«Разные игры – один результат»: из опыта работы МБУДО «ЦВР «Пашинский»
В наше время все очень сильно привязаны к своим гаджетам. Мы стали забывать о радости реального общения, ведь наши телефоны, планшеты, ноутбуки, умные часы, персональные компьютеры и подключенная к интернету домашняя техника на самом деле служат проводниками для некоторых из наиболее продвинутых форм ИИ (Искусственный интеллект). Многие крупные компании создали изощренные алгоритмы машинного обучения планетарного масштаба, единственное назначение которых – обеспечивать вовлеченность, а иначе говоря, расстраивать работу лимбической системы мозга, отвлекать внимание от важного и побуждать нас как можно дольше кликать и листать. Порой и родители заблуждаются, думая, если ребенок легко усваивает компьютерные игры, значит ребенок развивается «в ногу со временем». Но не стоит забывать о негативных последствиях увлечения такими «развивающими» играми. К негативным последствиям увлечения гаджетами можно отнести и торможение развития социальных отношений, поэтому занятия за компьютером следует строго регламентировать по времени, а успешность ребёнка во многом зависит от его способности реально воспринимать окружающую действительность, умения коммуницировать и строить адекватную систему отношений с окружающими. Неконтролируемые занятия за компьютером могут негативно сказаться на здоровье ребенка.
Игра – один из современных прогрессивных методов обучения, который эффективно используется педагогами. Достоинства игр трудно переоценить. Пользуясь игровыми приемами можно не только решать познавательные и воспитательные задачи, но и устанавливать контакт с ребенком. Игры способствуют развитию творческого взаимодействия между детьми, умению выразить себя невербальными средствами: жестами, мимикой, движением. Помимо снятия физического переутомления, игры содействуют сплочению детского коллектива, формированию доброжелательной и безопасной атмосферы общения.
Также одной из характерных и ярких черт детей является любознательность. Они постоянно задают вопросы и хотят получить на них ответы. И если взрослые не могут или не хотят объяснить детям то, что их интересует, их любознательность пропадает. Поэтому единственный вариант знакомства детей с окружающим миром – получить ответы на вопросы.
В целях создания условий, обеспечивающих физическое и психическое здоровье детей, активизации творческого потенциала в процессе игровой деятельности, минимизации взаимодействия с гаджетами в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» реализована программа «Территория игр».
Приоритетом данной программы являлось включение в содержание разнообразных игр и игровых ситуаций для развития творческих способностей и обеспечения учащихся материалом для преодоления стереотипов и шаблонов мышления. Участие в программе научило детей получать радость без привлечения гаджетов, позволило детям удовлетворить «жажду знаний» в разнообразных областях, расширить кругозор и проявить познавательную активность, попробовать свои силы в новых формах взаимодействия со сверстниками, почувствовать вкус успеха, сохранить психику, осанку, зрение и физическое здоровье.
Реализация программы «Территория игр» показала: разнообразие форматов – ключ к вовлечению. Каждое мероприятие решало не только развивающие, но и социально-адаптивные задачи.
Интеллектуальные игровые программы («Мафия» и «Где логика?») тренировали критическое мышление и аргументацию в дискуссиях, но главное – учили слышать оппонента без гаджетов-посредников.
Квесты («Тайна красной планеты», «Атлантида») требовали командной координации, физической активности и мгновенной реакции в реальном пространстве, а не виртуальном. Дети буквально чувствовали плечо товарища.
Спортивно-оздоровительные мероприятия («С ветром на перегонки», «Спорт моего двора») доказывали: адреналин и радость можно получать не от экранных побед, а от реальных достижений тела. Здесь работал принцип наглядности: здоровый румянец, улыбки, блеск глаз.
Творческие программы («Рождественские посиделки») включали элементы фольклора и невербального общения (жесты, мимика, интонация), что напрямую развивало эмоциональный интеллект и снимало барьеры в общении.
Программа помогла детям восстановить баланс, не отменяя технологий.
За два года у детей появились заметные изменения:
Снижение конфликтности: в игровом взаимодействии дети учились договариваться, уступать, поддерживать – навыки, которые не развиваются в одиночной игре с гаджетом.
Познавательная активность вне экрана: ответы на «неудобные» вопросы дети стали искать не в поисковике, а в обсуждении со сверстниками и педагогами (принцип познавательной активности).
Физическое раскрепощение: игры с двигательной активностью компенсировали статичность «цифрового» времяпрепровождения, формируя привычку к движению (принцип посильной самостоятельности).
Креативность без шаблонов: в квестах и творческих заданиях не было готовых экранных подсказок. Решения рождались в спонтанном общении, ломая стереотипы (принцип вариативности).
Вывод: игра – антидот цифровой изоляции.
Наш опыт подтверждает: осознанное игровое пространство не просто отвлекает от гаджетов, оно формирует альтернативную реальность, где:
– социальные связи крепнут через совместное преодоление;
– любознательность удовлетворяется в живом диалоге;
– радость возникает от совместно достигнутого результата.
Программа «Территория игр» – это не запрет технологий, а восстановление права ребенка на живой опыт. Разные игры ведут к одному результату: дети вспоминают, что настоящее взаимодействие, физическая активность и творческий азарт дают куда более глубокое удовлетворение, чем «лайки» и виртуальные достижения. И это – ключ к здоровому развитию в цифровую эпоху.
Количество просмотров: 529 |
Добавить комментарий