Формирование художественно-эстетического вкуса детей путем внедрения джазовой музыки в образовательный процесс

 
 

Гантимурова Марина Анатольевна,

педагог дополнительного образования,

руководитель студии «Soul jazz»

МБУДО «ЦРТДиЮ «Заельцовский» г. Новосибирска

 

Формирование художественно-эстетического вкуса детей путем внедрения джазовой музыки в образовательный процесс

Джазовая музыка во все времена вызывала яркий интерес среди музыкантов и слушателей по всему миру. Основным признаком джаза является свобода ритма, которая пробуждает у исполнителей чувство легкости, расслабленности, свободы и беспрерывного движения вперед.

Джаз не играется по нотам – этот жанр целиком зависит от творчества и воодушевления на момент игры исполнителя, который вкладывает в произведение свои эмоции и душу. Благодаря импровизации каждый раз создается новое произведение. Джазовая музыка – это особое музыкальное явление, в котором смешались многогранная европейская культура с колоритным африканским наследием. Главная роль здесь принадлежит ритмической свободе и импровизации, без которой уйдет весь шарм композиции.

Почему же так интересно играть джаз? Потому что нет повторений. Каждое исполнение уникально.

В наше время в образовательных учреждениях джазовая музыка практически не преподается на занятиях и такой дисциплины нет в учебных планах, хотя джазовая культура и ее музыка очень многогранна. Занятия джазом способствуют не только мотивации к обучению, но и формированию культуры восприятия, накоплению эмоционального опыта, стимулированию постижения новых явлений музыкальной культуры. И в этом смысле моя задача как педагога рассказать подрастающему поколению о джазе, познакомить с мировыми джазовыми стандартами и известными исполнителями, а также раскрыть его значение для формирования личностных качеств детей и формирования их дальнейшего музыкального вкуса.

Занятия джазовой музыкой позволяют обучающимся не только прикоснуться к «Золотому фонду» мировой музыкальной культуры, но и расширить свой музыкальный кругозор, воспитать музыкальный вкус, тем самым приобщиться к высокому искусству.

Потенциал джазовой музыкальной культуры содержит в себе многогранные аспекты воспитания, которые необходимы педагогу для формирования у обучающихся художественно-эстетического восприятия этого мира, духовно-нравственно обогатить их.

В ЦРТДиЮ «Заельцовский» мною был создан эстрадный ансамбль «Soul jazz». Задумка создания творческого коллектива строилась на объединении подростков, имеющих начальный опыт игры на таких музыкальных инструментах, как фортепиано, гитара, духовые инструменты. Было желание охватить две категории подростков: учеников, которые уже занимаются в начальных и средних классах музыкальных школ, и ребят, которые по тем или иным причинам ушли из музыкальной школы, потеряв интерес к обучению и забросив свой инструмент. 

Первыми пришли заниматься в ансамбль дети, которые уже обучались в других творческих объединениях ЦРТДиЮ и параллельно учились в музыкальной школе по классам фортепиано, скрипки и гитары. Но поскольку в музыкальных школах джаз не преподается, эта зажигательная музыка сразу разбудила живой интерес у детей.

 

  

 

По образованию я джазовая пианистка, и когда-то, в период своего обучения, в рамках образовательной программы я получила базовые знания и практические умения игры на инструментах эстрадного оркестра (бас-гитара, гитара, ударные). В работе с ансамблем эти знания и умения мне пригодились и раскрылись в новом формате. Помимо своего инструмента ребята стали осваивать ударную установку и другие музыкальные инструменты. Интерес повышался вдвойне, когда участник ансамбля на конкурсах и концертах стал показывать себя разносторонним исполнителем – в одном номере он пианист, в другом – барабанщик. Такой вариативный подход придавал конкурсантам особый азарт и всплеск эмоций.

 

  

 

В начальном репертуаре нашего ансамбля были исключительно джазовые произведения (несложные блюзы, буги и регтаймы). Под каждый состав я сама писала аранжировки и импровизации.

 

  

 

Накопив опыт работы по данному направлению и сплотив коллектив, мы приняли решение участвовать в конкурсах и фестивалях разного уровня. Первый Всероссийский конкурс оказался для нас успешным, и мои обучающиеся стали Лауреатами 1 степени.

В творческое объединение постепенно стали приходить новые ребята, а с пополнением участников стали появляться другие инструменты и начал расширяться репертуар.  Это позволило прикоснуться к другим музыкальным жанрам и направлениям. Проделанная работа не осталась незамеченной, и по итогам участия в конкурсах и фестивалях всероссийского и международного уровня нашему ансамблю были присвоены почетные звания Лауреатов I степени и высшие награды Гран-при.

 

  

 

На сегодняшний день в репертуаре нашего ансамбля, кроме блюзов, буги и регтаймов, уже звучит музыка других жанров, таких как босса-нова, баллада, бибоп, вальсы, эстрадные песни разных времен в инструментальных версиях. Все произведения репертуара нашего ансамбля в моей обработке и с авторскими импровизациями. Ребята становятся музыкантами c горизонтным видением музыки, знакомятся с родственными инструментами эстрадного ансамбля. Несомненно, такой полет фантазии и свобода проявления творческого потенциала вызывают у ребят особое чувство гордости, самостоятельности и причастности к общему делу.

В завершение хочется подчеркнуть, что джазовая музыка – это прекрасный материал для воспитания художественно-эстетического вкуса у детей, который помогает познать им всё многообразие окружающей действительности через призму музыкального искусства.

 

Количество просмотров: 46  

Добавить комментарий

1. Глобальная компетентность как компонент финансовой безопасности и грамотности подростков в социальных сетях Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
2. Профессиональное становление педагога через интеграцию в педагогическое сообщество: из личного опыта педагога дополнительного образования Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
3. Профессиональные сообщества как фактор роста в профессии. Выигрывай не в одиночку, а в команде Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
4. Бисероплетение: трансформация традиций через современные технологии Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
5. Психология способностей в контексте дополнительного образования: раскрытие индивидуального потенциала ребенка Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
6. Формирование художественно-эстетического вкуса детей путем внедрения джазовой музыки в образовательный процесс Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
7. «Разные игры – один результат»: из опыта работы МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
8. За кулисами волшебства: чему учит сказка ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
9. Стратегия и тактика гендерного воспитания в современных студиях бального танца ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
10. «Про отцов и дедов помнить от века завещано» ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
11. Значение целостности разностороннего воспитания ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
12. Эффективная практика: занятия танцевальной импровизацией как способ самовыражения обучающихся ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
13. Развитие познавательного интереса к культуре и традициям народов России через участие в фестивале «Многоликая Россия: народы – хранители культуры» ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
14. Формирование духовно-нравственных ценностей учащихся в ансамбле авторской песни «Романтики»: из опыта работы ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
15. Патриотическое и духовно-нравственное воспитание в театральной студии «Карамель». История одной постановки ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
16. Патриотическое воспитание в изостудии «Северное сияние» ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
17. Использование теневого театра на занятиях при подготовке детей к обучению в школе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
18. Развитие координационных способностей у младших спортсменов в спортивной аэробике ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
19. Как воспитать чемпиона ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
20. Развитие скоростно-силовых качеств у боксеров 13-14 лет ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025

Страницы