Новый номер нашей газеты посвящен важной проблеме профессионального самоопределения учащихся. Учреждения дополнительного образования детей всегда считали профессиональную ориентацию одной из составляющих содержания образовательного процесса, благо широкий спектр направлений творческой деятельности, реализуемый в учреждениях, позволяет представить ребенку огромный спектр возможностей.
Говоря о самоопределении ребенка, как одной из целей дополнительного образования логично сделать следующие акценты. Главная задача педагога дополнительного образования – личностное самоопределение. Мы не готовим будущих инженеров или художников, мы стараемся создать условия для взращивания социально активной, самостоятельной, готовой к нравственному, а потом уже к профессиональному выбору личности. И если рассматривать профессиональное самоопределение, то можно выделить еще один системный феномен. В дополнительном образовании – это ориентация на специально-предметную компоненту, когда ребенок связывает свою будущую профессию с профилем творческого объединения, а во-вторых, самоопределение обучающегося как педагога. Почему я сегодня говорю об этом. Исследования показывают, что большинство педагогов дополнительного образования начинали свой творческий путь во внешкольных учреждениях, ныне учреждениях дополнительного образования. Этому способствовали те отличительные характеристики дополнительного образования: свободный выбор вида творческой деятельности, неформальный характер общения педагога и обучающегося, работа в разновозрастных коллективах, возможности попробовать себя в роли наставника, участие в социально-значимой деятельности и многое другое.
Обратилась я к этой теме и потому, что совсем недавно, 17 апреля, завершился региональный конкурс педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям». Это серьезный форум лучших педагогических кадров системы дополнительного образования Новосибирской области, событие для нашего региона значительное и значимое. 35 педагогов состязались в своём профессиональном мастерстве в 7 номинациях: социально-педагогическая, физкультурно-спортивная, туристско-краеведческая, эколого-биологическая, научно-техническая, художественная и «изобразительное и декоративно-прикладное творчество». Конкурсантов принимали 7 конкурсных площадок: Центр развития творчества детей и юношества Новосибирской области, а также городские учреждения – Дом детского творчества им. В. Дубинина, Центр развития творчества детей и юношества Заельцовского района, Дворец творчества детей и учащейся молодежи «Юниор», Центр детского творчества «Содружество», Дом детского творчества «Центральный» и Дом детского творчества им. А. И. Ефремова.
В течение двух конкурсных дней педагоги представляли визитную карточку «Мое педагогическое кредо», защищали образовательные программы, проводили открытые учебные занятия на тему «Введение в образовательную программу» и состязались в конкурсе эссе на импровизированную тему. Победителями конкурса стали:
– Суржа Ирина Борисовна, педагог дополнительного образования Центра развития творчества детей и юношества Заельцовского района, г. Новосибирск;
– Тыщенко Михаил Викторович, педагог дополнительного образования Детско-юношеского шахматного центра «Маэстро», г. Бердск;
– Вдовенко Валентина Владимировна, педагог дополнительного образования Центра детского творчества «Мечта», Коченёвский район;
– Махнев Максим Юрьевич, педагог дополнительного образования Центра дополнительного образования «Алые паруса», г. Новосибирск;
– Степаненко Наталья Александровна, педагог дополнительного образования Центра дополнительного образования, г. Искитим;
– Михайлова Татьяна Александровна, педагог дополнительного образования Центра детского творчества Татарского района;
– Куклин Евгений Борисович, тренер-преподаватель Областного центра детского (юношеского) технического творчества «Автомотоцентр», Новосибирск.
Кто-то из победителей представить наш регион осенью на Всероссийском конкурсе. Пожелаем удачи всем конкурсантам и обратимся к опыту педагогов по реализации задач профессионального самоопределения в творческих коллективах различной направленности. Сегодня в нашей рубрике представлен опыт педагогов из учреждений дополнительного образования нашего города: Дом детского творчества «Первомайский», Центр внешкольной работы «Галактика», Дом детского творчества им. А. И. Ефремова и Центр внешкольной работы «Пашинский».
Читайте с удовольствием!