Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. ФГОС ДО закрепляет приоритет духовно-нравственного воспитания. Одной из задач стандарта является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка. Какие нравственные качества сформируются у ребенка, зависит, прежде всего – от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах. Важным направлением работы с детьми дошкольного возраста является краеведение – ознакомление с родной страной, культурным и историческим наследием России.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, древним традициям, фольклору. В нашем саду с 2009 работает этнографический музей «Русская изба». Мы, педагоги, во главе с руководителем музея Болотиной Светланой Владимировной, знакомим детей с историей и бытом русского народа с его праздниками, обычаями и традициями, приобщая их к русской народной культуре, что является средством формирования у воспитанников патриотических чувств и развития духовности. Также наши дети посещают Музей Боевой Славы, который находится в 142 школе, музей истории Первомайского района, музей Сказок, сотрудничаем с библиотекой Дубинина, Пожарной частью № 7, подстанцией скорой помощи Первомайского района и отделом ГИБДД.
Воспитание в детском саду невозможно без взаимодействия с родителями. В большинстве современных семей уклад жизни в соответствии с православными традициями утрачен. Поэтому обязательно ведётся знакомство с народными и православными праздниками, с которыми мы знакомим детей – Рождество, Масленица, Пасха и другие. Взаимодействие педагогов и родителей в духовно-нравственном воспитании детей проходит также через беседы, круглые столы, образовательную деятельность и совместные мероприятия. В нашем детском саду мы стараемся создать все необходимые условия для осуществления работы в данном направлении. Совместная деятельность педагогов и родителей позволяет не только формировать у ребенка нравственные качества, расширять кругозор, но и повышает педагогическую грамотность родителей.
Нравственные чувства формируются у детей в процессе их взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Причем сначала возникает чувство сопереживания радости, а затем уже сопереживание горя. Задача воспитания у детей нравственных чувств решается тем успешнее, чем гуманнее сами взрослые, чем добрее и справедливее они относятся к детям. В деле воспитания самое главное приобрести доверие и любовь ребенка, главное – знать, что любовь завоевывается преимущественно любовью. И нельзя забывать, что нравственность – это внутренняя установка человека действовать согласно совести. Детям необходимо не только разъяснять нравственные правила, принципы и нормы, но и своим примером демонстрировать их на практике, чтобы он мог отличить плохое от хорошего, а его стремления и желания были направлены на созидание, самоопределение и развитие в себе таких качеств и ценностей, благодаря которым мы твердо скажем о нём в будущем – он настоящий патриот и гражданин своей Родины!
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к себе, к семье, близким людям, к детскому саду, к родному городу и к родной стране, ее героям и гордости за них. Нравственно-патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин: особенности дошкольного возраста, подмены понятия «патриотизм» в современном мире, отсутствие концепции, теоретических и методических разработок для детей дошкольного возраста.
Уровень представлений детей о патриотизме во многом зависит от того, какое содержание материала для восприятия и понимания отобрано воспитателем, какие методы и способы используются. В нашем ДОУ мы используем следующие методы:
– Методы формирования сознания личности – разъяснение, рассказ, беседа, метод примера и др. С помощью этой группы методов у детей формируется система понятий, взгляды, убеждения.
– Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения – приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, методы иллюстрации и демонстрации. Ребенок осваивает окружающую действительность, познает мир в процессе разнообразной деятельности. Деятельность в природной и социальной среде – непременное условие развития и воспитания личности.
– Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения ребенка – познавательная игра, эмоциональное воздействие, поощрение и наказание.
В практической деятельности педагоги, выбирая методы патриотического воспитания, руководствуются целью воспитания, его задачами, содержанием в целом. При этом большое значение имеет возраст детей. Необходимо сказать о том, что в дошкольном возрасте одним из ведущих методов воспитания является игровой метод, так как основной вид деятельности детей – это игра.
Следует учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства у него проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной, ее людьми. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей осуществляется постоянно, на занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу.
Главной целью в патриотическом воспитании дошкольников выступает закладывание основ нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми. Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, интеллектуального, эстетического, экологического, а также физического воспитания. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в проектной деятельности, в театрализации, в играх, в труде, в быту – так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
Большая роль в патриотическом воспитании уделяется Дню Победы. Масштабная проектная и исследовательская работа ведется в старших группах и среди сотрудников, оформляются стенды и выставки, пополняется книга Памяти. Дети каждый год, несмотря на погодные условия, возлагают цветы к Монументу Славы, выпускают в небо шары и выступают на митинге. Хочу отметить, что традицией нашего ДОУ стало выступление на митинге у Монумента Славы в Первомайском районе в честь Победы в Великой Отечественной войне нашего творческого коллектива «Росиночка», руководителями которого являются Смирнова Марина Сергеевна и Гончарова Кристина Сергеевна. Участниками театрально-танцевальных композиций являются и воспитанники, и педагоги, которые начинают приобщать и вовлекать дошкольников в происходящее уже со средней группы. А родители, являясь неотъемлемой частью воспитательного процесса – всячески поддерживают нас в этом начинании.
В результате этого, постепенно ребёнок понимает, что он – частица большого коллектива – детского сада, класса, школы, а затем и всей нашей страны. Общественная направленность поступков постепенно становится основой воспитания гражданских чувств и патриотизма. Но чтобы закрепить эту основу, нужно постоянно пополнять опыт участия детей в общих делах, упражнять их в нравственных поступках. Нужно чтобы у дошкольника формировалось представление о том, что главным богатством и ценностью нашей страны является ЧЕЛОВЕК.
Возрождение духовно-нравственного, патриотического воспитания – это шаг к возрождению России. И если говорить в двух словах, как надо воспитывать своих детей? Я отвечу: своим примером!
Список литературы:
1. Метенова Н.М. Педсовет. Нравственное воспитание. Новые подходы к проведению педагогических советов в ДОУ//ООО ИПК «Индиго», 2017. – 61с.
2. Божович Л.И. Избр. психол. труды. Проблемы формирования личности /Под ред. Д. И. Фельдштейна. – М.: АСТ, 1995.
3. Виноградова А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 4. – С. 33-35.
4. Виноградова Н.Ф. Воспитателю о работе с семьей // Дошкольное воспитание. – 2003. – №2. – С. 25-27.
5. Выготский Л.С. Детская психология // Собр. Соч. – М., 1982. т. 4. – 386 с.
6. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребёнка. – СПб.: Речь, 2004. 272 с.
7. Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника// издательство М.: Просвещение, 1987. – 144 с.
8. Диалоги о воспитании: (Книга для родителей). Ваш ребёнок. Педагогика семейных отношений. Когда наступает зрелость / Под ред. В.Н. Столетова, О.Г. Свердлова. – М.: Педагогика, 1980. 320 с.
9. Коломийченко Л.В., Воронова О.А. Семейные ценности в воспитании детей 3-7 лет //ООО ТЦ «Сфера»,2013. – 125с.
10. Иванова Т.В. Система работы по воспитанию чувства патриотизма. Старшая группа//ИТД «Корифей», 2008. – 96с.
11. Дошкольная педагогика: методика и организация воспитания в детском саду / Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1991. – 288 с.