Примеры успешной интеграции профильного обучения с профориентационной работой

 
 

Ерофеев Максим Александрович,

учитель информатики, педагог дополнительного образования

ЦОЦ и ГП «Точка роста» МБОУ «Большереченская СОШ»,

руководитель проекта «Большереченский центр

киберобразования “GeekSchool”»

 
 
 

Щербакова Елена Яковлевна,

педагог-организатор

Центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»

МБОУ «Большереченская СОШ» Омской области

 

Примеры успешной интеграции профильного обучения с профориентационной работой

В современном мире одной из ключевых задач системы образования является подготовка школьников к осознанному выбору будущей профессии. Профильное обучение и профориентация становятся важными элементами образовательного процесса, способствующими развитию у учащихся профессиональных интересов и навыков. Некоторые школы предлагают индивидуальные образовательные маршруты, позволяющие школьникам выбирать те предметы и курсы, которые соответствуют их профессиональным интересам. А что же можем предоставить мы, проживающие в сельской местности и далеко от города? Учитывая, что р.п. Большеречье – это поселок, располагающийся в сельской местности, и то, что дополнительные возможности изучения информационных технологий вне школьной программы в настоящий момент отсутствуют, так как на территории района нет ни одного учреждения как государственного, так и частного, которые занимаются расширенным и углубленным развитием IT-навыка.

С целью создать условия, способствующие освоению актуальных и востребованных знаний, формированию навыков и компетенций в сфере информационных технологий, был разработан и на текущий момент успешно реализуется проект «Большереченский центр киберобразования “GeekSchool”, который осуществляется на базе ЦОЦ и ГП «Точка роста» МБОУ «Большереченская СОШ». Данный проект был высоко оценен экспертами «Росмолодёжи» и получил финансирование на воплощение своих идей. Было закуплено всё необходимое оборудование. Это ноутбуки, подходящие под определенные технические требования и наборы Arduino GyverKIT, в которых имеется всё необходимое для изучения основ программирования, создания автоматизированных механизмов, робототехники. Основной особенностью стало использование наборов Arduino для изучения робототехники и программирования, что позволяет сделать процесс обучения участников проекта эффективным, так как разработки, созданные с использованием Arduino, могут быть визуализированы на экране компьютера или через светодиоды, моторы, сервоприводы, что помогает участникам проекта лучше понять, как работают электронные устройства.

Обучающиеся в возрасте от 14 до 18 лет – эта та целевая группа, на которых ориентирован проект. Для них организованы дополнительные занятия, на которых школьники учатся работать в различных офисных приложениях, в приложениях для компьютерной графики, изучают основы программирования, создание 3D моделей и др.

Обучение в центре киберобразования “GeekSchool” повышает уровень основных информационных компетенций обучающихся, позволяет получить прикладные навыки работы на компьютере, помогает осознать несовершеннолетним, что компьютер нужен не только для игр и социальных сетей, способствует расширению знаний школьников в сфере IT и, как следствие, популяризации профессий, связанных с IT-сферой. Занятия в рамках работы Большереченского центра киберобразования "GeekSchool" проводятся в небольших группах по 5 человек, что позволяет каждому обучающемуся лучше усвоить материал, проявить себя, а педагогу уделить больше времени для каждого. К тому же работа с каждым участником программы спланирована по индивидуальному плану. «Сильный» обучающийся сможет свободно двигаться дальше.

Эффективность от данных занятий вне уроков информатики в школе очевидна. За минувший год в рамках реализации проекта были получены отличные результаты: участники проекта смогли осуществить свои идеи, обучающиеся 9 и 10 классов смогли реализовать итоговые проекты для получения дополнительного опыта. Многие школьники получили возможность реализовать свои идеи в создании определённых механизмов: радиоуправляемые машины, элементы умного дома, подсветки с регулируемым цветом, игры и многое другое. При этом каждый обучающийся смог реализовать свою задумку с помощью 3D принтера, разработать модель и распечатать её на принтере и защитить свой индивидуальный проект, выступить на НПК. Кроме того, интеграция проектной деятельности способствует созданию междисциплинарных команд, что помогает развить у школьников навыки командной работы и критического мышления. Это углубленное изучение программирования, которое в дальнейшем пригодится им при сдаче единого государственного экзамена по информатике и данные знания будут необходимы в дальнейшем обучении в высших учебных заведениях. Благодаря полученным на занятиях знаниям по программированию, ребята успешно сдали экзамен по информатике и поступили в вузы г. Омска на бюджетной основе.

Участники проекта посетили IT-CUBE в г. Таре, что стало для них возможностью получить дополнительный опыт. Это позволяет учащимся не только познакомиться с профессиональной средой, но и пройти стажировки, что обеспечивает реальный опыт работы в выбранной области. Программы стажировок помогают детям понять, какие навыки и знания действительно ценятся на рынке труда, а также осознать важность профессиональной квалификации. Дополнительно в IT-CUBE реализуются специализированные курсы и мастер-классы, проводимые опытными профессионалами. Эти занятия охватывают различные аспекты деятельности: от технических навыков до управления проектами. Таким образом, учащиеся получают комплексное представление о профессии и могут заранее оценить свои сильные и слабые стороны. Оборудование, приобретенное для данного проекта, помогает не только в реализации программ дополнительного образования, но и в школьном образовании и во внеурочной деятельности. Компоненты наборов Arduino отлично подходят для демонстрации некоторых физических явлений, что позволило использовать эти наборы на уроках физики и при проведении различных мероприятий, приуроченных к таким событиям как День российской науки, День детских изобретений, День робототехники и другие. Кроме того, тематические дни и дни единых действий в Центре «Точка роста» создают атмосферу сотрудничества и обмена опытом. На таких мероприятиях учащиеся могут не только получить информацию о различных профессиях, но и задать вопросы профессионалам.

Одним из самых популярных форматов стал фестиваль «Примерь профессию», где школьники могут на практике ознакомиться с различными специальностями. Профессионалы (фотограф, сотрудники МЧС и ГИБДД, врачи, эксперты-криминалисты) делятся своими знаниями, проводят интерактивные занятия, мастер-классы, экскурсии, профессиональные пробы, которые позволяют участникам глубже понять суть выбранной профессии. Профориентационные мероприятия помогают школьникам проявить свои интересы и склонности, развивая навыки, необходимые для будущей профессии. Таким образом, Центр образования «Точка роста» играет ключевую роль в направлении ранней профориентации школьников, а также становится надежной платформой для формирования будущего поколения, способного уверенно ориентироваться в мире профессий.

Наш пример по созданию центра киберобразования "GeekSchool" поможет создать комплексный подход к профориентационной работе в рамках Центра образования «Точка роста», способствуя раннему выявлению интересов и склонностей учащихся, а также подготовке их к будущей профессиональной деятельности. Таким образом, центр киберобразования "GeekSchool" на базе «Точки роста» выступает как успешный пример внедрения эффективных методов профориентации, направленных на формирование готовности школьников к осознанному выбору будущей профессии. Посредством интеграции учёбы и практики Центр не только готовит учащихся к будущему, но и формирует у них активную гражданскую позицию, нацеленную на саморазвитие и профессиональный успех.

Преимущества интеграции профильного обучения с профориентацией школьников.

1. Повышение мотивации: ученики, занимающиеся по интересующим их направлениям, проявляют большую заинтересованность в учебе и достигают лучших результатов.

2. Развитие практических навыков: интеграция теории с практикой позволяет школьникам приобрести реальные профессиональные умения, необходимые для дальнейшего трудоустройства.

3. Осознанный выбор профессии: учащиеся имеют возможность попробовать себя в разных сферах деятельности, что способствует более обоснованному выбору будущей профессии.

4. Увеличение конкурентоспособности выпускников: выпускники школы, прошедшие через программы профильного обучения и профориентацию, становятся более подготовленными к вызовам современного рынка труда.

Наш опыт представлен на окружном молодежном образовательном Форуме Сибирского федерального округа «Шерегеш»; V областной конференции «Внедрение Целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей в Омской области: итоги и перспективы», Межрегиональной научно-практической конференции «Тенденции развития образования XXI века: теория и практика».

Игра ко Дню профориентации «Примерь профессию» – журнал «Управление начальной школой», г. Москва № 2 – 2024 г.; Цифровая выставка учебно-методических разработок «Учитель. Друг. Наставник» в рамках XХ Областного педагогического марафона, посвященного Году педагога и наставника в Российской Федерации – 2023 г.

Сценарий интерактивной игры по станциям «Я учусь изобретать» ко Дню детских изобретений – журнал «Справочник классного руководителя», г. Москва № 1 – 2024 г.; Интернет-выставка «Наука. Технологии. Образование» в рамках XVIII Областного педагогического марафона – 2021 г.

Количество просмотров: 487  

Добавить комментарий

1. Как воспитать чемпиона ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
2. Развитие скоростно-силовых качеств у боксеров 13-14 лет ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
3. Примеры успешной интеграции профильного обучения с профориентационной работой ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
4. Творческий проект «Пойте вместе с нами!» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
5. Связь универсальных учебных действий, лежащих в основе развивающей концепции школьного образования, с принципами и методологией игры «Что? Где? Когда?» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
6. Летние краткосрочные программы дополнительного образования детей дошкольного возраста как форма адаптации детей к новому учебному году ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
7. Развитие пространственного мышления у детей дошкольного возраста через конструирование CUBORO ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
8. Взаимодействие педагога с родителями в экологическом воспитании младших школьников ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
9. Знакомство детей дошкольного возраста с творчеством Михаила Пляцковского в рамках проекта по формированию основ читательской грамотности дошкольников «Если хочешь много знать – надо много книг читать» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
10. Инновационные формы и технологии как важный фактор формирования предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
11. Активные методы обучения как способ повышения эффективности образовательного процесса на занятиях по робототехнике ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
12. О важности драматургии урока ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
13. Модель совместного обучения ребенка с родителем «Вместе» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Участие в педагогическом конкурсе как возможность повышения квалификации для педагога ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Семья и образование: партнёрство ради будущего ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Этнокультурное воспитание детей с применением векторных графических редакторов в учреждении дополнительного образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
17. Организация и проведение профильной смены «Творчество в семейных истоках» в учреждении дополнительного образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
18. Формирование семейных традиций в творческом объединении по робототехнике ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
19. Организация работы с родителями обучающихся младшего школьного возраста в рамках студии «Северное сияние» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
20. Формирование мотивации обучающихся на участие в конкурсных мероприятиях ВЫПУСК № 115, декабрь 2024

Страницы