«Российскому образованию требуется спокойное эволюционное развитие»
В Новосибирск приезжал известный ученый в области педагогики, один из разработчиков Федеральных государственных образовательных стандартов Александр Михайлович Кондаков.
Александр Михайлович – доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, Лауреат Премии Президента Российской Федерации в области образования (2004), Премии Правительства Российской Федерации в области образования (2009), кавалер медали ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.
Александр Михайлович Кондаков любезно согласился ответить на вопросы электронной газеты «Интерактивное образование».
«Школа работает в условиях высокой степени неопределенности»
– Александр Михайлович, тема сегодняшнего номера газеты «Роль образовательного учреждения в профессиональном самоопределении учащихся». Что Вы думаете по поводу профориентации сегодняшних школьников? Кажется ли Вам эта тема актуальной?
– Вопросы профориентации всегда были актуальны для системы общего образования, причем очень важно раннее выявление склонностей, интересов и пристрастий детей. Задача любой образовательной организации, начиная с детского сада, состоит в том, чтобы максимально поддержать ребенка в его стремлениях, желаниях, способностях и возможностях.
На сегодняшний день профориентационная задача сильно изменилась и будет меняться дальше, потому что школа готовит ребенка к жизни в условиях с очень высокой степенью неопределенности. Мы сегодня не можем предсказать, какой будет мир, когда сегодняшние первоклассники закончат одиннадцатый класс, а тем более, когда они закончат университет. Мы не можем предсказать, какие профессии будут наиболее востребованы на рынке труда. Мы живем в условиях, когда лавинообразное нарастание объема информации делает невозможным выделение того, что мы традиционно называли минимум содержания образования, с которым мы жили не то что десятилетия, а столетия.
Говоря о профориентации, мы, прежде всего, должны выявить те ключевые задачи, которые стоят перед школой, сегодня уход от традиционно знаниевой модели к деятельностной. И, если мы понимаем, что в условиях XXI века главная задача системы образования – подготовить успешного гражданина России, то мы говорим о личностно-ориентированном образовании, где главными становятся те навыки и компетенции XXI века, которые позволяют человеку считать себя успешным: креативность, критическое мышление, владение современными технологиями, личностные качества, ценностные ориентиры, гражданские качества – т.е. все то, что характеризует человека, как личность.
Поэтому первое, с чего начинается профориентационная работа в школе – это формирование той социокультурной образовательной среды школы, или, как мы привыкли называть, школьного уклада, который формирует качества личности, необходимые в XXI веке. Среди личностных качеств я бы отдельно отметил такие, как упорство, настойчивость в достижении цели, лидерство, т.е. желание добиться лучшего результата, уважение к окружающим, умение избегать конфликтов и многие другие, то, что решается на уровне образовательных технологий, формирования всей системы воспитания и социализации в образовательной организации.
Второй очень важный момент – это поддержка запросов обучающихся и их семей. К сожалению, за постсоветский период школа очень сильно сконцентрировалась на знаниевой модели. И только в стандарте второго поколения мы вернули внеурочную деятельность дня как полноценную часть образовательного процесса, воспитание, как важнейшую составную часть образования. Говоря о второй половине дня, мы должны понимать, что, к сожалению, в рамках стандарта, школы зачастую используют ее как время для дополнительных занятий математикой или английским языком. На самом деле, это, во-первых, не учебные занятия, а во-вторых, это поддержка личностных запросов каждого обучающегося. Это всевозможные кружки, секции – все то, что отвечает личностным, персонализированным запросам каждого ребенка, позволяет выявить его склонности и интересы, а самое главное, их поддержать.
Естественно, в эту деятельность активно включается система дополнительного образования, которая в более расширенном варианте решает те задачи, которые не может решить школа. Этим занимаются дома творчества, специализированные спортивные секции и другие учреждения культуры, спорта и т.д. В данном случае мы говорим о максимальном раскрытии потенциала каждого ребенка.
