Зезюля Людмила Николаевна,

учитель английского языка
высшей квалификационной категории
МАОУ Гимназии № 11 «Гармония» г. Новосибирска

 
Одаренные дети: характеристика, проблемы выявления и развития

В душе каждого ребенка есть невидимые струны.
Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат.
В.А. Сухомлинский

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения и способности нестандартного поведения.

Обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен развивать свои способности и здесь очень многое зависит от семьи и от школы.

Прогресс цивилизации зависит от людей творческих и одаренных. Важнейшая задача общества – сохранить и развивать одаренность каждого. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования. Поэтому работа с одаренными детьми требует глубокого понимания природы «одаренности». И нам, педагогам, в своей повседневной практической деятельности приходится быть очень внимательными к каждому ребенку.

Давайте рассмотрим сферу личностного развития одаренного ребенка, куда входят следующие характеристики:

Увлеченность – это одна из ведущих характеристик одаренности. Деятельность выступает эффективным средством развития способностей, стимулируется интересом к ее содержанию.

Перфекционизм – это стремление доводить результаты своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям; это упорное стремление переделывать работу до соответствия самым высоким стандартам.

Социальная автономность характеризуется степенью детской самостоятельности и независимости, готовность отстаивать свою точку зрения, стремление действовать и поступать нетрадиционно, оригинально.

Лидерство выражается в доминировании в межличностных отношениях, совместных делах, что дает опыт принятия решений. Ребенок проявляет инициативу в общении, принимает на себя ответственность.

Соревновательность – это склонность к конкурентным формам взаимодействия. Она проявляется в склонности или нежелании участвовать в конкурентных формах взаимодействия.

Широта интересов – это разнообразные, устойчивые интересы ребенка, это основа многообразного опыта. Она проявляется в стремлении заниматься самыми разнообразными, не похожими друг на друга видами деятельности, в желании попробовать свои силы в разных сферах.

Для одаренного ребенка свойственны следующие процессы:

Оригинальность мышления – это способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных и общепринятых. Они проявляется в мышлении и поведении ребенка, в общении со сверстниками и взрослыми, во всех видах его деятельности (это рисунки, проекты, различные творческие работы, эссе и т.д.).

Гибкость мышления – это способность быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи; это умение находить альтернативное решение проблем, менять направление поиска решения проблемы.

Продуктивность (беглость мышления) – это способность к генерированию большого количества идей, разнообразные варианты решения проблем и продуктов деятельности (проекты, брошюры, рисунки, эссе).

Способность к анализу и синтезу. Наиболее ярко эта способность проявляется при решении логических задач и проблем, она может быть выявлена практически в любом виде деятельности.

А теперь позвольте поделиться опытом творческого подхода педагогов МАОУ Гимназии № 11 «Гармония» на педагогическом совете «Роль педагогического коллектива по выявлению и сопровождению одаренности в рамках ФГОС»: группа учителей (Водолеи) представляли ассоциативную группу «Учитель – Одаренный ученик», где учитель – пахарь, а ученик – зернышко, перекликаясь с высказыванием В.А. Сухомлинского: «Одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания».

 

А теперь поговорим о проблемах выявления одаренности:

– иногда трудно понять – одаренный это ребенок или ярко выраженная индивидуальность;

– одаренный или непредсказуемый;

– первоначальным этапом в работе по выявлению детской одаренности должен быть диагностический, который предполагает использование разносторонней информации, включающей мнение родителей, учителей, тестирование психолога и других специалистов;

– должен выявляться еще в начальной школе, но не всегда это происходит.

Проблемы развития одаренности:

– считаю, что принципиальное значение играет семья, которая должна работать в сотрудничестве с педагогическим коллективом по целеполаганию и прогнозированию развития ребенка;

– работа с психологом по развитию одаренного ребенка, начиная с начальной школы.

Далее хочу поделиться интересным опытом по выявлению и развитию одаренности – это опыт научно-исследовательской работы.

Исследовательская работа представляет собой хорошую школу умственного труда с высоким содержанием творчества, с одной стороны, и строгости в результатах – с другой. Исследовательская работа дает ученикам огромные возможности для закрепления многих учебных навыков и приобретения новых компетенций:

– развивает у школьников творческие способности и вырабатывает  у них исследовательские навыки (оформление библиографии, создание структуры работы и оформление ее);

– формирует аналитическое и критическое мышление в процессе творческого поиска и выполнения исследований;

– дает возможность проверить свои наклонности, профессиональную ориентацию, готовность к предстоящей трудовой деятельности;

– воспитывает целеустремленность и системность в учебной, и трудовой деятельности;

– благодаря достижению поставленной цели и представлению полученных результатов способствует их самоутверждению.

Немалую роль играет сам факт выявления учеников, желающих заниматься исследовательской работой. Важно не только разглядеть «искру» исследовательского таланта, но и помочь в выборе темы предполагаемого исследования, определить круг проблем, требующих решения, подобрать необходимую литературу. Важно, чтобы учащийся с первых шагов понял значимость своего исследования, возможность его практического применения (выступление на уроке, использование работы другими учащимися для подготовки домашних заданий, докладов, ответов на экзаменах, участие в конкурсах). Регулярная и кропотливая индивидуальная работа с детьми в этом направлении имеет свои  результаты: каждый год мои ученики занимаются научно-исследовательской работой и занимают призовые места. А это конкретные результаты деятельности в работе с одаренными детьми:

Национальное Достояние России – II место (заочно) – Шарапенко Настя 10 класс;

Национальное Достояние России – II место (очно) – Хренова Евгения 9 класс;

Национальное Достояние России – II место (очно) – Шарапенко Настя 11 класс и Нечунаева Настя;

Национальное Достояние России – II место (заочно) – Маркарова Светлана 10 кл.;

Национальное Достояние России – I место (очно) – 2015 год – Смолина Екатерина, 11 класс;

НПК (район) – победитель – Шарапенко Анастасия;

НПК (район) – победитель – Смолина Екатерина.

         

Говоря в целом о работе с одаренными детьми, хочу отметить, что эмоциональный мир одаренного ребенка перенасыщен, и моя задача как учителя научить его выражать себя так, чтобы его понимали окружающие. Но при этом самое главное – не подавить в ребенке его индивидуальность, те черты и особенности, которые, собственно говоря, и делают его другим.