Патриотическое и духовно-нравственное воспитание в театральной студии «Карамель». История одной постановки

 
 

Пинчук Ольга Николаевна,

педагог дополнительного образования

МБУДО «ЦРТДиЮ «Заельцовский» г. Новосибирска

 

Патриотическое и духовно-нравственное воспитание в театральной студии «Карамель». История одной постановки

Театральное творчество – важный фактор духовно-нравственного, эстетического, гражданско-патриотического воспитания личности. В творчестве, особенно в театральной деятельности, определяющее значение имеют эмоции, эмоционально-чувственный опыт. На их основе возникает сознательное, идейно-образное восприятие. Эмоции и чувства влияют на сознание и поведение обучающегося: на поступки, мотивы поведения. Эмоции обретают зримые очертания и формы проявления. Это эмоционально-образное восприятие окружающего мира и является основой формирования патриотизма.

Не секрет, что попытки современного общества приспособиться к новой реальности привели наше образование к сомнительным и, я бы сказала, достаточно плачевным результатам. А именно к искажению у детей нравственных ценностей, равнодушному отношению к событиям, происходившим в нашей истории, доминированию материальных ценностей над духовными, подмене понятий и искажению национальной идентичности, а также нетерпимости ко всему русскому. По своему опыту могу сказать, что детей трудно научить чему-либо, если они не хотят этому учиться. Тем более сложно научить ребенка любить Родину, быть патриотом, если изначально такую задачу не ставили внутри семьи, в которой он растет. Этому нельзя научить, но у нас, педагогов, есть возможность, рассказывать, показывать, объяснять и рассуждать вместе с учащимися об истории нашей страны, традициях, особенностях и менталитете российского народа. Воплощать исторические события на сценической площадке.

Конечно, в первую очередь и сам педагог должен обладать высокими нравственными качествами, иметь духовную связь со своей страной. И по-настоящему, без громких слов, любить свой народ и Родину.

Для меня, как человека «советской эпохи», всегда было аксиомой – гордиться нашими воинами-освободителями, избавившими мир от фашизма, испытывать чувство жалости и скорби о миллионах, погибших в той страшной войне. И казалось, все окружающие люди испытывают те же чувства. Но однажды в одной из бесед с шестиклассниками я спросила: «Пойдете ли вы в армию?» А в ответ услышала: «Нет, конечно. Что там делать?» «А если на нас нападут, как вы будете защищать нас? Ведь защищали парни Родину во время Великой Отечественной войны» – спросили девочки. «А зачем воевать? Зачем тогда парни гибли? Сдались бы немцам и жили бы сейчас “в шоколаде”», – ответили мальчики.

Случилось это в 2020 году. Тогда ко мне пришло осознание, что нынешнее поколение уже так далеко от событий сороковых годов, между ними целая пропасть. Изменилась идеология, скорость жизни, сменилась шкала моральных ценностей. Дети, возможно, в силу своей неосведомленности, не осознают, чем грозила нашему народу фашистская оккупация. Какие страдания пришлось выдержать не только взрослому населению, но и их сверстникам.

И родилась идея, рассказать о Великой Отечественной войне доступным языком, от имени детей. Пьесы, отвечающей моим требованиям, в интернете не нашлось. Уже отчаявшись, я случайно наткнулась на воспоминания женщины, которая, будучи ребенком, оказалась узницей концентрационного лагеря. И, как говорится, случайности не случайны. Воспоминание за воспоминанием складывались в пьесу собственного сочинения, которую мы корректировали и дополняли вместе с моими студийцами. К сожалению, первая попытка показа не удалась, помешала пандемия.

2025 год для нашей страны знаковый, мы празднуем 80-летие Победы. И в честь этой знаменательной даты мы с новым составом студийцев решили воссоздать спектакль. Работа над постановкой начиналась тяжело. Дети никак не могли погрузиться в эмоциональный фон. Оказалось, мои ребята мало знают о такой далекой для них войне. Современным детям не интересно телевидение, серьезные книги читаются формально, и только если это задано по школьной программе, сведения, полученные на уроках истории, часто остаются для них лишь голыми цифрами для сдачи экзаменов. И сразу после сдачи забываются.

