Профессиональное становление педагога через интеграцию в педагогическое сообщество: из личного опыта педагога дополнительного образования

 
 

Самарина Юлия Андреевна,

педагог-организатор

МБУДО ДДТ им. В. Дубинина г. Новосибирска

 

Профессиональное становление педагога через интеграцию в педагогическое сообщество: из личного опыта педагога дополнительного образования

Аннотация: В статье представлен рефлексивный анализ профессионального пути педагога-организатора за первые два года работы в системе дополнительного образования. Рассматривается роль профессионального сообщества как ключевого ресурса для личностного и методического роста, адаптации и достижения значимых образовательных результатов.

Ключевые слова: профессиональное сообщество, профессиональное развитие, педагог-организатор, дополнительное образование, проектирование образовательных программ, инклюзивное образование, конкурсное движение.

Профессиональное становление педагога представляет собой сложный и длительный процесс, который включает приобретение теоретических знаний, практических навыков и формирования профессиональной компетентности. Одним из важнейших факторов, влияющих на успешность этого пути, является интеграция молодого специалиста в профессиональное педагогическое сообщество. Такое включение обеспечивает доступ к ресурсам коллег, обмен опытом, получение поддержки и обратной связи, что способствует быстрому профессиональному росту и повышению эффективности педагогической деятельности.

Мой профессиональный путь в должности педагога-организатора начался в ноябре 2023 года. Первый учебный год был посвящен интенсивному освоению профессии, включающее не только прямые обязанности, в которые входит проведение мероприятий, разработка сценариев и методических пособий, но и целенаправленное повышение квалификации: прохождение переподготовки, посещение семинаров и конференций.

 

  

 

Знаковым событием, определившим вектор моего профессионального развития, стало участие в городском практико-ориентированном семинаре «Алгоритмы лета». Именно здесь в процессе живого обмена опытом с коллегами родились идеи, которые легли в основу программы лагеря дневного пребывания «Солнышко». Коллегиальное обсуждение позволило взглянуть на привычные форматы под новым углом и придать программе инновационный характер.

 

 

 

Результатом длительной и целенаправленной совместной работы педагогов и специалистов стала уникальная программа «Арт-семья», созданная в честь Года семьи в России. Данная программа отличается оригинальной методологической основой, базирующейся на игровой модели взаимодействия. Каждый участник программы ежедневно получал возможность примерять на себя разные социальные роли, участвуя в игровых ситуациях, соответствующих различным аспектам семейной жизни. Такая практика позволила участникам освоить широкий спектр социальных навыков, развить креативность, расширить кругозор и углубить понимание семейных ценностей. Успех программы был подтвержден внешней экспертной оценкой – 1 место в региональном конкурсе «Карта умного лета-2024» в номинации «ОТКРЫТИЯ. ИДЕИ. ИННОВАЦИИ».

 

 

Важным для мотивации начинающего педагога стало и признание внутригородского сообщества – победа в номинации «Горящее сердце» на VI Городском фестивале «Методический подиум». Эта награда стала для меня символическим подтверждением правильности выбранного пути.

В 2025 году, объявленном Годом защитника Отечества и 80-летия Великой Победы, тематика работы нашего учреждения, которое также отмечало 80-летний юбилей, приобрела ярко выраженную патриотическую и историческую направленность. Активное участие в организации юбилейных мероприятий Дома творчества стало новым вызовом и источником вдохновения.

Этот опыт был транслирован в программу летнего лагеря «Летопись ярких дней», девизом которой стала фраза: «История создаёт нас, мы создаём историю». Методической находкой программы стала проектно-исследовательская деятельность, в рамках которой участники изучали историю своего города и Дома творчества, восстанавливали летопись творческих объединений и вели собственные дневники, фиксируя личные достижения. Высокая степень удовлетворенности детей и родителей, подтвержденная итоговым опросом, показала эффективность выбранного подхода.

Параллельно развивалось еще одно важное направление работы – инклюзивное образование. С первого года работы я являюсь одним из организаторов фестиваля «Пусть всегда будет солнце!», который в 2025 году приобрел статус городского. Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) осознавалась как зона ближайшего профессионального развития, что мотивировало пройти курсы повышения квалификации в данной сфере.

Тесное сотрудничество с педагогами студии «Семицветик» позволило не только перенять успешные практики, но и при их поддержке разработать и реализовать адаптированную дополнительную общеобразовательную программу «Танцуем вместе» для детей с расстройствами аутистического спектра. Успех учеников, ставших лауреатами I и II степени на городских фестивалях уже в первый год занятий, стал убедительным доказательством эффективности созданной программы и правильности выбранных методических решений.

Подводя итоги двухлетней деятельности, можно с уверенностью утверждать, что педагогическое сообщество выполняет системообразующую функцию в профессиональном становлении педагога. Оно выступает в нескольких ключевых ипостасях:

  1. Источник инноваций и методической поддержки (семинары, обмен опытом).
  2. Площадка для внешней экспертизы и профессиональной идентификации (конкурсы, фестивали).
  3. Ресурс для совместного проектирования и решения сложных задач (разработка программ, организация мероприятий).
  4. Среда, обеспечивающая психологическую поддержку и укрепляющая уверенность в себе.

 

 

Осознание роли сообщества стало для меня стимулом для дальнейшего карьерного и личностного роста, что выразилось в поступлении на целевую форму обучения в Новосибирский государственный педагогический университет по специальности «Педагогика и социальная психология». Таким образом, интеграция в профессиональное сообщество является не этапом, а непрерывным процессом, который определяет траекторию развития современного педагога.

Количество просмотров: 29  

Добавить комментарий

1. Глобальная компетентность как компонент финансовой безопасности и грамотности подростков в социальных сетях Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
2. Профессиональное становление педагога через интеграцию в педагогическое сообщество: из личного опыта педагога дополнительного образования Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
3. Профессиональные сообщества как фактор роста в профессии. Выигрывай не в одиночку, а в команде Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
4. Бисероплетение: трансформация традиций через современные технологии Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
5. Психология способностей в контексте дополнительного образования: раскрытие индивидуального потенциала ребенка Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
6. Формирование художественно-эстетического вкуса детей путем внедрения джазовой музыки в образовательный процесс Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
7. «Разные игры – один результат»: из опыта работы МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
8. За кулисами волшебства: чему учит сказка ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
9. Стратегия и тактика гендерного воспитания в современных студиях бального танца ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
10. «Про отцов и дедов помнить от века завещано» ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
11. Значение целостности разностороннего воспитания ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
12. Эффективная практика: занятия танцевальной импровизацией как способ самовыражения обучающихся ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
13. Развитие познавательного интереса к культуре и традициям народов России через участие в фестивале «Многоликая Россия: народы – хранители культуры» ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
14. Формирование духовно-нравственных ценностей учащихся в ансамбле авторской песни «Романтики»: из опыта работы ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
15. Патриотическое и духовно-нравственное воспитание в театральной студии «Карамель». История одной постановки ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
16. Патриотическое воспитание в изостудии «Северное сияние» ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
17. Использование теневого театра на занятиях при подготовке детей к обучению в школе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
18. Развитие координационных способностей у младших спортсменов в спортивной аэробике ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
19. Как воспитать чемпиона ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
20. Развитие скоростно-силовых качеств у боксеров 13-14 лет ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025

Страницы