Третий существенный момент – это чисто учебная деятельность, выявление склонности ребенка, возможность соответствующего углубления знаний по конкретным общеучебным дисциплинам. Как правило, предпрофильная подготовка начинается с 7 класса. Это могут быть школы: с углубленным изучением иностранного языка, предметов естественнонаучного, гуманитарного цикла и т.д. Иногда родители «держатся за хорошую школу», за педагогов, на самом деле не всегда, выходя из таких профильных классов, дети выбирают свое будущее, исходя из этой специальности.
– Как во ФГОСах отражена профориентационная работа?
– Действующие федеральные государственные образовательные стандарты предполагают начало профориентационной работы в 8-9 классе и более активную работу в 10-11 классе. В данном случае вся деятельность по профориентации, по поддержке ребенка с точки зрения выбора будущей образовательной стратегии сконцентрирована на уровне образовательной организации и зависит от того, насколько эффективно эта задача решается.
Эта тема сегодня исключительно актуальна. Актуальна не только с точки зрения деятельности школы, как образовательной организации, но и организации профессионального образования, и работодателя. Поэтому объединение усилий этих важнейших субъектов образовательных отношений – ключевая задача не только и не столько Новосибирской области, сколько федерального уровня.
«Мы должны признать, что есть существенные риски введения стандарта основной школы»
– Насколько успешно, на ваш взгляд, сегодня реализуются ФГОСы? Так ли предполагалось внедрять их изначально?
– Как руководитель группы разработки стандартов второго поколения, я не могу сказать, что нахожусь в полном восторге от организации введения стандартов. Если говорить о введении стандартов начального общего образования, то на том этапе была проведена очень большая работа, связанная с разработкой примерной основной образовательной программы и вообще всего научно-учебно-методического обеспечения реализации стандарта. Апробация была проведена в 14 субъектах федерации, в процедурах апробации были задействованы более 700 школ. Сам процесс введения стандарта прошел относительно безболезненно.
Очень важный результат – это увеличение объема финансирования (более чем в три раза), массовое повышение квалификации и переподготовка педагогов, введение второй половины дня как обязательной составляющей основной образовательной программы практически во всех субъектах федерации и пр.
А самое главное – это изменение образовательных результатов наших детей. В прошлом году завершился первый четырехлетний цикл введения стандарта начальной школы, и мы получили первые результаты. Они показали, что по уровню компетентности, читательской, математической и естественнонаучной грамотности мы отмечаем достаточно существенный рост. Что принципиально важно – это рост с точки зрения эффективности проектно-учебно-исследовательской деятельности, то есть способности детей решать конкретные практико-ориентированные задачи на междисциплинарном уровне.
К сожалению, на уровне основного общего образования (на федеральном уровне) до сих пор практически не разработана соответствующая нормативно-правовая документация. Широкой общественностью обсуждается примерная основная образовательная программа, которая у меня, как и у других специалистов, вызывает достаточно серьезные вопросы.
Мы должны признать, что есть существенные риски введения стандарта основной школы с точки зрения повышения квалификации, переподготовки учителей. Не в полном объеме подготовлены и обеспечены вопросы учебно-методического и научно-методического обеспечения. Стандарт был разработан в 2010 году, фактически пять лет назад, и сейчас он требует существенного обновления с точки зрения развития современных информационно-коммуникационных технологий, развития технологий мобильного образования, сетевого взаимодействия образовательных организаций и многого другого.
Еще больше вопросов вызывают стандарты среднего общего образования, т.е. 10-11 классы. Здесь возникает проблема на более серьезном уровне, которая волнует нас и с точки зрения начальной и основной школы – это система оценивания. До настоящего времени вся деятельность образовательных организаций не столько нацелена на реализацию стандартов соответствующего уровня в образовании, сколько на достижение требований измерителя, то есть ОГЭ, ЕГЭ. Они, к сожалению, не в полной мере нацелены на реализацию требований стандарта. Поэтому, если мы говорим о том, что стандарт старшей ступени школы, основной школы, начальной школы направлен, прежде всего, на полноценное развитие ребенка с соответствующим уровнем образования, на формирование его личности, то ЕГЭ, ОГЭ фиксируют в основном предметные, знаньевые результаты, частично компетентностные результаты, но никак ни достижения личностных результатов, которые сегодня в большей степени волнуют бизнес и общество.
Поэтому с точки зрения реализации ФГОСов требуется большая серьезная работа. Она проводится во многих субъектах федерации. С одной стороны, это хорошо, поскольку люди, которые конкретно отвечают за образование в регионах, в данном случае гораздо больше федеральных чиновников уделяют внимания решению этих задач и понимают, что за успешность реализации этих программ придется отвечать им. Но здесь кроется другая опасность. Это опасность сегментации единого образовательного пространства страны. Это тоже серьезная проблема, за которой надо внимательно следить и своевременно принимать соответствующие решения.
«Мы устали от реформ»
– Какие новые реформы ожидаются в российском образовании?
– Если честно, я надеюсь, что российское образование не ожидают больше никакие реформы, мы от них уже устали. Хотелось бы спокойного эволюционного развития.
В ближайшей перспективе нас ждет реализация масштабной программы «Развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года». Это позитивный момент, особенно в контексте оказания помощи детям в их профессиональном самоопределении. Эта программа предусматривает достаточно серьезные инвестиции, начиная с 2016 по 2020 годы, надеюсь, они сохранятся.
Второй момент – это реализация федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Проект начнет реализовываться в этом году, сейчас регионы будут готовить дорожные карты. Эта программа инклюзивного образования. Она имеет свои плюсы и свои минусы – очень серьезные проблемные зоны. Вопрос – как реализовать инклюзивное образование в обычных общеобразовательных школах?. Поскольку дети с ограниченными возможностями здоровья требуют особых условий, особой подготовки педагогов, а на сегодняшний день мы не имеем достаточной нормативной базы, которая регулирует эти взаимоотношения. Это две самые серьезные темы: дополнительное и инклюзивное образование.
И конечно, реализация стандартов дошкольного образования, реализация основных образовательных программ дошкольного образования. Это тоже важная тема, на которую направляются большие деньги. Это запросы каждой семьи, запросы субъектов федерации, потому что на сегодняшний день дошколята – это основная категория детей, на которые мы должны обратить свое внимание. Раннее развитие ребенка – это главная основа успешности и ребенка, и его семьи, и страны в целом.
Для справки:
А. М. Кондаков – государственный и общественный деятель, известный ученый, член-корреспондент Российской академии образования.
После окончания Московского государственного педагогического института им. В.И. Ленина работал учителем географии и английского языка. В 1982-1985 гг. обучался в аспирантуре кафедры экономической географии МГПИ. В 1985-1997 гг. – ассистент, старший преподаватель, доцент кафедры экономической географии, начальник Управления международных связей МГПИ. В 1997 г. был назначен помощником заместителя Председателя Правительства РФ по вопросам образования. С июня 1998 г. по июнь 2001 г. – заместитель министра общего и профессионального образования РФ. С марта 2001 г. по август 2012 г. – генеральный директор издательства «Просвещение». С ноября 2013 г. по июль 2014 г. – Председатель совета директоров, генеральный директор ООО «ДРОФА». С октября 2014 г. – Президент ООО «Институт мобильных образовательных систем».
Автор девяти монографий и более 100 научных статей, посвященных вопросам совершенствования системы российского образования и учебного книгоиздания. Деятельность А.М. Кондакова направлена на совершенствование российского образования и его учебно-методического обеспечения, развитие новых образовательных технологий, создание комплексной современной образовательной среды с целью образования и воспитания подрастающего поколения граждан России.
Под руководством и при участии А. М. Кондакова разработаны и реализованы проекты:
– «Реформирование системы образования Российской Федерации» (2001);
– «Российский общеобразовательный портал – school.edu.ru» (2001);
– «Информатизация системы образования Российской Федерации» (2002);
– Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего (2009), основного общего (2010) и среднего (полного) общего образования (2012);
– Федеральные государственные требования к дошкольному образованию (2010);
– Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2010), ставшая методологической и идеологической основой федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, созданы инновационные системы учебников для всех уровней общего образования: «Перспектива», «Сферы», «Академический школьный учебник», разработаны примерные основные образовательные программы, реализующие требования ФГОС общего образования.
Количество просмотров: 3321 |
Добавить комментарий