Патриотическое воспитание в изостудии «Северное сияние»

 
 

Маклюк Ольга Васильевна,

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

МБУДО «ЦРТДиЮ «Заельцовский» г. Новосибирска

 

Патриотическое воспитание в изостудии «Северное сияние»

Когда мы слышим «патриотическое воспитание», то самая первая ассоциация, связанная с этим словосочетанием – дети возлагают цветы к памятнику воинам Великой Отечественной войны или поднимают флаг на торжественной линейке. Это, конечно, важные моменты в воспитании патриотизма, но далеко не единственные. Да, дети должны знать и уважать символы государства, должны знать государственные праздники, знать важные события в истории нашей страны. Кроме этого, детей нужно научить любить свою Родину, научить ее понимать и уважать. А для этого детям нужно многое показывать и рассказывать ненавязчиво, но мягко и интересно.

В нашем ЦРТДиЮ мы каждое лето проводим пленэры – летнюю практику рисования на открытом воздухе. В пленэре принимают участие не только обучающиеся изостудии «Северное сияние», но и ребята из других студий. Наши пленэры – это не только рисование, но и знакомство с родным городом, знакомство с малой родиной, которую каждый человек любит с детства. А ведь нельзя любить то, чего не знаешь. Поэтому главной целью пленэра является именно знакомство с Новосибирском.

Пленэр мы проводим совместно с Пуртовой Светланой Александровной, вместе разрабатываем план путешествия по городу, продумываем точки локации, где и что будем рисовать, планируем экскурсии и беседы. В том, что наши пленэры интересны и востребованы для обучающихся нашего Центра, мы убедились на практике, ежегодно летом организуя такой вид учебной деятельности. Современные ребята зачастую редко бывают где-либо в родном городе, кроме школы и ближайших парков. Пленэр прошлого года «Архитектурный пленэр Новосибирск театральный» показал, что многие дети почти не знакомы с нашим городом, не бывают в театрах, не знают историю даже самого крупного и известного театра в городе НОВАТа. На нашем пленэре они впервые что-то узнали о нескольких театрах в Новосибирске, увидели, как они выглядят и чем отличается их архитектура от других зданий города, сходили на экскурсию в Театр кукол и НОВАТ.

Во время пленэра наши ребята путешествуют по городу, проходя по улицам, замечают старинные и современные здания, задают вопросы о них, с интересом рисуют. Так ненавязчиво мы даем ребятам начальные знания о городе, в котором они живут. А как известно, большое начинается с малого. Возможно, ребята и дальше будут стремиться узнать что-то новое о своем городе, а затем и стране.

Этим летом запланирован пленэр «Новосибирск индустриальный», посвященный Новосибирску – городу трудовой доблести. На занятиях дети узнают, почему нашему городу присвоено такое звание, узнают, как развивался город во время Великой Отечественной войны, увидят со стороны некоторые промышленные сооружения, посетят с экскурсией некоторые производственно-технические предприятия. Надеемся, это знакомство будет способствовать развитию чувства гордости детей за свой город.

Помочь нашим обучающимся узнать больше о нашей стране помогают выездные пленэры. Ежегодно наша сборная группа объединений художественного образования ЦРТДиЮ, состоящая из вдохновителя и руководителя делегации Пуртовой С. А., педагогов Гусельниковой В. И., Никульшиной Л. В. и детей из разных студий, выезжает в город Владимир для участия в Межрегиональном пленэре-конкурсе «На Владимиро-Суздальской земле». Место, где зародилось Российское государство, производит большое впечатление на детей. Красота старинных городов с сохранившимися древними храмами, крепостными стенами и валами, где каждое здание – памятник архитектуры, вдохновляют детей. На экскурсиях они узнают факты из древней истории нашей страны, и легендарные личности из учебников становятся реальными людьми. Это особенно важно для воспитания наших детей – понимание своих корней, преемственности обычаев и культуры нашего народа, важно понимание, что нужно беречь и сохранять исторические памятники, свидетельствующие о силе и величии нашей страны.

Внутристудийные занятия обучающихся «Северного сияния», казалось бы, не связаны с патриотическим воспитанием. Однако учебный план программы изостудии включает в себя темы, связанные с жизнью, традициями и культурными ценностями нашей страны. План воспитательной работы студии, взаимосвязанный с учебным планом, охватывает многие аспекты развития и нравственно-патриотического воспитания детей.

