Колышкина Татьяна Игоревна,

заместитель директора

МАУДО ДЮЦ «На Комсомольской» г. Калининграда

 
Уважаемые коллеги!

Каждый раз, завершая учебный год, мы поздравляем друг друга, подводим итоги, строим планы на будущее. Но такого учебного года у нас еще не было. Мы все оказались в трудной ситуации, все – педагоги, дети, родители. «Вышли из зоны комфорта» – как модно теперь говорить…

Но хорошо, что эта сложная ситуация подтолкнула нас задуматься о важном. О том, как работать с разными детьми, как сделать свою программу более доступной и универсальной, как включить родителей в образовательный процесс, как, даже на расстоянии, продолжать помогать ребёнку открывать для себя этот прекрасный мир. Эти месяцы дистанционной работы приносят уже свои плоды – педагогические размышления и опыт, которыми педагоги делятся в нашей рубрике.

Толчок к самопознанию и самосовершенствованию – это, безусловно, хорошо. Но очень хочется верить, что в сентябре мы встретимся с вами в учебных аудиториях, сможем пожать друг другу руки и обнять наших учеников, мы сможем использовать те новые приемы, которым научились, но всегда будем помнить, что «единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения».

Наставничество в условиях учреждения дополнительного образования: современный взгляд на проблему

Щедренко Ольга Станиславовна

Все мы сегодня наблюдаем изменения, происходящие в системе образования. И перед учреждениями дополнительного образования стоят сейчас новые задачи, которые предусмотрены разными нормативными документами. В частности, федеральный проект «Успех каждого ребенка» предусматривает обновление содержания дополнительного образования, повышение качества и вариативности образовательных программ. Все эти преобразования невозможны без совершенствования профессионального мастерства педагогических кадров.

Внеаудиторные формы учебных занятий в детском творческом объединении (из опыта работы историко-краеведческого клуба «Исток-39»)

Галямина Галина Ивановна, Назарова Лариса Васильевна

В современном мире все глубже осознается значение различных видов неформального образования для личности и общества. Одним из таких видов является дополнительное образование, одной из задач которого является организация социально-значимой деятельности детей и подростков в свободное от основной учебы время.

DISTANCE – требование времени и возможность профессионального роста

Лесовская Наталья Геннадьевна

Каким необычным для нас всех стал этот учебный год! Вернее сказать, его окончание. Переход на дистанционную работу в условиях карантина и самоизоляции – эта новость стала испытанием всех нас на прочность, на гибкость, на креативность и стрессоустойчивость. Большая ответственность легла на плечи руководителей образовательных учреждений. Для них тоже настало непростое время. Им нужно было найти эту тонкую грань между бесполезным и непродуктивным давлением на своих педагогов и тем, чтобы пустить ситуацию на самотёк.

«Сказка не уйдет на карантин»: опыт реализации новых творческих проектов в условиях дистанционного обучения дошкольников

Фанкина Оксана Геннадьевна, Рубцова Ксения Анатольевна

2019-2020 учебный год выдался непростым для всех: педагогов, детей и родителей. Пандемия заставила по-новому взглянуть на процесс обучения и воспитания детей. Новой реальностью для всех стало дистанционное обучение. В дистанционном обучении дошкольников одно из главных условий – заинтересовать не только ребенка, но и родителей. Ведь, когда нет личного контакта «педагог + ребенок + родитель», организовать творческое взаимодействие в дистанционных условиях крайне сложно. Поэтому актуальными становятся простые и понятные задания, а также неожиданные и интересные проекты.

Любить и понимать музыку

Сараева Светлана Валерьевна

Часто, когда дети знакомятся с тем или иным музыкальным произведением, я вижу в их глазах непонимание и равнодушие, и для меня это вполне ожидаемо – ведь если ты не понимаешь явление – то ты и не можешь испытать эмоции по этому поводу. Научить детей получать информацию о произведении искусства, присоединять свой собственный жизненный опыт, находить и сравнивать аналогичные явления, задавать вопросы, искать проблемы в этой области и решать их – это все первоочередные задачи для преподавателя, который действительно хочет научить детей понимать и любить искусство.

Вопросы для школьных игр «Что? Где? Когда?»: источники, требования, принципы

Гордеев Сергей Валентинович

Мы с моей коллегой педагогом-организатором Венгеровского Дома творчества Т. В. Бородихиной занимаемся интеллектуальными играми для школьников. Ежегодно мы проводим серию районных и межрайонных турниров, которая включает в себя классический вариант «Что? Где? Когда?» (далее – ЧГК), спортивную версию этой игры и брейн-ринг. Моя основная роль в этом процессе – составление вопросов. Надо заметить, что вопросы для школьных интеллектуальных игр, сделанные самими педагогами на местах, обладают одним несомненным достоинством: уровень их сложности соответствует уровню подготовки игроков.

Уроки творчества: сложности или возможности?..

Белова Екатерина Александровна

Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. На мой взгляд, наиболее эффективным средством для реализации этой задачи является изобразительная деятельность ребенка в учреждениях системы дополнительного образования. В сентябре 2012 года мною впервые была открыта запись в творческое объединение «Вытворялки». Была разработана образовательная программа объединения лепки из солёного теста, целью которой было знакомство с основами изобразительного искусства.

Социально-педагогическое проектирование как эффективное условие формирования активной жизненной позиции и гражданской идентичности детей и педагогов

Гасанова Сафия Макгрупповна

Приоритетной задачей Российского государства является формирование знаний и умений, традиционных нравственных ценностей нового поколения, готового к мирному созиданию и защите Родины. Объем и содержание воспитательного процесса определяет современный социум с точки зрения сохранения и передачи опыта, духовно-нравственных ценностей гражданского общества на пути становления современного человека.

В благодарность «трудному» ребёнку…

Павлова Софья Александровна

В самом начале моей работы в Доме детского творчества «Центральный» я познакомилась с одной пятнадцатилетней девочкой. Позже она начала заниматься в творческом объединении «Химавари» (знакомство с японским языком и культурой) и в секции саберфайтинга (артистическое фехтование), руководителем которых я была, многому научилась за три года обучения, сейчас уже взрослая и работает, а когда-то на занятиях она приносила немало хлопот.

Квест как форма аттестации учащихся объединения по интересам

Полякова Татьяна Владимировна

Организуя подведение итогов деятельности объединения за год, нам всем важно оценить результативность своей профессиональной деятельности и освоение дополнительной образовательной программы учащимися. Можно провести итоговое занятие в традиционной форме (вопрос-ответ, исполнение, анализ, оценка и т.д.), но для меня является важным, чтобы дети были раскрепощены, свободны в проявлениях своих знаний, умений, навыков и компетенций.

Профессиональная ориентация учащихся (из опыта работы творческого объединения «Ресторанное дело»)

Рудницкая Марина Александровна

Наверное, многие из нас мечтали в детстве о какой-либо профессии. И, скорее всего, очень малое число из тех мечтателей пронесло через детство и юность свою мечту и реализовало ее на практике. Что происходит с этими желаниями по мере взросления, что влияет на выбор человеком профессии, на его успешность? Ответ на эти и многие другие вопросы лежит в нашем детстве. А насущной проблемой у подростков по-прежнему остается ориентация в огромном мире профессий, проблема выбора профессии для себя.

Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста на занятиях изобразительным искусством в условиях дополнительного образования

Стасюк Анна Витальевна

Развитие познавательного интереса является одной из актуальных проблем современного образовательного процесса. Учитывая особенности дошкольного возраста как сензитивного периода в усвоении знаний, необходимым является создание психолого-педагогических условий для развития познавательного интереса детей. Очевидно, что обучение и воспитание будет способствовать становлению личности, если в ребенке «разбудить» познавательную потребность, являющуюся источником его познавательной активности и лежащую в основе развития познавательного интереса человека.

Формальные и неформальные методы коммуникации в народной педагогике как метод воспитания

Суворова Елена Владимировна

В системе образования мы сталкиваемся с разными языками, культурами и традициями, носителями которых являются не только наши ученики, но и мы сами. В педагогическую практику вошло такое сочетание слов, как дети-билингвы, то есть дети, которые говорят на двух и более языках. Русский язык для таких детей – это язык коммуникации в школьной среде и в обществе в целом. Язык, который в какой-то степени даёт им «путёвку в жизнь».

«Секрет» развития успешной Личности

Чувашова Елена Владимировна

В настоящее время в нашем обществе очень быстро происходят изменения. Они объективно включают людей в новые виды деятельности и отношения, вынуждают выполнять новые требования, социальные роли, проявляя при этом и новые качества личности, такие как: жизнестойкость (адаптивность и гибкость), мобильность, умение мыслить нестандартно (не по шаблону), умение сотрудничать, способность к командной работе и переговорам и т.д.

Музыка нас… воспитала!

Шихалева Юлия Петровна

Общеизвестно, что одним из главных средств формирования личности, в том числе формирования ценностных установок, является искусство, отличающееся универсальностью воздействия на внутренний мир человека, на формирование его ценностных установок. Ценности, по большому счету, это наш кодекс внутреннего поведения, те принципы, на которых мы строим свою жизнь и принимаем свои решения. Формирование системы ценностей начинается уже в детском возрасте – их передают нам родители, а затем мы расширяем эту систему, пополняя ее в течение жизни.

Повышение профессиональных компетенций педагога как результат участия во Всероссийском конкурсе профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования «Сердце отдаю детям»

Брагина Кристина Александровна

По мнению Серафимович И. В. и Харавининой Л. Н., перспектива развития системы образования зависит от внимания к решению кадрового вопроса. Профессиональные компетенции являются центральной метатемой педагогической и психологической наук с конца 70-х годов ХХ века» [5]. Перед педагогическими работниками системы дополнительного образования поставлена задача всестороннего развития и совершенствования профессиональных компетенций.

Вариативность построения индивидуального образовательного маршрута на занятиях в авиамодельной секции «Полёт»

Овчинников Дмитрий Алексеевич

«Воздух выдержит только тех, кто верит в себя» – эти слова из песни известной рок-группы как нельзя более точно определяют суть авиамоделизма: какими бы ни были преграды на пути к заветной высоте, настоящий моделист всегда их преодолеет. Ну а начинающий – испытает немало взлетов и падений на увлекательном и захватывающем пути к покорению неба. Каждая авиамодель – это кропотливая конструкторская работа и многочасовые летные тренировки.

Учет возрастных особенностей при формировании мотивации и познавательного интереса у подростков в процессе обучения искусству фотографии

Овчинникова Ольга Михайловна

Фотография – одно из самых массовых увлечений. В Доме детского творчества им. В. Дубинина уже много лет существует фотошкола «Сюжет», на занятиях в которой подростки осваивают современные техники фотографии. Особенностью проведения занятий является обязательное объединение теоретической и практической части. Обучение предусматривает не только знакомство с фототехникой, работу с ней и обработкой фотоизображений в компьютерном режиме, но и знакомство с профессиями, связанными с фотоделом.