Корчагин Максим Александрович,

учитель географии и ОБЖ

МБОУ СОШ № 90 с углубленным изучением

предметов художественно-эстетического цикла

 
 
 

Мокроусов Николай Юрьевич,

педагог дополнительного образования

МБОУ СОШ № 90 с углубленным изучением

предметов художественно-эстетического цикла

 
Возможность применения зарубежного опыта в сфере детского отдыха и оздоровления

В настоящее время детский туризм в России предоставляет различные виды отдыха, начиная от посещения парков развлечений и аттракционов и заканчивая масштабными туристическими поездками в крупные города, такие как Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск и т.д. Экскурсионная деятельность в крупных городах развита на высоком уровне и предлагает массу познавательных, досуговых и иных видов экскурсионных, культурно-просветительских и образовательных программ для детей разного возраста.

Также сфера детского туризма представлена традиционными спортивно-оздоровительными, оздоровительными лагерями, всероссийскими детскими центрами, которые в данный момент выбирают большинство родителей в качестве отдыха и проведения досуга для своих детей. Важно отметить наличие детских летних лагерей с развитыми анимационными программами. Например, тематические лагеря, которые предоставляют большой спектр познавательных и развлекательных программ: от обучения основам туризма и альпинизма до лагерей с религиозной направленностью.

Большой популярностью обладают города, расположенные на черноморском побережье: Анапа, Сочи и др. Кроме этого, заметно вырос спрос на экскурсионные туристические поездки по России, которые приурочены к определенной тематике: «На родину Деда Мороза», экскурсии в усадьбы поэтов и т.д.

Широкий спектр услуг представлен в сфере спортивного туризма: лыжные и пешие походы, сплавы по рекам, походы на горных велосипедах и т.д.

Как можно заметить, в России сфера детского отдыха и оздоровления развивается. Но существует ряд проблем, которые замедляют темпы этого развития: доступность, инфраструктура, качество питания, безопасность детей, санитарные условия и т.д.

Устранение имеющихся затруднений, создание благоприятных условий для реализации туристической деятельности выведут сферу детского отдыха на новый уровень, и для того чтобы успешно решить эти задачи, стоит обратить внимание на опыт организации детского отдыха в других странах.

В зарубежных странах акцентируют внимание на развитие детского туризма, так как государственная политика этих стран в первую очередь отстаивает интересы детей и молодёжи.

Представим несколько наглядных примеров в организации детского туризма и оздоровления за рубежом.

Опыт болгарских коллег может помочь решить вопрос питания в российских лагерях, а также разнообразить развлекательную и образовательную программы. Детские лагеря занимают отдельную нишу в индустрии детского отдыха Болгарии. В программу отдыха зачастую входит посещение аквапарков, дельфинариев, музыкальных фестивалей и прочих мероприятий. Питание организовывается по системе шведского стола. К тому же в большинстве лагерей предусмотрена хорошая образовательная программа. Болгарские программы детского отдыха считают одними из самых безопасных с точки зрения российских стандартов и обладают большим спросом среди наших граждан.

Навык организации детского отдыха в Италии существенно расширил бы область детского туризма в России. Детский отдых в Италии строго регламентируется государственными органами власти и расценивается не как отдельное направление, а как государственная политика. Италию принято считать одним из лидеров в организации семейного отдыха.

Многие дети сильно привязаны к своим родителям и им тяжело долгое время оставаться без их внимания. Этот вопрос решает программа совместного семейного отдыха. Детям предлагается не только отдых с родителями, но и аналогичная «взрослая программа», включающая в себя, например, курорт, учебные семинары и экскурсии. В коттеджах предусмотрены личные кухни, чтобы максимально воссоздать домашнюю обстановку. Также предусмотрены услуги няни, в том случае, если родители ребёнка находятся длительное время на прогулке или желают отправиться по другим образовательным и досуговым программам, которые не предназначены для детей.

Говоря о развитии отечественной инфраструктуры, можно переменить опыт Испании. Довольно много семей в Испании отправляет детей в летние лагеря, потому инфраструктура хорошо развита. Детские лагеря находятся не только в курортной зоне, но и в горах. Это специально построенные комплексы, в которых все обустроено для комфортного проживания и отдыха детей. В детских лагерях работают высококвалифицированные педагоги и специально обученный персонал. Большинство лагерей располагается на охраняемой, огороженной территории.

Также детский отдых в Испании предлагает погрузиться в языковую среду с помощью тематических международных лагерей. Также есть возможность стать частью спортивного лагеря. Главной задачей спортивного лагеря является укрепление общего физического состояние ребёнка и изучение конкретного вида спорта: конный спорт, теннис, футбол и т.д.

Большую популярность набирают экскурсионные летние лагеря. Отдых в таких лагерях совмещен с изучение различных исторических и культурных объектов. Тем самым, ребёнок в процессе экскурсии узнаёт много новой познавательной информации, углубляется в историческое прошлое и настоящее Испании.

Подводя итог, можно отметить, что детский туризм в России, а особенно в Новосибирской области имеет огромный потенциал, который необходимо реализовывать путём расширения инфраструктуры туристического пространства, внедрения и контроля регламента нового формата организации отдыха, а также привлечения и активной деятельности родителей в интеграции семейного и образовательного отдыха. Со стороны государства дальнейшее развитие отрасли детского туризма выражается в финансовой поддержке, подготовке профессиональных сотрудников, строгом соблюдении установленных стандартов качества предоставляемых услуг.

Список используемых источников:

1. Золотарева Ю.В. Организация детского туризма в странах Западной Европы // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 10-3. – С. 463-467; URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=10370 (дата обращения: 04.06.2020).