

Чем выше квалификация педагога, тем более ценен этот специалист для образовательного учреждения. От этих знаний напрямую зависит качество проводимых занятий, уроков, организованных мероприятий. Высококвалифицированные кадры создают имидж учреждения. Поэтому курсы повышения квалификации всегда будет актуальны.

Руководители школьных музеев должны обладать не только узкоспециальными знаниями. Выбор тематики обучающих семинаров наших курсов различен и обширен: «Психолого-педагогическое сопровождение личностного роста ребенка в патриотическом воспитании», «Документация школьного музея», «Организация проектной деятельности учащихся в школьном музее», «Экскурсионная деятельность – одна из основной формы работы музея», «ИКТ в издательской деятельности школьного музея» и другие. Особенность курсов такова, что слушатели в процессе учебы активно делятся своими наработками, знакомятся с опытом музейной работы образовательных организаций нашего города.

Три года назад в программе курсов появилась новая форма семинара – выездной. В разные годы группа выезжала в р.п. Колывань, город Томск. В 2018 году слушатели посетили в р.п. Сузун.

Большинство сегодняшних авторов представляют опыт работы школьных музеев Сузунского района Новосибирской области. Статья авторов из школы № 37 не выходит за границы данной тематики. Читатели познакомятся с реализацией особенного проекта, организованного в рамках работы школьного музея.

Хочу поблагодарить всех коллег за работу и выразить надежду на дальнейшее сотрудничество.

Музей как компонент воспитательной системы школы

Усова Нина Сергеевна

Музей «Возрождение» в Болтовской школе действует с 21 февраля 2004 года. Профиль музея – комплексно-краеведческий. Работа музея осуществляется в соответствии с перспективным планом «След на земле» на 2017–2020 годы. Цель работы музея: организация краеведческой поисковой деятельности, направленной на воспитание гражданско-патриотических качеств личности учащихся, на познание традиций своего народа, истории родного края, жизни выпускников школы, села Болтово.

Воспитание школьников средствами музея

Павленко Ирина Анатольевна

Воспитание учащихся – это сложный, многофакторный процесс, так как на личность человека оказывают влияние и семья, и школа, и различные коллективы, с которыми он связан в своей жизни, и среда товарищей, и различные средства общественно-политической идеологии. Школьный музей сегодня является эффективным средством воспитания подрастающего поколения.

Историко-краеведческий музей «Родная пристань»

Гриценко Зинаида Васильевна

Пятьдесят лет я отдала служению школе. В 1966 году я начала работать в Чингисской школе старшей пионервожатой. Позже работала и воспитателем, и заместителем директора по воспитательной работе, с 1973 года работаю учителем истории и обществознания. В Шайдуровской школе работаю с 1967 года. Постоянно вела дополнительную общественную работу, общалась с людьми наших сел М-Крутишки и Шайдурово. Давно возникла мысль о создании школьного музея. Материала было очень много!

Музей в школе: пространство творческих инициатив

Борисова Светлана Анатольевна

В последнее десятилетие усиливается интерес к истории родного края, активно разрабатываются региональные и местные краеведческие программы. Это находит своё отражение в организации различных видов краеведческой образовательной деятельности: работе факультативов, кружков, поисковых отрядов, групп, клубов и других объединений в учреждениях образования. Закономерным итогом краеведческой деятельности учащихся нередко становится создание музеев, выставок, экспозиций по истории, культуре и природе родного края и истории своего образовательного учреждения.

Музей как центр исследовательской и краеведческой работы в школе

Казанцева Антонина Витальевна

В настоящее время возрос интерес к краеведению, т.е. комплексному изучению родного края в различных аспектах: природно-географическом, культурном, историческом. И наши учителя в своей урочной и во внеурочной деятельности всё чаще обращаемся к проблеме использования краеведческого материала с целью формирования знаний, умений и ценностных ориентаций, развитию творческих способностей, воспитания уважения к культуре и истории родного края.

Наши таланты

Чазова Юлия Владимировна, Чугунова Людмила Леонидовна

Все педагоги и ученики школы-интерната № 37 готовятся к важному событию. Нашей школе исполняется 90 лет. Юбилей – это возможность по достоинству оценить сделанное, повод оглянуться на прожитые годы. Прошлое не исчезает бесследно, оно пробивается в настоящее, оставляя тысячи свидетельств своего существования в виде памятников материальной и духовной культуры. Хранителем всего этого достояния является музей.

Функциональные и психологические особенности бойцов военно-патриотического клуба «Путь героя»

Ковалева Татьяна Алфировна

В статье представлены функциональные показатели бойцов военно-патриотического клуба «Путь героя». Цель исследования – выяснить, как отражается деятельность военно-патриотического клуба на состоянии вегетативной нервной системы и сердечно-сосудистой системы обучающихся.