Навстречу творчеству

 
 

Сараева Светлана Валерьевна,

кандидат искусствоведения,

преподаватель высшей квалификационной категории

МБУДО Детская школа искусств № 11 г. Новосибирска

 

Навстречу творчеству

Живет лишь тот, кто творит.

Р. Роллан

Первоочередной задачей преподавателя является задача научить ребенка не только оперировать основными учебными понятиями, но и сформировать навык собственного творческого опыта. Ведь именно в процессе сочинения ребенок наиболее точно и ясно постигает законы окружающего мира.

На уроках сольфеджио, осваивая ту или иную тему, дети (когда они к этому уже готовы) обязательно получают задание сочинить музыкальный фрагмент, отвечающий определённым учебным целям. Это касается любой из тем, изучаемых в рамках предмета «Сольфеджио»: ритма, метра, лада, тональностей, интервалов, аккордов, музыкальных форм и так далее.

Дети с удовольствием встречают эту форму работы. Им нравится сочинять, придумывать что-то свое, нравится проверять свои сочинения и наблюдать реакцию на них своих одноклассников и преподавателя на уроке, нравится обсуждать и высказывать свое мнение о работах других учащихся.

Когда они видят свои ошибки и исправляют их раз за разом, то лучше постигают сами законы музыки. Несколько месяцев работы в этом направлении, и дети значительно продвигаются вперед в вопросе сочинения музыки. Сочиняют ребята по заданным преподавателем условиям. Так, при изучении темы «Размер три четверти» я прошу детей сочинить мелодию в этом размере в какой-либо из пройденных тональностей, например, 4 такта в ре мажоре. Или, к примеру, осваивая тему «Период» ребята с удовольствием сочиняли различные виды периодов (повторного, неповторного строения, с дополнением, квадратного строения и т.д.).

Иногда, чтобы посмотреть, насколько детям интересна эта форма работы, я предлагаю им самим определить форму домашнего задания: выучить наизусть номер из учебника, построить интервальную или аккордовую последовательность или сочинить мелодию. Большинство всегда высказывается за сочинение, из группы в 10-12 человек, иногда бывает один-два человека против, аргументируя это тем, что у них «все равно не получится». На мой взгляд, такие ситуации кроме неверия в свои творческие возможности могут быть вызваны и другими причинами: например, желанием обратить на себя внимание преподавателя и остальных учащихся. Бывает, что таких противников сочинительства вообще не находится. Как-то раз девочка, учащаяся практически на одни пятерки, сказала, что она не хочет сочинять, я предложила ей сделать в домашнем задании интервальное построение. На следующем уроке после того, как мы проверили сочинения ее одноклассников, она уже сама подошла ко мне и спросила, можно ли ей будет тоже получить домашнее задание на сочинение.

Еще одним доказательством интереса ребят к подобной форме работы явилось для меня предложение с их стороны устроить внутриклассный конкурс на сочинение мелодии по заданным параметрам. Я думаю, это было бы действительно интересным проектом.

Наиболее удачные работы ребят можно исполнять на фортепиано с использованием шумовых музыкальных инструментов (глокеншпиля, ксилофона, бубнов, маракасов, треугольников, колокольчиков и т.д.) и инструментов по специальности. Это является дополнительным мотивирующим моментом к обучению как музыке в целом, так и предмету сольфеджио в частности.

На уроках музыкальной литературы большой проблемой для ребят является неумение выразить свои впечатления, чувства, ощущения от прослушанной музыки, сравнительно бедный словарный запас, сложности с возникновением ассоциативного ряда, неумение провести параллели с событиями жизни композитора, историческими событиями того времени, особенностями мировоззрения автора и т.д. И поэтому наряду с анализом формы, средств музыкальной выразительности произведения, я иногда прошу детей составить общее рассуждение об изучаемом музыкальном произведении. Каким образом можно это сделать?

Во-первых, нужно постараться расширить словарный запас детей, потому что ни для кого, наверное, не секрет, что чаще всего первыми словами впечатления от музыки являются слова: медленная-быстрая, грустная-веселая. Нужно попросить детей составить и оформить на отдельном листе плотной бумаги, который впоследствии можно заламинировать, группы слов синонимов, которыми можно характеризовать музыкальное произведение и после прослушивания постараться заострить внимание детей на том, какие группы слов наиболее подходят для определенного музыкального фрагмента. Группы подобных слов-синонимов можно, конечно, найти в интернете, но, на мой взгляд, интереснее будет постараться составить их самим. Можно даже использовать этот момент в домашнем задании, кто придумает больше синонимов к тому или иному слову. Если усилить этот момент элементом состязательности (например, тот, кто придумал наибольшее количество подходящих слов получает какой-то приз, приятный бонус) – успех, конечно, будет гарантирован. После того, как мы определили, какие эпитеты наиболее точно характеризуют настроение прослушанной пьесы, дети получают задание составить небольшое рассуждение с использованием данных слов. Иногда встречаются ситуации, когда ребята из желания эпатировать преподавателя, привлечь внимание одноклассников или действительно вследствие индивидуальных особенностей восприятия, выражают мнение, что «эта музыка совершенно другого характера». Мне кажется, в этом случае самым разумным со стороны преподавателя будет предложение учащемуся написать рассуждение в соответствие с его представлениями. В этом случае ребенок либо действительно отстоит свою точку зрения и сможет доказать ее для других, либо в конце концов найдет для себя верное решение, хотя бы даже и только внутри своего сознания. Далее пробуем проводить сопоставления: с природными явлениями, временами года, чувствами человека, животными, пейзажем, характерами людей и т.д. Вот фрагменты сочинений учащихся после прослушивания двухголосной инвенции Баха ля минор:

«…Мне кажется, будто кружатся листья… Здесь я вижу осень такой, какой она бывает в начале своего пути. В ритме пьесы кружатся листья и слышны капли дождя…»

«Это произведение ассоциируется у меня с чем-то грустным и мечтательным. Может быть это конец лета – август. Проливной дождь, который то зачастит, то остановится. Люди вдалеке бегут по улице с зонтами. А кто-то, мечтая смотрит на все это из окна грустно и поэтично…»

 «…В музыке Баха я услышала осень… Это минор, однако благодаря подвижному темпу пьеса не кажется очень печальной, скорее мечтательной. Ритм напоминает капельки дождя взволнованно бьющиеся о стекло в пасмурный осенний денек…»

«…На дворе осень. Во время листопада капризный ветерок подхватил лист и понес его вдаль, играя с ним как ребенок с мячом, то подбрасывая, то кидая вниз. В конце концов ветерок унесся, а лист так и остался лежать на земле…»

Для детей более старшего возраста можно предложить провести параллели с известными картинами. Учитывая эту форму работы, нужно провести подготовительный этап, показав детям несколько картин подходящей тематики, чтобы они выбрали наиболее близкую изучаемому музыкальному произведению картину и обосновали свою точку зрения. Например, при знакомстве с пьесой из цикла «Картинки с выставки» М. Мусоргского «Быдло» я показываю им картины К. Савицкого «Ремонтные работы на железной дороге», И. Репина «Бурлаки на Волге», В. Перова «Тройка», А. Архипова «Прачки», А. Пластова «Сенокос», а потом мы с ребятами начинаем рассуждать о том, что мы слышим в музыке, видим на картинах, и каким образом это можно сопоставить (какая из картин наиболее подходит к музыке, какая менее и почему).

То же самое можно сделать и с литературными произведениями (ориентируясь в первую очередь на тот материал, который дети прошли в общеобразовательной школе). Например, анализируя ту же пьесу «Быдло», можно зачитать отрывки из поэм Н. Некрасова «Железная дорога», «Кому на Руси жить хорошо», стихотворение «В полном разгаре страда деревенская…» и сопоставить их с творчеством А. Кольцова (фрагменты стихотворений «Песня пахаря», «Урожай», «Косарь»), а затем сделать выводы.

С еще более старшими ребятами, анализируя прослушанное музыкальное произведение, можно предварительно заострить их внимание на исторической обстановке жизни композитора, событий его биографии, его убеждений и т.д.

Подобный творческий опыт чрезвычайно близок детям. Такие занятия находят отклик не только в сердцах детей, но и их родителей, которые иногда помогают ребятам в выполнении домашних заданий, таким образом также сближаясь не только с миром Музыки, но и со своими детьми. А знания, пропущенные через радугу практической творческой деятельности, становятся действительно востребованными и полезными ребятам.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Борухзон Л., Волчек Л., Гусейнова Л. Азбука музыкальной фантазии. В шести тетрадях. Тетрадь 2-3. Знакомство с аккордами. Путешествие по необычным ладам.

2. Булаева О. П., Геталова О. И. Учусь импровизировать и сочинять: [в 5 тетр.]. Санкт-Петербург: Композитор, 1999.

3. Варламова А.А., Семченко Л.В. Сольфеджио. 1-5 классы: Пятилетний курс обучения. М.: Владос.

4. Подвала В. Давайте сочинять музыку! 1-2 классы.

5. Подвала В. Давайте сочинять музыку! 3-4 классы.

6. Шатковский Г. Развитие музыкального слуха. Амрита, 2010. 208 с.

7. Шатковский Г. Сочинение и импровизация мелодий.

Количество просмотров: 6437  

Добавить комментарий

Target Image
1. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в инклюзивной группе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Патриотическое воспитание в объединении «IT для детей» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и школьников в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Культурно-просветительская инициатива проектно-исследовательской деятельности образцового коллектива «Студия индийского танца «Васанта» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы