Через творчество – к профессии

 
 

Садовская Екатерина Сергеевна,

педагог дополнительного образования
МБОУ ДОД «Дом детского творчества «Первомайский» г. Новосибирска

 

Через творчество – к профессии

Все дети любят рисовать. Дети рисуют с раннего возраста потому, что художественное изображение – преимущественно доступная им форма обучения, связанная со всем процессом образовательных представлений, понятий, умозаключений.

Именно поэтому процесс рисования вызывает у детей чувство радости, снимает нервное напряжение, вызывает положительные эмоции. Кроме того, педагогически организуемая изобразительная деятельность развивает чувство цвета.

Приводя ребёнка в изостудию, родители, как правило, преследуют следующие образовательные цели:

– чем-то полезным ребёнок должен заниматься в свободное время;

– ребёнка нужно подготовить к школе;

– хотелось бы научить ребёнка рисовать;

– желательно развить творческие способности ребёнка;

– важно вовремя удовлетворить желание самого ребенка;

– в долгосрочной перспективе необходимо помочь ребёнку в выборе будущей  профессии.

Программа обучения в нашей изостудии рассчитана на детей от 6 до 16 лет и в стратегическом плане является профориентированной. Логика выхода на профориентацию разворачивается последовательно. В дошкольном и младшем школьном возрасте ставятся задачи, соответствующие физиологическому и психическому развитию детей. Дети учатся правильно пользоваться карандашом, резинкой, смешивать краски на палитре, творчески подходить к своей работе. На втором и третьем году обучения дети учатся передавать пропорции, очертания, цвет изображаемых предметов, сравнивать свой рисунок с изображаемой натурой, передавая характерные особенности. Перед детьми ставятся и новые, более сложные учебные задачи: развитие глазомера, образного мышления, грамотный подход к самому процессу рисования и письма. И только на 4-5 год обучения занятия ведутся с акцентировкой детей на профессию.

Наблюдения показывают, что в настоящее время учащиеся серьёзно интересует профессия дизайнера – дизайнер одежды, интерьера, ландшафтный дизайнер, полиграфист.

В нашей изостудии создаются условия для раскрытия творческого потенциала учащихся при поддержке родителей, развивается интерес к определенному виду профессии, что является хорошей мотивацией к дальнейшему обучению в изостудии. Педагогу и родителям, интегрируя свои усилия, очень важно объективно оценивать возможности ребенка, так как важно помочь не ошибиться в выборе профессии. Этот методический, а равно и психологический аспект проблемы, заслуживает сегодня самого пристального исследовательского внимания.

Некоторые педагоги считают, что строго научная база преподавания плохо уживается с творчеством. Это не так. Мой многолетний опыт доказывает, что если, к примеру, вовремя перед учащимися не ставить новые, более сложные образовательные задачи (изучение графической либо живописной грамоты), то это, в принципе, приведёт к угасанию интереса заниматься художественно-изобразительной деятельностью. Новые теоретико-практические знания учащийся приобретает постепенно. Форсировать этот процесс нельзя. Порой возникает необходимость дать ученику возможность рисовать так, как он хочет, как умеет, как кажется ему верным. Пусть даже с риском ошибиться. Так, следуя за спонтанно осуществляемой работой ребёнка, нужно ненавязчиво натолкнуть его на те ключевые конфликты, которые возникают при беспорядочных попытках. Вот здесь педагог и помогает самому ученику понять сущность противоречий его рисунка с натуры. Только после этого перед ним ставятся более сложные учебные задачи. Именно с сознательно осуществляемого прогресса в изучении изобразительной грамоты мы, строго говоря, начинаем подходить к процессу профессионального самоопределения. Социальный заказ в наш адрес обусловлен и требованиями соответствующих профессиональных образовательных учреждений.

Для поступления в специальные художественные учебные заведения учащиеся должны обязательно владеть рисунком. На учебных занятиях рисунком дети изучают законы перспективы, с помощью соотношения света и тени, передачу объема изображаемых предметов. Рисунок, в сути своей, имеет научно-вспомогательное значение. Активно применяется он в технике (зарисовка деталей), в топографии, архитектуре. И живопись имеет существенное значение в профессиональной ориентации учащихся. Воспитание у детей живописного восприятия основывается на развитии чувства цвета. Способность видеть и передавать особенности изображаемых предметов приходит в результате большой работы. На занятиях живописью учащиеся работают пастелью, акварелью, гуашью, пишут маслом. Поступая в художественное училище, институт искусств либо колледж культуры, учащиеся должны сдавать экзамен по композиции. Работа над композицией красной нитью проходит через весь период нашего обучения. С этой целью проводятся лекции, организуется посещение музеев, выставок. Работая на пленэре учащиеся имеют возможность получать сильные, яркие впечатления от природы. Известно, современное понимание композиции далеко от каких-либо схем. И, тем не менее, в построении композиции есть закономерности, на которые нужно обратить внимание. Особо отмечу: настойчиво развивая понимание композиции изображения, необходимо индивидуально подходить к каждому ребенку.

Для повышения мотивации к занятиям дети изостудии постоянно принимают участие в творческих выставках городского, областного и международного уровня. Значительные победы повышают самооценку учащихся, дают им хороший стимул для дальнейшего творчества.

Ещё один важный ресурс не следует упускать из виду. Большую помощь в профессиональной ориентации вносят выпускники моей изостудии. Ведь поступив в специальные учебные заведения, они не теряют связи с нами, приходят на занятия, рассказывают о своих учебных заведениях, устраивают свои персональные выставки.

В современных условиях рынка, когда повышаются требования к качеству работы специалистов разных профессий, к уровню их подготовки, подростки рано начинают понимать, что от выбранной профессии зависит место, социальный статус в обществе. Но при этом для них очень важно, чтобы профессия была не только престижной, но и интересной, т.е. могла полностью раскрыть их творческие возможности. А только в содружестве педагогов и родителей, подходя индивидуально к каждому учащемуся, в изостудии можно создать благоприятные условия для профессионального самоопределения.

Количество просмотров: 11924  

Добавить комментарий

1. Методы и средства общей физической подготовки лыжников-гонщиков 10-12 лет ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
2. Успешная концертная деятельность детского хореографического коллектива как результат совместной работы педагога-хореографа и концертмейстера ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
3. Создание привлекательного визуального контента для успешного онлайн-присутствия образовательного учреждения ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
4. Проектирование современного учебного занятия ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
5. Нескучный урок для детей дошкольного и младшего школьного возраста ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
6. Развитие творческого мышления у детей подросткового возраста в процессе работы над иллюстрацией в дополнительном образовании ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
7. От задумки до подведения итогов разработки коллективного творческого дела на примере этапной игры «Тайны зелёной планеты» с вожатыми творческого объединения «Галактика» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
8. Ренессанс интереса к шахматам ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
9. Спортивный туризм как средство развития общей выносливости у обучающихся 12-15 лет ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
10. О роли детского коллектива в успешности обучения ребенка в Детской школе искусств ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
11. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы