Колышкина Татьяна Игоревна,

заместитель директора

МАУДО ДЮЦ «На Комсомольской» г. Калининграда

 
Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Новый номер нашей газеты посвящен важной проблеме профессионального самоопределения учащихся. Учреждения дополнительного образования детей всегда считали профессиональную ориентацию одной из составляющих содержания образовательного процесса, благо широкий спектр направлений творческой деятельности, реализуемый в учреждениях, позволяет представить ребенку огромный спектр возможностей.

Говоря о самоопределении ребенка, как одной из целей дополнительного образования логично сделать следующие акценты. Главная задача педагога дополнительного образования – личностное самоопределение. Мы не готовим будущих инженеров или художников, мы стараемся создать условия для взращивания социально активной, самостоятельной, готовой к нравственному, а потом уже к профессиональному выбору личности. И если рассматривать профессиональное самоопределение, то можно выделить еще один системный феномен. В дополнительном образовании – это ориентация на специально-предметную компоненту, когда ребенок связывает свою будущую профессию с профилем творческого объединения, а во-вторых, самоопределение обучающегося как педагога. Почему я сегодня говорю об этом. Исследования показывают, что большинство педагогов дополнительного образования начинали свой творческий путь во внешкольных учреждениях, ныне учреждениях дополнительного образования. Этому способствовали те отличительные характеристики дополнительного образования: свободный выбор вида творческой деятельности, неформальный характер общения педагога и обучающегося, работа в разновозрастных коллективах, возможности попробовать себя в роли наставника, участие в социально-значимой деятельности и многое другое.

Обратилась я к этой теме и потому, что совсем недавно, 17 апреля, завершился региональный конкурс педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям». Это серьезный форум лучших педагогических кадров системы дополнительного образования Новосибирской области, событие для нашего региона значительное и значимое. 35 педагогов состязались в своём профессиональном мастерстве в 7 номинациях: социально-педагогическая, физкультурно-спортивная, туристско-краеведческая, эколого-биологическая, научно-техническая, художественная и «изобразительное и декоративно-прикладное творчество». Конкурсантов принимали 7 конкурсных площадок: Центр развития творчества детей и юношества Новосибирской области, а также городские учреждения – Дом детского творчества им. В. Дубинина, Центр развития творчества детей и юношества Заельцовского района, Дворец творчества детей и учащейся молодежи «Юниор», Центр детского творчества «Содружество», Дом детского творчества «Центральный» и Дом детского творчества им. А. И. Ефремова.

В течение двух конкурсных дней педагоги представляли визитную карточку «Мое педагогическое кредо», защищали образовательные программы, проводили открытые учебные занятия на тему «Введение в образовательную программу» и состязались в конкурсе эссе на импровизированную тему. Победителями конкурса стали:

– Суржа Ирина Борисовна, педагог дополнительного образования Центра развития творчества детей и юношества Заельцовского района, г. Новосибирск;

– Тыщенко Михаил Викторович, педагог дополнительного образования Детско-юношеского шахматного центра «Маэстро», г. Бердск;

– Вдовенко Валентина Владимировна, педагог дополнительного образования Центра детского творчества «Мечта», Коченёвский район;

– Махнев Максим Юрьевич, педагог дополнительного образования Центра дополнительного образования «Алые паруса», г. Новосибирск;

– Степаненко Наталья Александровна, педагог дополнительного образования Центра дополнительного образования, г. Искитим;

– Михайлова Татьяна Александровна, педагог дополнительного образования Центра детского творчества Татарского района;

– Куклин Евгений Борисович, тренер-преподаватель Областного центра детского (юношеского) технического творчества «Автомотоцентр», Новосибирск.

Информация о победителях и призерах регионального конкурса педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям»

Кто-то из победителей представить наш регион осенью на Всероссийском конкурсе. Пожелаем удачи всем конкурсантам и обратимся к опыту педагогов по реализации задач профессионального самоопределения в творческих коллективах различной направленности. Сегодня в нашей рубрике представлен опыт педагогов из учреждений дополнительного образования нашего города: Дом детского творчества «Первомайский», Центр внешкольной работы «Галактика», Дом детского творчества им. А. И. Ефремова и Центр внешкольной работы «Пашинский».

Читайте с удовольствием!

Реализация профориентированных программ в Доме детского творчества «Первомайский»

Кривошеева Юлия Николаевна

Новый Федеральный закон «Об образовании» гласит: «Дополнительное образование детей обеспечивает адаптацию к жизни в обществе, ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности».

Вожатый – старт в профессию

Иванова Наталья Александровна

Лето – важнейший период не только для организации активного отдыха и оздоровления детей, но и для их творческого развития, реализации потенциальных возможностей, социально значимой деятельности. В настоящее время мы наблюдаем активное возрождение культуры организации детского летнего отдыха. 

Через творчество – к профессии

Садовская Екатерина Сергеевна

Все дети любят рисовать. Дети рисуют с раннего возраста потому, что художественное изображение – преимущественно доступная им форма обучения, связанная со всем процессом образовательных представлений, понятий, умозаключений.

Значение музыкального воспитания детей для успешной реализации в будущей профессии

Рубцова Ксения Анатольевна

Выбор профессии – важнейший этап в жизни каждого человека. От того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его место среди людей, удовлетворенность работой, физическое и нервно-психическое здоровье, радость и счастье.

Выбор профессии. «Новый» взгляд на «старую» проблему

Хурасева Олеся Александровна

Люди давно ищут формулу счастья. Все мы разные, и счастье для нас может быть разным. Но есть проверенные веками истины – Добро, Любовь, Справедливость. Если к этому добавить тот факт, что сегодня почти треть своего времени мы проводим на работе, то … надо искать формулу и для счастливой работы. Согласитесь, в этой шутке есть только доля шутки. 

Особенности реализации подготовительной ступени в Образцовом коллективе ансамбль народного танца «Сибирские узоры»

Шкаровская Елизавета Андреевна

Окончив школу, я не сомневалась в выборе своей профессии. Моя профессия – педагог. Педагог – хореограф. Я сама начала танцевать с шести лет, и помню, с каким восхищением я смотрела на своего педагога, мечтая, что когда я вырасту тоже стану педагогом по хореографии.

Особенности работы концертмейстера в условиях дополнительного образования

Шатилов Сергей Владимирович

Я являюсь концертмейстером образцового коллектива ансамбля народного танца «Сибирские узоры». В этот коллектив, а вместе с ним и в эту, совершенно новую область творчества для меня, я пришел в 2008 году, обучаясь на втором курсе НГК им. М.И. Глинки. Столкнувшись с проблемами в работе, а впоследствии и с их решением, хотел бы написать данную статью в ракурсе рассуждений своих проб и ошибок, а также дать советы начинающим концертмейстерам дополнительного образования.

Наше сегодняшнее желание творить – это естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа

Баева Евгения Серафимовна

Как познакомить детей с традициями народной культуры? Как воспитать детей нравственно и эстетически? Как привить любовь к фольклору, развить интерес и уважение к труду? Как привить интерес к декоративно-прикладному искусству?