В частности, в учебный план занятий включены темы, связанные с государственными и народными праздниками нашей страны. Перед тем как начать рисовать, с детьми проводятся вводные беседы, демонстрируются презентации и короткие фильмы, помогающие включиться в тему. Это беседы, посвященные Дню народного единства, Дню защитника Отечества, Дню космонавтики, Дню Победы, празднику Первого мая и некоторые другие. Иногда эти беседы проводятся в музее «Дорогами детства», где выставлены тематические стенды и экспонаты, иногда беседы проводят педагоги-организаторы, которые с эмоциональным посылом преподносят детям материалы. В беседах о государственных праздниках юные художники порой открывают для себя что-то новое и необычное, связанное с изобразительной деятельностью. Например, ко Дню космонавтики обучающимся рассказывается не только об изучении космоса русскими учеными и покорении космических просторов космонавтами, но и демонстрируются картины А. А. Леонова, изображающие космос. Учащиеся узнают, что Алексей Леонов – космонавт, герой Советского Союза, выходивший в открытый космос и видевший его собственными глазами. Такого художника дети точно запомнят и сохранят уважительное отношение к героической профессии, важной для нашей страны.

Перед началом темы Великой Отечественной войны обучающимся демонстрируется презентация с подборкой картин русских художников, изображающих события тех лет. Многие художники сами сражались в рядах защитников Родины и от первого лица повествуют о тех страшных событиях, о героическом подвиге русских людей, о горе тысяч матерей, потерявших сыновей, и о радостной и горькой Победе. Вдохновившись их примером, ребята рисуют русские города, поля, мирное небо, за которые сражались солдаты, танкисты, летчики, известные и неизвестные герои Великой Отечественной войны. Особенный творческий процесс разгорается, если дети могут изобразить своего прадедушку – героического участника тех страшных военных событий.

В рабочую программу изостудии включены беседы об искусстве, во время которых дети знакомятся с искусством России и мира. Конечно, большая часть тем связана с русским искусством и русскими художниками. А художники со времен возникновения живописи изображают события, свидетелями которых они были. Поэтому любую беседу о событиях и периодах истории России можно подкрепить репродукциями картин художников. Реальные примеры обучают детей не только композиционным приемам построения картины, но и пониманию эмоционального воздействия картины на зрителя. Дети учатся сопереживать людям, изображенным в трудной или трагической ситуации, понимают важность предназначения художника, рассказывающего зрителям истории обычных людей в масштабе исторических событий. Другие картины показывают детям красоту нашей Родины, ведь истинное призвание художника – рассказать всем о том, что мы живем в чудесном прекрасном мире, и о том, как важно его сберечь для будущих поколений.

Количество просмотров: 414  

Добавить комментарий

1. Стратегия и тактика гендерного воспитания в современных студиях бального танца ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
2. «Про отцов и дедов помнить от века завещано» ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
3. Значение целостности разностороннего воспитания ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
4. Эффективная практика: занятия танцевальной импровизацией как способ самовыражения обучающихся ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
5. Развитие познавательного интереса к культуре и традициям народов России через участие в фестивале «Многоликая Россия: народы – хранители культуры» ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
6. Формирование духовно-нравственных ценностей учащихся в ансамбле авторской песни «Романтики»: из опыта работы ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
7. Патриотическое и духовно-нравственное воспитание в театральной студии «Карамель». История одной постановки ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
8. Патриотическое воспитание в изостудии «Северное сияние» ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
9. Использование теневого театра на занятиях при подготовке детей к обучению в школе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
10. Развитие координационных способностей у младших спортсменов в спортивной аэробике ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
11. Как воспитать чемпиона ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
12. Развитие скоростно-силовых качеств у боксеров 13-14 лет ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
13. Примеры успешной интеграции профильного обучения с профориентационной работой ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
14. Творческий проект «Пойте вместе с нами!» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
15. Связь универсальных учебных действий, лежащих в основе развивающей концепции школьного образования, с принципами и методологией игры «Что? Где? Когда?» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
16. Летние краткосрочные программы дополнительного образования детей дошкольного возраста как форма адаптации детей к новому учебному году ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
17. Развитие пространственного мышления у детей дошкольного возраста через конструирование CUBORO ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
18. Взаимодействие педагога с родителями в экологическом воспитании младших школьников ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
19. Знакомство детей дошкольного возраста с творчеством Михаила Пляцковского в рамках проекта по формированию основ читательской грамотности дошкольников «Если хочешь много знать – надо много книг читать» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
20. Инновационные формы и технологии как важный фактор формирования предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025

Страницы