Образовательный квест как универсальное средство достижения планируемых предметных и метапредметных результатов обучающихся

 
 

Худоногова Марина Владимировна,

учитель английского языка

высшей квалификационной категории

МБОУ гимназия № 9 г. Новосибирска

 
 
 

Хабибулина Марина Борисовна,

учитель английского языка высшей квалификационной категории

МБОУ «Гимназия № 9 имени Героя Российской Федерации

Немыткина Михаила Юрьевича» г. Новосибирска

 

Образовательный квест как универсальное средство достижения планируемых предметных и метапредметных результатов обучающихся

Каждый педагог в своей профессиональной деятельности ищет новые интересные подходы в условиях меняющихся требований к результатам обучения. В нашем случае таким условием стала организация работы языкового отряда «Лингва», функционирующего летом в лагере дневного пребывания МБОУ гимназии № 9.

«Как заинтересовать ребят?», «Как провести первый день отряда так, чтобы все участники с удовольствием приходили каждое утро в течение 27 дней?». Эти вопросы послужили той мотивационной силой, которая и побудила нас к поиску новых интересных идей.  Необходимо было найти такую интерактивную форму, которая отвечала бы следующим требованиям:

первое: большая группа детей (в 2015-2016 уч. г. в языковой отряд записались 40 человек!), которых нужно было занять;

второе: языковая направленность работы отряда, и в то же время разные по уровню владения языком и по возрасту ученики;

третье: летний период, который подразумевает отход от привычной школьной деятельности;

четвертое: ограниченный (в тот день в отряде работали три педагога!) педагогический ресурс.

Тогда и родилась идея организовать КВЕСТ-игру! Это отвечало нашим требованиям, и на тот момент такая форма была очень популярной среди школьников.

Мы приступили к поиску информации по данной теме, и, по причине ограниченного времени, решили использовать уже готовую игру-квест, подготовленную учителями английского языка Поляковой И.В. и Ракитянской-Пясецкой Н.В. г. Джанкой, Крым (https://infourok.ru/igrakvest-na-angliyskom-yazike-treasure-hunting-6922...), которую нашли в сети Интернет.

Цели игры «Treasure hunting»:

– совершенствование форм и методов внеклассной и внешкольной работы по изучению английского языка обучающимися через вовлечение их в занимательное интерактивное действие;

– развитие интереса к изучению английского языка.

Задачи:

– создание условий для раскрытия творческого потенциала и самореализации обучающихся;

– поддержка мотивации обучающихся к дальнейшему изучению английского языка.

Все задания были ориентированы на детей в возрасте 13-16 лет, и именно поэтому мы вносили изменения, адаптировав некоторые задания для детей 10-13 лет.

Коротко о правилах проведения игры-квеста "TREASURE HUNTING". Игра начинается с жеребьевки: участники поочередно вытягивают жребий с названием команды – “British”, “Americans”, “Canadians”, “New Zealanders”, “Australians” и “Russians”; распределившись на команды, участники выбирают капитанов; капитаны команд получают карты-маршрутные листы с указанием названий станций. Затем участники распределяются по станциям:

1 станция «Lexicology Palace» (игра в ассоциации);

2 станция «Curiosity Land» (страноведческий «паззл» по Британии);

3 станция «Grammar Village» (кроссворды на неправильные глаголы);

4 станция «Spelling Valley» (игра «дежурная буква»);

5 станция «Ocean of Numbers» (написать слова цифрами);

6 станция «Spy Glass» (расшифровать пословицу).

На каждой станции дети проходят испытания, отвечают на вопросы викторины, решают кроссворды, устанавливают логические связи, отгадывают загадки, и др. За правильные ответы на каждой станции команда получает «Золотой дублон», за неправильный ответ – «Черную метку». 

К назначенному времени все команды прибывают к месту финального сбора (в нашем случае это был актовый зал) с конвертом, где лежат «Золотые дублоны» и «Черные метки», которые подсчитываются, а затем определяется победитель, которому вручается «Клад» – приз.

Получив положительный опыт проведения подобной игры и яркие эмоции и отзывы детей, впоследствии мы сами проектировали квесты, которые стали традицией языкового отряда «Лингва».

Так что же такое образовательный квест? От английского «quest» – поиск, «WebQuest» – поиск в сети Интернет. Термин «веб-квест» впервые ввел Берни Додж – профессор образовательных технологий университета Сан-Диего (США) в 1995г. и определил его как модель вовлечения Интернет-источников в образовательный процесс для решения учебных задач.

Шли годы, менялись требования к образованию, соответственно, менялись и обновлялись некоторые технологии. Вскоре стали появляться и «реал-квесты» (на природе, в классе и др.), которые сочетали виртуальный поиск с деятельностью в реальном мире. Затем появилась технология образовательного квеста. Технология, действительно, универсальная, так как объединяет элементы проектной технологии, ИКТ, проблемного и игрового обучения, взаимодействие в команде и сочетает целенаправленный поиск при выполнении главного проблемного и вспомогательных заданий с приключениями и игрой по определённому сюжету.

Настоящим методическим подспорьем для нас стала статья «Квест-технология в контексте требований ФГОС общего образования», авторами которой (Игумновой Е.А. и Радецкой И.В.) была разработана технологическая карта образовательного квеста https://scienceeducation.ru/pdf/2016/6/25517.pdf).

Используя технологическую карту образовательного квеста, мы спроектировали и показали свой первый «новый» урок в рамках проведения Открытого регионального семинара «Совершенствование образовательного процесса в контексте социального запроса системе образования», который проходил в нашем образовательном учреждении 21 октября 2017 года. Ниже приводим пример технологической карты этого урока.

Технологическая карта образовательного квеста

Элементы структуры

Содержание

Название

«Новосибирск открывает двери…»

Направленность

Междисциплинарный квест: английский язык и краеведение.

Цель и задачи

Цель: познакомиться с названия достопримечательностей Новосибирска на английском языке и изготовить буклет – подарок в помощь для иностранки. Обучающие задачи: тренировать и закреплять лексические и грамматические навыки по теме; тренировать слухопроизносительные навыки по теме; совершенствовать лексические и грамматические навыки по теме. Развивающие задачи: развивать умения говорения (монологическая); развивать умения аудирования; развивать память, логику, мышление; развивать творческие способности учащихся; развивать общий кругозор обучающихся. Воспитательные задачи: способствовать воспитанию доброжелательности, отзывчивости, взаимопомощи, ответственности; воспитывать умение работать индивидуально, в группе; повышать мотивацию к изучению английского языка; воспитывать толерантное отношение и уважение к представителям иных культур, чувство патриотизма к родному краю, городу.

Продолжительность

45 мин. (урок)

Возраст учащихся / целевая группа

3-й класс (9 лет), родители учащихся (для помощи при выполнении основного задания).

Легенда

Видеообращение иностранки – гостьи Новосибирска с просьбой подсказать, куда можно сходить, чтобы получить наиболее полное представление о нашем городе, а также отдохнуть и провести время с пользой.

Квест-герои

Жеребьёвкой обучающиеся были разделены на 4 группы и 5-я группа – родители, присутствующие на уроке.

Основное задание

Помощь иностранной гостье нашего города.

Сюжет и продвижение по нему

1 этап – видеообращение гостьи Новосибирска; 2 этап – разделение на группы с целью добычи информации для создания будущего продукта; 3 этап – продвижение команд по четырем станциям; 4 этап – работа в группах с раздаточным материалом и создание своей странички будущего буклета; 5 этап – презентация своей работы каждой из команд с обсуждением по критериям; 6 этап – соединение всех листов в единый буклет, видеообращение иностранки с благодарностью; рефлексия.

Задания/препятствия

3 задания 3-х станций были направлены на повторение изученных лексико-грамматических структур («исправь ошибку в слове», «выбери правильную форму глагола», «найди ответ на вопрос» и т.д.) и на одной станции – творческой – ребятам необходимо было исполнить стихотворении или песню на английском языке.

