За кулисами волшебства: чему учит сказка

 
 

Сараева Светлана Валерьевна,

кандидат искусствоведения,

преподаватель высшей квалификационной категории

МБУДО Детская школа искусств № 11 г. Новосибирска

 

За кулисами волшебства: чему учит сказка

(на примере постановки детской оперы М. Красева по сказке К. Чуковского «Муха-Цокотуха»)

Я люблю театр и стараюсь привить эту любовь своим ученикам. Мы часто делаем музыкальные постановки. Одна из наших любимых – детская опера советского композитора М. Красева по сказке К. Чуковского «Муха-Цокотуха». Дети любят сказки Чуковского, сама я в детстве знала наизусть «Тараканище», «Краденое солнце», «Путаницу», «Федорино горе», «Доктора Айболита» и, конечно, «Муху-Цокотуху». Тексты Чуковского легко запоминаются, им присуща особая ритмичность, музыкальность. Строки будто бы поются, как песня: «Муха-муха Цокотуха, позолоченное брюхо…». Персонажи – очень живые, яркие: храбрец-комарик с саблей, Доктор Айболит, который мчится спасать зверей, незадачливая неряха Федора, от которой сбежала даже посуда. Мир сказок Чуковского фантастичен, но логичен и вполне ясен для ребенка: ему понятно, что писатель подразумевает в своих историях. А юмор его неподражаем. И взрослые, и дети смеются над глупостью злодеев, трусостью огромных зверей перед маленьким тараканом, абсурдной логикой в сказке «Путаница».

Я беру оперу Красева в работу уже не первый раз, и дети всегда включаются в работу над ней с искренним удовольствием и радостью. Мы ставили ее силами подготовительной группы (дети 6-7 лет) в Детской школе искусств № 11 г. Новосибирска 10 лет назад (https://disk.yandex.ru/i/A7XzDZtFxaJ6cg) и в этом году (https://vk.com/video-158166764_456239453). Работая над постановкой, я задала себе вопрос: а чему же учит нас сказка «Муха-Цокотуха», чем она полезна для развития детей?  

1. Развитие речи и слуха

Сказка написана в лёгкой, запоминающейся рифме. Это помогает развивать чувство ритма и фонематический слух. За счёт музыкальной структуры (повторов, ритма, интонационных подъёмов и спадов) сказка способствует развитию музыкального слуха (особенно если её читать выразительно или в песенной форме).

2. Обогащение словаря.

В тексте много ярких, выразительных слов и образов, которые расширяют словарный запас ребёнка. В это сложно поверить, но не все дети знают, что такое «самовар», приходится объяснять, обсуждать слова «удалой», «лапти», в опере М. Красева появляется слово «щеголиха».

3. Формирование моральных качеств: смелость и героизм.

Муха попадает в беду, но её спасает комар – маленький, но храбрый. Это учит детей тому, что не сила решает всё, а смелость и доброта. Дружба и взаимопомощь: сюжет показывает, как важно помогать другим и не бояться встать на защиту друга. Работа над этой сказкой становится своего рода психологическим тренингом, где дети прорабатывают различные стратегии поведения. Мы обсуждаем с ними, почему букашки испугались паука, а комарик – нет, и почему в итоге он смог победить злодея.

4. Развитие воображения.

В сказке животные и насекомые ведут себя как люди: устраивают чаепитие, разговаривают, поздравляют друг друга, дарят подарки, сражаются, женятся. Это развивает воображение и фантазию ребёнка.

Даже отрицательный герой, такой как Паук, в сказке «Муха-Цокотуха» играет важную воспитательную и психологическую роль. Вот чем его образ может быть полезен для развития ребёнка:

1. Осознание добра через зло.

Паук – яркое воплощение агрессора, бандита, хулигана. Но даже в жизни дети зачастую сталкиваются с таким. Сказка учит их тому, что злу и жестокости можно и нужно противостоять и побеждать его. Дети понимают, что букашки, которые попрятались под стол, так и будут сидеть под ним, пока не найдется тот, кто сможет противостоять злу, кто победит паука и освободит Муху.

2. Формирование чувства справедливости.

У детей возникает эмоциональная реакция: «Несправедливо! Муху надо спасти!» Это очень важно для формирования эмпатии и морали. Когда Комар побеждает Паука, у детей укрепляется вера в победу справедливости, даже если зло кажется сильным.

3. Развитие критического мышления.

Важно, что Паук не какой-то непонятный «монстр», а персонаж с мотивами (пришёл, напал, схватил Муху). Ребёнок начинает размышлять о причинах и последствиях поступков, анализировать характеры.

4. Возможность для ролевой игры.

В драматизациях и играх роль Паука помогает ребёнку:

– проигрывать негативные эмоции безопасным способом;

– осваивать контрастные роли, учиться видеть разные точки зрения;

– развивать актёрские способности (грозный голос, движения и т. д.).

5. Психологическая польза.

Столкновение с «пугающим», негативным героем даёт ребёнку опыт преодоления страха в безопасной форме. Это помогает снижать тревожность, развивать эмоциональную устойчивость.

Если образ Паука использовать в педагогике грамотно, он становится не просто злодеем, а инструментом воспитания, сопереживания и понимания мира. Я дала роль паука мальчику с хорошими вокальными данными, но немного стеснительному и скромному, как я видела его на уроках. И вдруг, к своей радости я отметила, что он очень раскрепостился, стал более ярким, артистичным, они очень подружились с мальчиком, исполняющим роль Комара, вместе продумывали мизансцены, весело общались и играли на переменках. Все дети, несмотря на то, что они учились вместе год, именно благодаря постановке очень сдружились. Я радовалась и старалась приветствовать, обсуждать и воплощать многие из их творческих предложений и находок.

В музыкальном плане детская опера Красева очень интересна и разнообразна. Там есть как сольные, так и ансамблевые и даже хоровой номер.

Музыкальная партия Мухи – достаточно непростая, разнообразная, требует хороших вокальных данных и сильной подготовки. Она написана в трехчастной форме с контрастной серединой. Мелодия – песенная, кантиленного склада. Муха – главный персонаж, у нее много текста, ее роль требует собранности, внимательности, хорошей памяти, поэтому нужно очень ответственно отнестись к выбору юной актрисы, которая будет играть этого персонажа.

Второй по сложности персонаж, на мой взгляд, это Паук. Не все дети хотят играть злодея. Поэтому нужно поговорить с ними на тему, что не всегда актер, который играет ту или иную роль, совпадает по характеру с персонажем, хотя, если он играет хорошо, зрителям порой кажется, что и в жизни он такой же. В этом и состоит задача актера, как можно более правдоподобно представить нам персонажа, который не всегда поступает хорошо. И чем сильнее зрители будут возмущаться и негодовать на злодея, тем лучше сыграл актер. У Паука две песни, они также, как и партия Мухи, совсем непростые (есть скачки на сексту, высокая тесситура), есть слова и сцена сражения с Комаром.

Роль комара – также непростая, как и все другие в опере М. Красева. Партию нужно спеть смело, в характере, хорошим крепким звуком, на дыхании, там встречается пунктир, который нужно спеть ритмически точно, ведь именно он формирует эмоциональный настрой героя.

 

Все остальные персонажи: бабочки, блошки, пчелки, таракан также очень важны. Они – не массовка, а полноценные персонажи, которые веселятся на празднике Мухи, лакомятся за столом, хотят заступиться за хозяйку, но боятся «паука-злодея», а в конце искренне радуются победе Комара и освобождению Мухи. У них есть реплики, достаточно сложные и красивые песни, не уступающие по сложности песням главных персонажей. Если детей много, я бы сделала несколько бабочек, пчелок, блошек, чтобы каждый ребенок обязательно поучаствовал.

 

Огромное значение для постановки имеют костюмы, реквизит, декорации. Здесь нам помогали как родители, так и администрация школы.

В итоге хотелось бы отметить, что такая работа очень важна. Кроме всех вышеперечисленных полезных функций, она помогает в формировании у детей интереса к миру театра, развитии творческой инициативы и создает позитивный эмоциональный климат внутри детского коллектива.

Литература

1. Красев М. Муха-цокотуха. Опера-игра для детей по мотивам сказки К. Чуковского. – СПб, 1998. – 16 с.

2. Педагогика и книги Корнея Чуковского// Педагогика и книги Корнея Чуковского: методы воспитания.

3. Чуковский К. Стихи и сказки. – Искатель, 2025. – 32 с.

Количество просмотров: 579  

Добавить комментарий

1. Патриотическое воспитание в изостудии «Северное сияние»
2. Патриотическое и духовно-нравственное воспитание в театральной студии «Карамель». История одной постановки
3. Формирование духовно-нравственных ценностей учащихся в ансамбле авторской песни «Романтики»: из опыта работы
4. Развитие познавательного интереса к культуре и традициям народов России через участие в фестивале «Многоликая Россия: народы – хранители культуры»
5. Эффективная практика: занятия танцевальной импровизацией как способ самовыражения обучающихся
6. Значение целостности разностороннего воспитания
7. «Про отцов и дедов помнить от века завещано»
8. Стратегия и тактика гендерного воспитания в современных студиях бального танца
9. За кулисами волшебства: чему учит сказка
10. «Разные игры – один результат»: из опыта работы МБУДО «ЦВР «Пашинский»
1. «Разные игры – один результат»: из опыта работы МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
2. За кулисами волшебства: чему учит сказка ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
3. Стратегия и тактика гендерного воспитания в современных студиях бального танца ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
4. «Про отцов и дедов помнить от века завещано» ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
5. Значение целостности разностороннего воспитания ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
6. Эффективная практика: занятия танцевальной импровизацией как способ самовыражения обучающихся ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
7. Развитие познавательного интереса к культуре и традициям народов России через участие в фестивале «Многоликая Россия: народы – хранители культуры» ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
8. Формирование духовно-нравственных ценностей учащихся в ансамбле авторской песни «Романтики»: из опыта работы ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
9. Патриотическое и духовно-нравственное воспитание в театральной студии «Карамель». История одной постановки ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
10. Патриотическое воспитание в изостудии «Северное сияние» ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
11. Использование теневого театра на занятиях при подготовке детей к обучению в школе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
12. Развитие координационных способностей у младших спортсменов в спортивной аэробике ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
13. Как воспитать чемпиона ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
14. Развитие скоростно-силовых качеств у боксеров 13-14 лет ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
15. Примеры успешной интеграции профильного обучения с профориентационной работой ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
16. Творческий проект «Пойте вместе с нами!» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
17. Связь универсальных учебных действий, лежащих в основе развивающей концепции школьного образования, с принципами и методологией игры «Что? Где? Когда?» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
18. Летние краткосрочные программы дополнительного образования детей дошкольного возраста как форма адаптации детей к новому учебному году ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
19. Развитие пространственного мышления у детей дошкольного возраста через конструирование CUBORO ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
20. Взаимодействие педагога с родителями в экологическом воспитании младших школьников ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025

Страницы