Мы стали вместе читать воспоминания людей, исторические документы, смотрели фотографии, документальные и художественные фильмы. И дело сдвинулось, у ребят проснулся интерес. Они стали задавать массу вопросов о жизни людей предвоенной и военной поры, о манере поведения, о стиле одежды, о причинах поступков героев, которых мы изображаем. Студийцы стали больше общаться со своими родными, привлекать родителей к просмотру кинофильмов о войне (которые, честно говоря, некоторые родители сами увидели впервые). Усилилась связь со старшим поколением, внуки с интересом стали слушать рассказы своих бабушек и дедушек о жизни своих предков во время второй мировой войны. С трудом у друзей и знакомых добывали атрибуты советской эпохи. И репетировали, репетировали, репетировали…

Результатом этой кропотливой работы стал спектакль «Лица детей войны». Постановка была показана 3 раза и оставила неизгладимое впечатление в душах зрителей. В зале стояла глубокая тишина. Со слезами на глазах и словами благодарности к нам подходили и люди старшего поколения, и родители, и даже подростки. «Я вообще не люблю театр, – сказала мне одна девочка, – но этот спектакль хотелось досмотреть до конца. Было очень жалко этих детей в лагере, я даже заплакала…»

Процесс подготовки спектакля, посвященного малолетним узникам концлагерей, привел меня к мысли о том, что нужно усилить работу по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию. И в нашей театральной студии уже запущен проект по сохранению народного фольклора «Русская сказка».

Современные дети практически не знают русских сказок, в лучшем случае это знакомство ограничено несколькими авторскими вариантами: «Сказкой о рыбаке и рыбке», «Сказкой о царе Салтане» Пушкина, «Коньком-горбунком» Ершова. И, конечно, новомодными телеверсиями сказок. Я понимаю, что постоянно занятым родителям проще рассказать детям короткие сказки: «Репку» или «Теремок». А мы со студийцами хотим познакомить младших школьников с настоящими вариантами русских народных сказок. А для этого и сами декламаторы должны проработать и проанализировать большое количество литературного материала. Ведь каждый выбирает из них сказку под себя. Надеюсь, что наша задумка пройдет удачно и понравится малышам.

Количество просмотров: 809  

Добавить комментарий

1. Стратегия и тактика гендерного воспитания в современных студиях бального танца ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
2. «Про отцов и дедов помнить от века завещано» ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
3. Значение целостности разностороннего воспитания ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
4. Эффективная практика: занятия танцевальной импровизацией как способ самовыражения обучающихся ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
5. Развитие познавательного интереса к культуре и традициям народов России через участие в фестивале «Многоликая Россия: народы – хранители культуры» ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
6. Формирование духовно-нравственных ценностей учащихся в ансамбле авторской песни «Романтики»: из опыта работы ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
7. Патриотическое и духовно-нравственное воспитание в театральной студии «Карамель». История одной постановки ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
8. Патриотическое воспитание в изостудии «Северное сияние» ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
9. Использование теневого театра на занятиях при подготовке детей к обучению в школе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
10. Развитие координационных способностей у младших спортсменов в спортивной аэробике ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
11. Как воспитать чемпиона ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
12. Развитие скоростно-силовых качеств у боксеров 13-14 лет ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
13. Примеры успешной интеграции профильного обучения с профориентационной работой ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
14. Творческий проект «Пойте вместе с нами!» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
15. Связь универсальных учебных действий, лежащих в основе развивающей концепции школьного образования, с принципами и методологией игры «Что? Где? Когда?» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
16. Летние краткосрочные программы дополнительного образования детей дошкольного возраста как форма адаптации детей к новому учебному году ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
17. Развитие пространственного мышления у детей дошкольного возраста через конструирование CUBORO ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
18. Взаимодействие педагога с родителями в экологическом воспитании младших школьников ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
19. Знакомство детей дошкольного возраста с творчеством Михаила Пляцковского в рамках проекта по формированию основ читательской грамотности дошкольников «Если хочешь много знать – надо много книг читать» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
20. Инновационные формы и технологии как важный фактор формирования предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025

Страницы