За правильно выполненное задание команда получала монетку, затем на финише монеты обменивались на конверты с информационным раздаточным материалом.

Навигаторы

Таблички-названия станций и маршруты движения команд.

Ресурсы

Видеозапись, фотографии с достопримечательностями Новосибирска, названия достопримечательностей на английском языке, листы-заготовки для будущего буклета.

Критерии оценивания деятельности учащихся

Во время презентации каждой группой одного из листов будущего буклета критерии были: правильное произношение, аккуратное оформление, выразительная речь.

Итог квеста – образовательный «продукт» и рефлексия

Создание иллюстрированного буклета с достопримечательностями Новосибирска. Обсуждение того нового, что узнали на занятии, что понравилось, что удалось / не удалось.

Таким образом, использование технологии образовательного квеста позволило достичь поставленных целей и задач; ребята, их родители и все присутствовавшие на мероприятии поделились положительными эмоциями, а мы, педагоги, получили новый опыт использования данной технологии в рамках урочной деятельности.

Данная технология соответствует требованиям ФГОС и способствует созданию условий, формирующих личностное развитие и успешную социализацию обучающихся, освоение ими умения учиться и жить достойно и нравственно, реализуясь в созидательной деятельности.

Проектирование образовательного квеста в логике системно-деятельностного подхода предполагает ориентацию, во-первых, на результаты образования как системообразующий компонент ФГОС (предметные, метапредметные), а во-вторых, на дидактические принципы деятельности, минимакса, целостности, психологической комфортности, вариативности и творчества.

Образовательный квест как в урочной, так и во внеурочной деятельности позволяет решить следующие задачи:

образовательную – вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс;

развивающую – развитие интереса к предмету, творческих способностей, воображения обучающихся, формирование навыков исследовательской деятельности, умений самостоятельной работы с информацией, расширение кругозора, эрудиции, мотивации;

воспитательную – воспитание личной ответственности за выполнение задания, воспитание уважения к культурным традициям, истории, краеведению, здоровьесбережению и здоровьесозиданию.

Количество просмотров: 6208  

Добавить комментарий

Target Image
1. Особенности использования цифровых инструментов на уроках русского языка в начальной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Использование информационно-коммуникационных технологий для обучения младших школьников в условиях поликультурной среды класса ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Творческий проект «Классный журнал – Друзья» в информационно-образовательной среде начальной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Противодействие кибербуллингу среди обучающихся основной и старшей школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Кейс-технологии с использованием образовательных VR-программ в коррекционной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Возможности использования информационной образовательной среды на литературном чтении ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
7. Применение интерактивных технологий в процессе дифференцированного подхода при обучении младших школьников ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
8. Цифровой след методической работы в начальной школе ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
9. Обществознание: углубленный уровень. Особенности общения в информационном обществе ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
10. Онлайн-сервис learningapps.org в помощь учителю технологии ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
11. Организация деятельности по профориентации младших школьников в информационно-образовательной среде школы ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
12. Формирование и развитие читательской функциональной грамотности младших школьников в информационно-образовательной среде школы ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
13. Система гражданско-патриотического воспитания младших школьников в информационно-образовательной среде школы ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
14. Использование технологии «Буктрейлер» как средство повышения мотивации к чтению и развитию читательской грамотности в начальной школе ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
15. Формирование функциональной грамотности обучающихся начальных классов посредством цифровых образовательных ресурсов ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
16. Информационные технологии как средство развития познавательного интереса младших школьников ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
17. Профилактические принципы цифровой образовательной среды ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
18. Методическая работа с педагогами: виртуальное отображение ВЫПУСК №107, ИЮНЬ 2023
19. Формирование навыков программирования у младших школьников. Из опыта работы в цифровой образовательной среде «ПиктоМир» ВЫПУСК №107, ИЮНЬ 2023
20. Использование информационных технологий в образовательном процессе ВЫПУСК №107, ИЮНЬ 2023

Страницы