Роль детско-взрослого сообщества в обеспечении психологического комфорта образовательной среды школы

 
 

Камшук Оксана Геннадьевна,

педагог-психолог МБОУ Лицей № 22

«Надежда Сибири» г. Новосибирска

 
 
 

Богданова Ирина Вячеславовна,

педагог-психолог МБОУ Лицей № 22

«Надежда Сибири» г. Новосибирска

 

Роль детско-взрослого сообщества в обеспечении психологического комфорта образовательной среды школы

В законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» среди основных принципов государственной политики в сфере образования прописан принцип гуманистического характера образования, который предполагает приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, патриотизма, ответственности [1].

Образовательная организация должна создавать «безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации» [2].

Основное общее образование содействует становлению и формированию личности обучающегося, т.е. формирует нравственные убеждения, эстетический вкус и здоровый образ жизни, высокую культуру межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, развитие склонностей, интересов, способность к социальному самоопределению.

Подобная личность может сформироваться в условиях такого психологического пространства, где ребенку с первого класса предоставляется возможность: выражать свое «я», делать выбор в соответствии со своими ценностными ориентациями; поощряется генерирование идей, выдвижение разного рода инициатив, внесение интересных предложений; развиваются готовность и умение брать на себя ответственность; создаются условия для самоутверждения ребенка с учетом сильных сторон его личности; формируется взгляд на другого человека как на безусловную личность.

Комфорт – заимствовано из английского языка, где comfort «поддержка, укрепление». В «Толковом словаре русского языка» Ожегова дано такое определение комфорта: «Комфорт – условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют» [3].

Психологический комфорт – это такие условия жизни, при которых человеку нет необходимости защищаться и он чувствует себя спокойно.

В развивающей системе обучения Л. В. Занкова, в иных инновационных образовательных системах принцип психологической комфортности является ведущим. Он предполагает снятие (по возможности) всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает детей и в которой они чувствуют себя «как дома».

Психически здоровой личность может быть только в специально созданных благоприятных условиях, поэтому одним из важных условий психологически безопасной образовательной среды является создание общешкольной системы, способствующей приобретению позитивных навыков действия, как в текущей деятельности, так и в кризисной ситуации.

Одним из эффективных методов, направленных на обеспечение психологической безопасности и комфортности образовательной среды, является тематическая деятельность детско-взрослых сообществ. В процессе совместной деятельности достигается максимальный эффект сплочения, взаимопонимания и развития толерантного сознания и отношения друг к другу.

Сообщество – естественная организация жизнедеятельности людей, собирающая их в культурные общности. Дети в этом пространстве становятся членами человеческого общества. Школа призвана показать каждому ребенку все богатство социально значимых сообществ, чтобы он участвовал в них, выбирая социально значимые и наиболее интересные для него.

Сообщество есть со-бытийная общность – такая общность детей и взрослых (педагогов и родителей), которая проявляется не в формально запланированных мероприятиях, а в их со-бытии и через со-бытие. Говоря простым языком, общность всегда проявляется в совместности выбранной жизнедеятельности, в которой каждый может самоопределиться и самореализоваться [4].

Первым признаком сообщества становится осознанно планируемая и организуемая всеми детьми добровольная совместная деятельность, интересная всем. Так, в МБОУ «Лицей № 22 «Надежда Сибири» в рамках проведения мероприятий Недели психологии «Жизнь прекрасна» было организовано детско-взрослое сообщество, членами которого стали учащиеся разных классов, педагоги-психологи, родители, классные руководители и педагоги. Основной целью деятельности данного сообщества стало содействие в обеспечение психологического комфорта образовательной среды лицея посредством проведения и участия в различных мероприятиях и активностях Недели. Приоритетным направлением деятельности сообщества было обучение учащихся жизненно важным навыкам и профилактика отклоняющихся форм поведения (в том числе аутодеструктивное поведение).

Яркими красками от детских улыбок засияли стенды лицея, где были размещены рисунки «Жить здорово» и фотовыставка «Мои счастливые моменты». Также ребята сообщества оформили выставку «Жизнь замечательных людей», рассказывающую об интересных фактах жизни наших известных современников (ученых, писателей, музыкантов, актеров и т.д.), которые добились успехов в своем виде деятельности. Ежедневно на переменах звучала жизнеутверждающая музыка, а на экранах был выставлен видеоряд о позитивных моментах нашей жизни. Педагоги-психологи провели с обучающимися арт-терапевтические тренинги «Цветок жизни». Классные руководители на классных часах обсуждали вместе с ребятами самые важные ценности жизни. Педагоги лицея получили ценные рекомендации в виде памяток «О здоровой и радостной жизни» во время проведения семинара. В завершении Недели участники сообщества провели масштабную акцию «Я выбираю жизнь!», где была организована работа интерактивных площадок «Мы голосуем ЗА жизнь!», дерево жизни «Мои ценности», стенд пожеланий «Я тебе желаю…».

За время проведения мероприятий Недели, по нашим наблюдениям, заметно улучшилось эмоциональное состояние субъектов образовательного пространства лицея.

Что касается членов сообщества, то можно отметить у родителей и педагогов повышение компетентности в области профилактики отклоняющихся форм поведения у детей, а у учащихся повышение компетентности в области оказания поддержки и помощи детям и подросткам, оказавшимся в трудной ситуации.

Каждый член детско-взрослого Сообщества получил определенную социальную практику, в ходе которой и происходит социализация. Позитивными показателями деятельности Сообщества явилось то, что многие участники стали более открыты в общении, готовы к сотрудничеству с разными социальными группами. Кроме того, использование разнообразных форм и методов работы обеспечили возможность для самореализации каждого участника.

Таким образом, школа, как социальный институт, способна культивировать подобные общности, создавать благоприятные условия социализации человека, растущего в культурной среде.

Список литературы

1. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Баева И.А., Гаязова Л.А. Психологическая безопасность образовательной среды школы и ее психолого-педагогическое сопровождение. - Электронный журнал «Психологическая наука и образование»: www.psyedu.ru/issn:2074-5885/.

3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – 4-е изд. – М.: Азбуковник, 1999. – 944 с.

4. Крылова Н. Детско-взрослое сообщество: первые шаги. – Электронный журнал «Первое сентября»: http://ruk.1september.ru/article.php?ID=200801602.

Количество просмотров: 5553  

Добавить комментарий

Target Image
1. Особенности использования цифровых инструментов на уроках русского языка в начальной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Использование информационно-коммуникационных технологий для обучения младших школьников в условиях поликультурной среды класса ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Творческий проект «Классный журнал – Друзья» в информационно-образовательной среде начальной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Противодействие кибербуллингу среди обучающихся основной и старшей школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Кейс-технологии с использованием образовательных VR-программ в коррекционной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Возможности использования информационной образовательной среды на литературном чтении ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
7. Применение интерактивных технологий в процессе дифференцированного подхода при обучении младших школьников ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
8. Цифровой след методической работы в начальной школе ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
9. Обществознание: углубленный уровень. Особенности общения в информационном обществе ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
10. Онлайн-сервис learningapps.org в помощь учителю технологии ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
11. Организация деятельности по профориентации младших школьников в информационно-образовательной среде школы ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
12. Формирование и развитие читательской функциональной грамотности младших школьников в информационно-образовательной среде школы ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
13. Система гражданско-патриотического воспитания младших школьников в информационно-образовательной среде школы ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
14. Использование технологии «Буктрейлер» как средство повышения мотивации к чтению и развитию читательской грамотности в начальной школе ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
15. Формирование функциональной грамотности обучающихся начальных классов посредством цифровых образовательных ресурсов ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
16. Информационные технологии как средство развития познавательного интереса младших школьников ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
17. Профилактические принципы цифровой образовательной среды ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
18. Методическая работа с педагогами: виртуальное отображение ВЫПУСК №107, ИЮНЬ 2023
19. Формирование навыков программирования у младших школьников. Из опыта работы в цифровой образовательной среде «ПиктоМир» ВЫПУСК №107, ИЮНЬ 2023
20. Использование информационных технологий в образовательном процессе ВЫПУСК №107, ИЮНЬ 2023

Страницы