Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста на занятиях изобразительным искусством в условиях дополнительного образования

 
 

Стасюк Анна Витальевна,

педагог дополнительного образования

МБУДО ДДТ им. В. Дубинина г. Новосибирска

 

Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста на занятиях изобразительным искусством в условиях дополнительного образования

Развитие познавательного интереса является одной из актуальных проблем современного образовательного процесса. Учитывая особенности дошкольного возраста как сензитивного периода в усвоении знаний, необходимым является создание психолого-педагогических условий для развития познавательного интереса детей. Очевидно, что обучение и воспитание будет способствовать становлению личности, если в ребенке «разбудить» познавательную потребность, являющуюся источником его познавательной активности и лежащую в основе развития познавательного интереса человека.

Так, исходя из актуальности выделенной проблемы, при организации занятий изобразительным искусством с детьми старшего дошкольного возраста важно выявить психолого-педагогические условия, которые будут способствовать формированию познавательного интереса. В этом плане педагогу предстоит решение ряда задач: изучить психолого-педагогические особенности формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения; выявить методы и приемы обучения, влияющие на формирование познавательного интереса.

Все мы, родители и педагоги, хотели бы видеть своих детей счастливыми, эмоционально благополучными, успешными в делах, учебе, разносторонне развитыми, словом, хотели бы видеть личность. Интересную личность. А личность – это, прежде всего, знающий, уверенный в себе и своих способностях, психически здоровый человек.

Реализация личностного подхода в образовательном процессе должна способствовать созданию качественно нового продукта образования – воспитанию индивидуально неповторимой и именно этим ценной личности. Развитию такой личности способствует диалогическая педагогическая среда, в которой ее поддерживают, корректируют ее деятельность, объем, уровень сложности образовательного содержания, формы и методы его усвоения, предлагают на выбор направление обучения. Развивающий учебный процесс в контексте диалога – это активное взаимодействие и общение его участников.

Познавательный интерес появляется у человека с первого года жизни и сопровождает его практически всю жизнь. Своеобразие этого интереса состоит в сложном познавательном отношении к предметам, к знаниям о них, к миру в целом. Формирование отношения к миру и выступает лейтмотивом интереса детей старшего дошкольного возраста. Каким должно быть это отношение:

– познавательным – мир удивителен, полон тайн и загадок, я хочу их узнать и разгадать;

– бережным – мир хрупок и нежен, ему нельзя вредить, я хочу защитить мой мир;

– созидательным – мир так прекрасен, я хочу сохранить и приумножить эту красоту.

Изобразительное искусство – особенный предмет, предполагающий напряженную работу мысли и памяти, рук и глаз, души и сердца, призванный развивать творческие способности, чувства и мышление детей, развивать познавательный интерес.

Реализация учебных задач осуществляется через использование на учебных занятиях различных видов художественного творчества:

– песочная анимация;

– нетрадиционные техники изобразительного искусства;

– декоративно-прикладное искусство;

– лепка.

Все эти виды тесно связаны между собой, дополняют друг друга, изучаются в течение всего учебного года с учетом особенностей времени года и интересов детей. Преподавание изобразительного искусства требует от педагога креативного подхода к подготовке каждого занятия, умения отойти от стереотипных форм. Это осуществляется с помощью использования современных образовательных технологий, включая информационно-коммуникационные (тематические презентации, слайд-программы, обучающее видео и демонстрационный материал). Инновационные технологии в изобразительном искусстве позволяют эффективно развивать творческий потенциал детей, формировать у них мотивацию к систематическим занятиям изобразительным искусством. Постоянно отслеживая новшества в этой области искусства, педагог включается в непрерывный процесс профессионального совершенствования, который включает изучение литературы, посещение мастер-классов и, в первую очередь, освоение новых изобразительных техник.

На занятиях изобразительным искусством в Доме детского творчества им. В.Дубинина г. Новосибирска используется множество методов, приемов, игр, позволяющих сохранить и укрепить психологическое здоровье ребенка. Рассмотрим некоторые из них.

Упражнения «Фантазии». Детские фантазии – своеобразное выражение чувств ребенка. Хорошими изобразительными приемами рисования на развитие фантазии являются нетрадиционные техники рисования, такие как: «кляксография», «монотипия», «цветные ниточки», «граттаж», «витраж» и др. Из ярких мазков, клякс, капель краски получаются волшебные, сказочные образы. Это оказывает влияние на способы образной выразительности, которыми дети передают свои впечатления об окружающей действительности в рисунке, лепке, аппликации. При взаимосвязи обучения и творчества ребенок имеет возможность самостоятельно осваивать различные художественные материалы, экспериментировать, находить способы передачи образа.

Мы рассматриваем изображение паука и фотографию паутины для того, чтобы продолжить рассказ. Начинается рассказ с таких слов: «Жил-был паук, который пытался соткать паутину в дождливый ненастный день. Тогда…» Каждый ребенок по очереди что-нибудь добавляет к рассказу. После того, как рассказ закончен, дети начинают рисовать. Важным является формирование у ребенка способности видеть. Эта способность развивается с помощью следующего упражнения. Выбираем объект и пристально рассматриваем в течение некоторого времени, а затем рисуем его, передавая ощущения и воспоминания, возникшие во время упражнения, используя только цвета, линии, формы. В числе других упражнений, развивающих способность видеть, можно назвать осязание с закрытыми глазами (например: «Пушистый заяц», «Колючий кактус» и др.). А затем с открытыми глазами – рассматривание предметов через стекло, в том числе цветное, воду прозрачную и цветную, целлофан, лупу. Рассмотрев объект в необычном ракурсе, дети зарисовывают его, перенося свои ощущения на бумагу. В конце занятия дети рассказывают о своих ощущениях, учатся их запоминать и уметь пользоваться ими в жизни.

Ассоциативное рисование – необходимо для того, чтобы ребенок мог разобраться в самом себе, в своем внутреннем мире. Например: упражнение «Кошечка», когда дети вживаются в представляемый образ, отождествляют себя с ним с помощью движений, присущих животному. Свои ощущения они закрепляют рисунками.

При развитии осязания используется множество предметов, разнообразных на ощупь: наждачная бумага, мех, бархат, металл, дерево, горох, шелк, фланель... Так, в начале занятия «Нарисуй, что лежит в мешочке» каждому ребенку раздают мешочек с небольшой фигуркой животного, причем очень характерной и рельефной. Мешочек сверху затянут тесьмой, ребенок не видит, что в нем находится. Он опускает руку внутрь мешочка и ощущает пальцами то, что спрятано. Почувствовав и представив форму, дети рассказывают о своих ощущениях, а затем зарисовывают их.

Распространенный и достаточно эффективный прием – использование музыки на занятиях. Детям предлагается прослушать музыку Чайковского «Вальс цветов», Вивальди «Времена года», Сен-Санс «Карнавал животных». Затем включиться в импровизацию и изобразить воображаемый образ. Еще упражнение: громко включена мелодия «Поющие барабаны». Детям предлагается взять музыкальные инструменты и дополнить новыми звуками мелодию, уловив ее темперамент. Среди «инструментов» могут быть банки с водой, бутылки с горохом, деревянные и металлические ложки, расчески, бубны, колокольчики, пластмассовые бусы. Музыка настолько поглощает детей, что они начинают активно двигаться по кабинету, выбивая такт и ритм импровизированными инструментами. Затем переходим в зону для рисования, где индивидуально или коллективно дети создают свои шедевры на бумаге.

Арт-терапия, ароматерапия (фитокартина) – использование в работе пахучих целебных трав, семян положительно сказывается на здоровье и психическом состоянии детей. Мы говорим с детьми о вкусах, обсуждаем приятные и неприятные ощущения от пищи, пробуем разнообразные семена, фрукты, растения, орехи, зерновые и др., сравниваем их вкус и рисуем, лепим.

Интересны занятия под общим названием «Что подскажет нам запах?». В пузырьки с темным стеклом помещаем вещества с характерными запахами – духи, ванилин, мыло, лепестки роз, лук, чеснок, кофе, апельсиновую корку, мяту, бензин, чай и др. Дети сначала учатся правильно нюхать вещества: держа емкость на небольшом расстоянии от носа. Получив воображаемые рекомендации от запаха, они начинают работать над созданием образа. Это могут быть сказочные картины природы, фантастические фрукты или овощи, цветы. Сочиненная история усиливает и конкретизирует образ на бумаге.

Процесс создания зрительных, а затем изобразительных образов на бумаге от услышанного звука или музыки, от прикосновения к какой-либо поверхности, от вкуса или запаха осуществляется путем синестезии. Синестезия – это явление, состоящее в том, что какой-либо раздражитель, действуя на соответствующий орган чувств, помимо воли субъекта вызывает не только ощущение, специфическое для данного органа чувств, но одновременно еще и добавочное ощущение или представление, характерное для другого органа чувств.

На занятиях используются игровые нетрадиционные техники рисования: с помощью клубка; рисование пальчиком, ладошкой; рисование нетрадиционными изобразительными средствами (свечой, опилками, клеем, комочком бумаги, поролоновым тампоном, песком и др.); рисование по сырому фону; рисование с использованием схемы, рисование по ткани и др. Используя средства выразительности, дети осваивают основные понятия изобразительной азбуки: фактура, композиция, контур, линия, штрих, цвет, колорит, пропорции.

Рисуя, ребенок формирует объект или мысль заново, графически оформляя свое знание, изучая закономерности, касающиеся предметного и социального мира. Творческое развитие представляет собой всеобщую и ведущую форму детского развития. Методы ассоциативного рисования способствуют укреплению физического и нервно-психического здоровья ребенка, содействуют нормальному развитию и личностному росту, а разностороннее овладение им наибольшим арсеналом движений, художественно-выразительных приемов, совершенствуют функции центральной нервной системы.

В заключение ещё раз подчеркнем, что существует множество средств формирования познавательного интереса. К ним относятся творческие задания, дидактические игры, психотерапевтические техники. Все эти средства помогают формированию познавательного интереса. Педагог в этом случае выступает вдохновителем, артистом, режиссером. Он продумывает, какой прием применить, чтобы заданная тема или задача была понята и принята обучающимися. Возможно, это будет короткий рассказ-образ, будоражащий воображение, или трехминутная игра на переживание заданного образа через телесные движения для последующего его изображения красками.

Опыт образовательной практики позволяет сделать вывод, что занятия изобразительным искусством следует рассматривать как один из способов развития познавательного интереса у детей. Все познавательные процессы (внимание, воображение, мышление, речь) интенсивно развиваются в процессе художественно-творческой деятельности. Формирование познавательного интереса осуществляется через совокупность методов и приемов, игр, позволяющих сохранить и укрепить психологическое здоровье ребенка. Основой формирования познавательного интереса является творческая деятельность на занятиях изобразительным искусством. Для её успешной реализации необходим весь арсенал педагогических методов и средств, установление тесных и постоянных контактов с детьми в условиях благоприятной эмоционально-положительной среды, что во многом зависит от профессионального мастерства педагога.

Количество просмотров: 6184  

Добавить комментарий

Target Image
1. Наставничество в условиях учреждения дополнительного образования: современный взгляд на проблему
2. Внеаудиторные формы учебных занятий в детском творческом объединении (из опыта работы историко-краеведческого клуба «Исток-39»)
3. DISTANCE – требование времени и возможность профессионального роста
4. «Сказка не уйдет на карантин»: опыт реализации новых творческих проектов в условиях дистанционного обучения дошкольников
5. Любить и понимать музыку
6. Вопросы для школьных игр «Что? Где? Когда?»: источники, требования, принципы
7. Уроки творчества: сложности или возможности?..
8. Социально-педагогическое проектирование как эффективное условие формирования активной жизненной позиции и гражданской идентичности детей и педагогов
9. В благодарность «трудному» ребёнку…
10. Квест как форма аттестации учащихся объединения по интересам
11. Профессиональная ориентация учащихся (из опыта работы творческого объединения «Ресторанное дело»)
12. Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста на занятиях изобразительным искусством в условиях дополнительного образования
13. Формальные и неформальные методы коммуникации в народной педагогике как метод воспитания
14. «Секрет» развития успешной Личности
15. Музыка нас… воспитала!
16. Повышение профессиональных компетенций педагога как результат участия во Всероссийском конкурсе профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования «Сердце отдаю детям»
17. Вариативность построения индивидуального образовательного маршрута на занятиях в авиамодельной секции «Полёт»
18. Учет возрастных особенностей при формировании мотивации и познавательного интереса у подростков в процессе обучения искусству фотографии
1. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в инклюзивной группе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Патриотическое воспитание в объединении «IT для детей» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и школьников в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Культурно-просветительская инициатива проектно-исследовательской деятельности образцового коллектива «Студия индийского танца «Васанта» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы