Опыт работы с детьми с заболеванием сахарным диабетом I типа в спортивном объединении «Футбол» Центра внешкольной работы «Пашинский»

 
 

Пушкарёв Сергей Владимирович,

педагог дополнительного образования

первой квалификационной категории

МБУДО «ЦВР «Пашинский» г. Новосибирска

 
 
 

Тархова Надежда Андреевна,

методист МБУДО «ЦВР «Пашинский» г. Новосибирска

 

Опыт работы с детьми с заболеванием сахарным диабетом I типа в спортивном объединении «Футбол» Центра внешкольной работы «Пашинский»

Современный образ жизни принес свои отрицательные плоды – снижение естественной физической активности, появление так называемых «болезней цивилизации», в числе которых не последнее место по количеству заболевших занимает сахарный диабет. С каждым годом количество детей, болеющих сахарным диабетом, растет в геометрической прогрессии. Некоторые врачи-педиатры и школьные учителя настаивают на домашнем обучении для детей, имеющих сахарный диабет 1 типа. Помимо этого, детей с таким заболеванием зачастую не берут в спортивные секции под различными предлогами, хотя само заболевание не является противопоказанием к занятиям спором и обучению в школе на общих основаниях. Другие врачи и родители считают, что физическая нагрузка – важная составляющая положительного течения диабета. Дети и подростки с сахарным диабетом I типа должны посещать занятия физической культурой, принимая необходимые меры профилактики (прием углеводов или уменьшение дозы инсулина) перед занятиями. Но чаще всего ребенок просто «исключается» из спортивной жизни, не посещает спортивные кружки и секции, а иногда и школьные занятия физкультурой. Лишение возможности наравне с другими детьми заниматься физкультурой, участвовать в спортивных соревнованиях может способствовать формированию у ребенка чувства неполноценности, отличия от других людей.

Одно из больших направлений работы Центра внешкольной работы «Пашинский» – физкультурно-спортивное. В подразделении «Спортивное» более 10 лет работают группы общефизической подготовки с элементами футбола, а с 2005 года – спортивное объединение «Футбол». Главная цель педагогической деятельности – обеспечение разностороннего физического развития и укрепление здоровья детей и подростков, их социальная адаптация.

В 2017-2018 учебном году к нашим педагогам обратились родители и представители Межрегиональной общественной организации по борьбе с сахарным диабетом «ДиалайфСибирь» с предложением потренировать команду ребят с сахарным диабетом I типа, чтобы они смогли принять участие в турнире по футболу.

Прежде чем приступить непосредственно к тренировкам были проведены консультации со специалистами центра «ДиалайфСибирь», родителями детей изучены особенности течения заболевания и особенности работы с ними. Совместными усилиями была сформирована команда из 10 подростков 12-15 лет, страдающих сахарным диабетом I типа.

На первых занятиях определялся уровень физической подготовки ребят, чтобы в дальнейшем правильно выстроить программу тренировок и рассчитать нагрузку. На основе полученной информации была разработана программа тренировочных занятий. Первую неделю ребята занимались отдельно. На занятиях присутствовали родители, которые помогали юным спортсменам и педагогу контролировать физическое состояние детей. Затем постепенно стали проводиться совместные занятия с группой сверстников.

Тренировки включали в себя спортивные упражнения, направленные на развитие физических качеств, а также упражнения на логику, выработку различных стратегий, умения играть в команде.

Во время тренировки отслеживалось состояние подростков. Если наблюдалась вялость или заторможенность, учащиеся делали замеры уровня сахара в крови. И, если было необходимо, они могли принять углеводы (т.е. что-нибудь съесть при пониженном уровне сахара в крови), либо при высоком сахаре – сделать укол инсулина. Для этого было выделено специальное помещение. Кроме того, родители организовали питание детей сразу после тренировки.

Следует отметить, что подростки с таким диагнозом более ответственно относились к занятиям, внимательно слушали и задания выполняли старательнее, чем их сверстники. Их заинтересованность и работоспособность позволила им в короткие сроки добиться хороших результатов – повысился уровень физической подготовленности и выносливость, подростки научились взаимодействовать между собой в процессе игры.

Чтобы эмоционально и психологически поддержать ребят, мотивировать их к занятиям педагог проводил с ними беседы о жизни, об их заболевании, рассказывал об известных спортсменах, имеющих такой же диагноз и добившихся больших успехов в спорте.

Важный аспект, который проявился во время совместных тренировочных занятий – это настороженность подростков, давно занимающихся в спортивном объединении, по отношению к подросткам с сахарным диабетом. Поэтому педагогом была проведена дополнительная разъяснительная работа. Он объяснил учащимся почему для некоторых установлен другой режим занятий, чем обусловлены замеры сахара крови и другие нюансы.

Наша команда, состоящая из детей с сахарным диабетом I типа, приняла участие в межрегиональном спортивном диа-турнире по футболу, который был организован Межрегиональной общественной организацией по борьбе с сахарным диабетом «ДиалайфСибирь» и Центром внешкольной работы «Пашинский». В турнире участвовали две команды – «Альтаир» из Новосибирска и «Торнадо» из Барнаула. Каждая команда состояла из детей с сахарным диабетом первого типа. В командах было по 7 мальчиков в возрасте от 12-ти до 16-ти лет, их поддерживали девочки-чирлидеры от 6-ти до 16-ти лет также с сахарным диабетом. Судейство было проведено в соответствии со строгим регламентом и по правилам FIFA специалистами Ассоциации мини-футбола России (АМФР).

  

Победила более опытная команда Алтайского края, в которой ребята тренируются не один год. И несмотря на то, что наши воспитанники не смогли победить, мы считаем была совершена главная победа – они смогли преодолеть себя и показали хорошие результаты.

Была решена главная задача – ребята после окончания турнира не забросили спорт, они продолжают заниматься, у них есть интересное дело. Благодаря тренировкам и самому турниру у ребят появилась мотивация к занятиям спортом, они поверили в себя. А главное, что дети учатся бороться с собственными комплексами. Сам по себе спорт является хорошим средством получения новых источников общения, друзей, дополнительных интересов.

Первое, что нужно понять: сахарный диабет – это не просто заболевание, это образ жизни. Значит, эта самая жизнь должна и вполне может быть полноценной. Физическая активность всегда является важной составляющей интересной, богатой событиями полноценной действительности. Ребенок-диабетик может заниматься практически любым видом спорта, который придется ему по душе, если нет никаких противопоказаний. Надо просто чаще обращать на него внимание, контролируя его состояние.

 

Количество просмотров: 5220  

Добавить комментарий

Target Image
1. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в инклюзивной группе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Патриотическое воспитание в объединении «IT для детей» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и школьников в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Культурно-просветительская инициатива проектно-исследовательской деятельности образцового коллектива «Студия индийского танца «Васанта» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы