Правовое воспитание в современном обществе

 
 

Бабушкина Светлана Юрьевна,

учитель истории и обществознания
высшей квалификационной категории
МАОУ Лицей № 9 г. Новосибирска

 

Правовое воспитание в современном обществе

Одним из ключевых критериев успешного развития современного демократического общества является уровень его правового состояния. И одним из его важнейших элементов, если не определяющим, с уверенностью можно назвать уровень правового воспитания, отсутствие политического и правового нигилизма. Действительно, насколько востребованы правовые механизмы членами общества, настолько они и живучи, способны к развитию, совершенствованию, подталкивают в свою очередь саму социальную структуру к развитию. В обществе правового нигилизма или низкого уровня правовой грамотности развиваются тенденции к авторитаризму, неверию в собственные силы, упование на власть предержащих, что ведёт к атрофии социальной и деловой инициативы, падению интереса к производительному труду, чинопочитанию и прочим атрибутам авторитарного общества, что так хорошо знакомо России. Не надо объяснять очевидный факт – такое общество не только обречено быть аутсайдером современного мира, но и крайне неустойчиво как социально, так и политически. И России такой путь явно не нужен.

В связи с этим, считаю, что воспитание и формирование личности, обладающей высокой правовой грамотностью, активно пользующейся своими правами и уважающей права других, является одной из важнейших государственных задач, ведь образование и воспитание каждой отдельной личности ведет к созданию культурного, социально активного и законопослушного общества в целом. И здесь стоит отметить два основных направления такого воспитания: социальное и профессиональное. В первом случае речь идёт, скорее, о культурно-социальном воспитании личности, когда влияние на формирование мировоззрения оказывает окружающая социальная среда, от семьи до публичных представителей власти. Именно в этом взаимодействии формируется потребность человека в обладании цивилизованными знаниями и в использовании в своей жизни правовых рычагов решения тех или иных жизненных ситуаций, уважение к правам другой личности и социальных групп. Профессиональное воспитание гражданина подразумевает непосредственное знакомство с возможностями применения на практике правовых знаний (право регулирующих актов) правового поля общества и потребление их.

В правовом воспитании необходимо осмысливать прошлый опыт человечества по привитию правовой грамотности (ретроспекция); анализировать современные тенденции передачи и усвоения знаний и принципов норм права (актуализация), а также учитывать возможные изменения в будущем реализации: на практике правовых норм, запретов и обязанностей (проспекция). Необходимо с юных лет вкладывать в мысленный ориентир социальных стремлений выполнение правовой культуры.

Правовая культура личности включает в себя правовое знание, правовую идеологию и правовую деятельность, которую личность выстраивает в соответствии с правовой культурой общества. Уже давно возникла необходимость формирования позитивного правосознания в социальной среде. Каждому гражданину необходимо осознавать степень значимости прав и обязанностей гражданина государства.

Педагоги по-разному рассматривали правовое воспитание, но все определения, которые они дают правовому воспитанию, можно свести в некую квинтэссенцию. Суть правового воспитания сводится к необходимости формирования в человеке правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности мировой и национальной правовой культуры, то есть воспитанию человека образованного, человека с высокой социальной ответственностью, активного члена общества.

В процессе социализации личности должное внимание необходимо уделять воспитанию активного правового человека, которое заключается в формировании уважительного отношения к закону, видении закона большой социальной ценностью, развитии чувства ответственности, непримиримости к произволу, коррупции и т.д. Правовое воспитание неразрывно связанного с правовой культурой. Все это реализуется через правовое образование – непосредственное получение знаний. Воспитание не может происходить без обучения, а обучение, так или иначе, оказывает воспитательный эффект.

Правовое воспитание школьников помогает в предупреждении различных правонарушений, а также формирует ответственное поведение обучающихся. Государству необходимо особое внимание уделять профилактической работе, привлекая соответствующие органы власти, не перекладывая всю работу на плечи педагогов. Специалисты соответствующих служб должны проводить регулярную, планомерную просветительскую работу, направленную на профилактику и предупреждение ситуаций, связанных с девиантным и даже делинквентным поведением детей. Эти специалисты более полно видят проблемы и имеют универсальные инструменты, связанные с решением нештатных ситуаций (правонарушения, террористические акты и прочее).

Правовое воспитание учащихся образовательных учреждений необходимо осуществлять в урочное и внеурочное время в формах пропаганды, обучения или просвещения, включая следующие направления:

1) психолого-педагогическое тестирование учащихся и родителей, для выявления проблем и коррекции норм правового воспитания;

2) мониторинг правового поведения учащихся, с целью анализа правовой культуры поведения;

3) реализацию воспитательных программ правового воспитания с привлечением специализированных представителей различных органов власти;

4) включение нравственно-правового аспекта воспитания в уроки и классные часы.

В качестве примера хочу предложить разработку обобщающего урока для 7-х классов по обществознанию «Регулирование поведения людей в обществе».

Цель: закрепить и обобщить знания по основным понятиям и положениям темы «Регулирование поведения людей в обществе».

Задачи: расширить правовое мировоззрение учащихся, закрепить термины по теме «Человек и закон»; развивать коммуникативные умения учащихся работать в команде.

Тип урока: обобщающий.

Форма урока: урок-игра.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Учащиеся были заранее проинформированы о проведении игры и ознакомлены с материалом, который нужно повторить. На каждой парте интернет носитель, для последнего конкурса.

На входе учащиеся отрывают лепестки у «волшебного цветка» (на которых подписаны номера команд). Учащиеся делятся на шесть команд. Каждая из команд выбирает спикера, который руководит командой в ходе игры.

2. Знакомство с правилами игры.

Игра включает в себя 3 конкурса. Сумма баллов, полученных командой за игру, суммируется и влияет на итоговую оценку за урок.

Ход урока:

Учитель: Здравствуйте ребята сегодня у нас с вами итоговый урок по теме «Регулирование поведения людей в обществе». Все мы с вами живем в правовом обществе и понимаем, необходимость соблюдения законов и ответственность за свое поведение.

Конкурс № 1. Права человека.

Командам раздаются контрольные листы с различными ситуациями из сказок. Необходимо определить, о каком праве или нарушении прав сказочного героя идет речь. Команды должны руководствоваться положениями Всеобщей декларации прав человека и статьями Конституции РФ. Время на размышление – 3 минуты.

Какие права нарушены.

1. Сказка «Дюймовочка». Раз ночью жаба, взяла скорлупку, где спала Дюймовочка, и выпрыгнула в окно.

2. «Чипполино». Принц Лимон запретил, собираться гражданам и обсуждать его персону.

3. «Гуси-лебеди». Растопила Баба-Яга печь и говорит Ивашке: «Полезай на лопату».

4. «Кто в сапогах». Выгнали братья младшего из дому, вручили ему кота.

5. «Пеппи-длинный чулок». «Пеппи, – сказал полицейский, – ты не можешь проживать в этом доме одна. Ты должна пойти со мной в детский дом».

6. «Шрек». Лорд Фаркуад приказал волшебным существам поселиться на Шрековом болоте.

7. «Буратино». Карабас-Барабас приказал полицейским ворваться в коморку папы Карло.

8. «Сказка о Заюшкиной избушке». Вот лиса попросилась у зайца переночевать, да из избушки и выгнала.

Ответы:

1. Право на свободу.

2. Право на свободу слова и собраний.

3. Право на жизнь.

4. Право на наследство и жилище.

5. Право на семью.

6. Право на неприкосновенность частной жизни.

7. Право на неприкосновенность жилища.

8. Право на собственность.

Подведение итогов 1 конкурса.

Конкурс № 2. Своя игра.

На экране темы вопросов и стоимость каждого вопроса. Команды по очереди выбирают задания. При правильном ответе команда зарабатывает очки, в случае неправильного ответа право ответа переходит к команде первой, поднявшей руку. При правильном ответе, ей засчитываются очки.

Тема 1. Права и обязанности граждан.

Вопрос за 10 баллов. Свод обязательных норм и правил, регулирующих общественные отношения.

(Закон)

Вопрос за 20 баллов. Элемент правовой нормы, устанавливающий поощрение или наказание за поведение гражданина.

(Санкция)

Вопрос за 30 баллов. Нормы права, обязывающие лицам совершать определенные положительные действия (напр., платить налоги) называются…

(Предписывающие)

Вопрос за 40 баллов. Назовите группы прав человека и гражданина.

(Личные- гражданские, политические, социально-экономические, культурные)

Вопрос за 50 баллов. Назовите конституционные обязанности гражданина РФ.

(соблюдать законы, платить налоги, защищать Отечество, содержать несовершеннолетних детей и престарелых родителей, сохранять памятники культуры и истории, бережно относиться к природе).

Тема 2.  Законы

Вопрос за 10 баллов. Назовите нормативно-правовой акт высшей юридической силы.

(Конституция).

Вопрос за 20 баллов. Назовите число, месяц и год принятия Высшего нормативно-правового документа в РФ.

(12 декабря 1993).

Вопрос за 30 баллов. Законотворчеством в нашей стране занимается орган государственной власти.

(Государственная Дума)

Вопрос за 40 баллов. Хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием.

(Мошенничество)

Вопрос за 50 баллов. Разжигание межнациональной и расовой розни карается по статьям…

(Уголовного кодекса)

Тема 3. Защита Отечества

Вопрос за 10. В каком возрасте юноше необходимо встать на воинский учет

(в 17 лет)

Вопрос за 20 баллов. Государственная организация, занимающаяся постановкой на воинский учет.

(Военный комиссариат)

Вопрос за 30 баллов. Особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемый гражданами вместо военной службы.

(АГС).

Вопрос за 40 баллов. Военнослужащего, впервые поступившего на военную службу, можно привлекать к выполнению боевых задач после…

(После принятия присяги)

Вопрос за 50 баллов. Военнослужащий приводится к присяге перед… (Государственным флагом России и знаменем воин­ской части) 

Тема 4. Преступление и наказание.

Вопрос за 10 баллов. С какого возраста установлена ответственность за особо тяжкие преступления.

(с 14 лет).

Вопрос за 20 баллов. Неправомерное поведение, виновное противоправное общественно опасное деяние (действие или бездействие).

(Правонарушение)

Вопрос за 30 баллов. Применение мер государственного принуждения к виновному лицу за совершение противоправного деяния.

(юридическая ответственность)

Вопрос за 40 баллов. Пока вина подсудимого(обвиняемого) не доказана в судебном порядке, он имеет право на …

(Презумпцию невиновности)

Вопрос за 50 баллов. Назовите главную цель правосудия.

(Установление справедливости)

Подведение итогов конкурса № 2.

Конкурс № 3. Знатоки исполнительных органов власти.

Вы получаете лист со схемой, при помощи интернет-носителей вам необходимо составить кластер «Правоохранительные органы власти в РФ». (Приложение №1)

На выполнение задания 5 минут.

Листы сдаются. При подсчете баллов необходимо учесть: правильность заполнения кластера «Правоохранительные органы власти в РФ». Дополнительные два балла, ставятся, если команда прописала функции исполнительных служб.

Для заполнения карт самоконтроля (Приложение № 2) и подведения итогов, предлагаю посмотреть мультфильм «Про Сидорова Вову».

Подведение итогов урока, рефлексия.

Приложение № 1

 

 

Приложение № 2

Карта самоконтроля группы _______________________

Ф.И. (участников команды)

1.Тема урока

2. Баллы за первый конкурс

3. Баллы за второй конкурс

4. Оценка в баллах участников команды

5.Предложения

Список литературы:

1. Бурнашев Г. А. Проблемы правового воспитания на современном этапе // Молодой ученый. — 2018. — №48. — С. 117-120.

2. Усманова Е. Ф. Правовая этика как элемент правовой культуры общества // Символ науки. 2016. № 1–3. С.170–172.

Количество просмотров: 13193  

Комментарии

Очень прикольная статья

Страницы

Добавить комментарий

Target Image
1. Система оценивания результатов обучения как объект управления качеством образования в лицее на примере профессионального объединения учителей естественных наук
2. Проектно-исследовательская деятельность в малокомплектной школе
3. Повышение качества образовательного процесса через самообразование учителя
4. Современные подходы к управлению качеством образовательного процесса: межличностные отношения в познавательной и учебной деятельности как условие успешной реализации ФГОС
5. Правовое воспитание в современном обществе
6. Trendy English Conference: участие в конференциях как средство повышения качества образовательного процесса
7. Систематическое применение текстов художественной литературы на уроках истории
8. Проблемное обучение на уроках химии
9. Формирование коммуникативной культуры студентов педагогического колледжа в процессе изучения английского языка
10. Интегративный подход как средство формирования УУД у обучающихся с ОВЗ
11. О том, как тема «История местного самоуправления в Новосибирской области» стала основой для контекстных заданий
12. Создание условий для успешного обучения детей с задержкой психического развития в рамках требований ФГОС НОО
1. Инновации и эксперимент в образовании ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках английского языка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Формирование функциональной грамотности у детей с РАС в начальной школе в условиях общеобразовательной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование мотивации к выбору профессиональной деятельности в медицинской отрасли через предпрофильное и профильное обучение ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Семейное чтение для детей начального школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Развитие креативного мышления на уроках музыки через инструментальное музицирование ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Опыт организации обучения населения города Новосибирска и Новосибирской области навыкам оказания первой помощи в ГАПОУ НСО «Новосибирский медицинский колледж» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Особенности УМК «Английский в фокусе», способствующие реализации воспитательного компонента на уроках английского языка в начальной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Как научить ребёнка мыслить нестандартно ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Формирование критического мышления школьников на занятиях в центре «Точка роста» МКОУ «Устьянцевская СОШ» Барабинского района ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. День открытых дверей для родителей ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Я прикасаюсь к будущему. Я учу ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Использование сингапурской технологии в логопедической практике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Развитие физических качеств с помощью игровых и соревновательных технологий на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Универсальные методы мотивации на уроках иностранного языка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование инфографики на занятиях истории как способ формирования современных компетенций ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Особенности обучения физике в условиях вечерней школы при исправительном учреждении ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Литературные гостиные как форма работы над творческим саморазвитием личности: культурно безбарьерная среда ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Развитие навыков работы с информацией на уроках физики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Роль движения «Абилимпикс» в социализации и профессиональном становлении старшеклассников с ОВЗ и инвалидностью ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы