Внеаудиторные формы учебных занятий в детском творческом объединении (из опыта работы историко-краеведческого клуба «Исток-39»)

 
 

Галямина Галина Ивановна,

руководитель историко-краеведческого клуба «Исток – 39»,

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

МБУДО ДДТ «Центральный» г. Новосибирска

 
 
 

Назарова Лариса Васильевна,

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

МБУДО ДДТ «Центральный» г. Новосибирска

 

Внеаудиторные формы учебных занятий в детском творческом объединении (из опыта работы историко-краеведческого клуба «Исток-39»)

В современном мире все глубже осознается значение различных видов неформального образования для личности и общества. Одним из таких видов является дополнительное образование, одной из задач которого является организация социально-значимой деятельности детей и подростков в свободное от основной учебы время. Дополнительное образование, направленное на разностороннее развитие личности ребенка, является в настоящее время областью инновационной деятельности, так как именно в системе дополнительного образования, ещё не скованной окончательно нормативными требованиями, педагоги имеют самые широкие возможности в плане поиска и внедрения в практическую деятельность различных своих инновационных решений.

Одним из направлений поиска является поиск новых форм организации образовательного процесса в детских творческих объединениях. В современном образовании основной формой организации обучения является классно-урочная система. Прежде всего, такая система используется в общеобразовательной школе. Это и понятно. Урок – это наиболее структурированная и организационно выверенная форма учебного процесса, позволяющая учителю систематически и последовательно управлять развитием познавательных способностей и формировать научное мировоззрение учащихся.

В качестве основной организационной формы урок широко используется и системой дополнительного образования. Однако в этой системе образовательный процесс имеет менее формализованный характер по сравнению с общеобразовательной школой, поэтому надо активно этим обстоятельством пользоваться, находя и применяя в своей работе самые различные формы организации образовательного процесса. Да и сам термин «урок» педагоги дополнительного образования не используют, отдавая предпочтение термину «учебное занятие». Учебное занятие является основным элементом образовательного процесса, в ходе которого обучающиеся под руководством педагога занимаются учебной, воспитательной или досуговой деятельностью.

Каких-либо общих оснований, по которым выделяются отдельные виды учебных занятий, не существует. Обычно выделяют занятия по дидактической цели, составу обучающихся, содержанию деятельности, месту проведения и т.д. В сфере дополнительного образования наряду с чисто обучающимися занятиями большое место занимают общеразвивающие и воспитательные занятия. Часто занятие педагога с детским творческим коллективом трудно отнести к какому-либо одному виду, поскольку в ходе одного занятия большинство педагогов решают в комплексе как обучающие, так и развивающие и воспитательные задачи.

К какому бы типу по своим дидактическим задачам ни относилось учебное занятие, организовать и провести его надо так, чтобы на нем не осталось места скуке и формализму. Как ни привлекательна традиционная урочная форма организации учебного занятия, надо оставить эту форму общеобразовательной школе и стараться использовать её как можно реже. В арсенале современного педагога дополнительного образования есть большой выбор различных нетрадиционных форм проведения занятий в кружке или секции, т.е. занятий, имеющих нетрадиционную, неустановленную формально структуру. Применение в обучении нетрадиционных форм учебных занятий обеспечивает не только эффективное достижение практических, общеобразовательных и развивающих целей, но и содержит значительные возможности для укрепления мотивации продолжения занятий.

Нетрадиционные занятия бывают самых различных видов. Это занятие-соревнование, занятие-игра, занятие-конференция, викторина, «живая газета», устный журнал и т.д. Перечислить все возможные варианты просто немыслимо. Но учебное занятие может быть нетрадиционным не только по форме проведения, но и по месту проведения. Это занятие-экскурсия, занятие-поход, занятие-пикник.

В учреждениях дополнительного образования занятия за пределами учебной комнаты всегда необходимы и всегда возможны. В наши творческие объединения ребята приходят после напряженного дня занятий в школе или после подготовки домашних заданий. И снова им предстоит провести время в помещении, за изучением пусть любимого и самими выбранного предмета, но все же это опять учебный класс. Нам, педагогам дополнительного образования, необходимо рассмотреть возможности выхода за пределы учебной аудитории. Совсем не обязательно проводить такие «внеаудиторные» занятия ежедневно или еженедельно. Вполне достаточно практиковать такие выходы «на пленэр» раз в один-два месяца. Это уже внесет свою долю разнообразия в образовательный процесс. Такие занятия – это отличная возможность не только сломать привычный ритм учебной недели, разнообразить учебный процесс, но и покинув учебные кабинеты Дома творчества, провести лишний час на свежем воздухе.

Обычно в нашем сознании занятия на пленэре связаны, прежде всего, с занятиями в художественных кружках и студиях. Однако такие занятия будут уместны и востребованы в любой студии, любом кружке или секции. Внеаудиторные занятия можно проводить практически с любой дидактической целью. Такие занятия могут предварять изучение новой темы, открывать цикл занятий по её изучению. Такие занятия могут, напротив, завершать изучение темы или целого блока тем. Могут использоваться такие занятия и для повторения изученного материала, для отработки полученных в аудитории практических навыков.

Так как в сфере дополнительного образования далеко не все занятия имеют целью получение новых знаний, то и внеаудиторные занятия можно использовать для решения воспитательных и развивающих задач. Как бы ни была свободна обстановка на занятиях в творческом объединении, но атмосфера учебного помещения накладывает свой отпечаток на стиль общения как между педагогом и детьми, так и между самими обучающимися. Другое дело обстановка выездного занятия, путешествия, экскурсии или праздничного пикника. Здесь степень свободы несравнимо больше. Обучающиеся ведут себя раскованно. У педагога появляется прекрасная возможность увидеть некоторые, скрытые в классе, черты личности своих воспитанников. По-новому раскрываются ребята и перед своими сверстниками. А все это открывает новые возможности для сближения, сплочения коллектива, для укрепления связи «педагог – обучающиеся».

Конечно, в нашей природно-климатической зоне погода диктует свои условия. Не всегда есть возможность выйти на улицу и провести там с пользой 1,5-2 часа. Дожди и снегопады несколько ограничивают возможности применения внеаудиторных занятий. Поэтому у педагога в запасе всегда должна быть возможность для замены одной формы проведения занятий другой. Испортилась погода – занимаемся в учебном кабинете. Сияет солнце – проведем отложенное занятие на свежем воздухе. Такая вариативность вполне уместна в рамках дополнительного образования.

Естественно, что возможности для использования нетрадиционных внеаудиторных занятий существенно различаются в отдельных кружках и секциях в зависимости от содержания образовательной программы и направленности творческого объединения.

Так, самыми широкими возможностями в этом отношении располагают кружки и клубы историко-краеведческого и туристско-краеведческого направления. Здесь само содержание образовательной программы обязывает педагогов проводить часть занятий за пределами учебного кабинета. Мы не будем говорить о дальних летних походах и экспедициях. Это отдельные большие и сложные мероприятия. Не будем касаться и походов с одной или двумя ночевками в палатках. Такие учебно-тренировочные походы составляют специфику сферы деятельности нашего клуба и далеко не всем подходят. В учебно-тематическом плане историко-краеведческого клуба «Исток-39» предусмотрены однодневные тренировочные выходы в парковую зону города или ближайшую пригородную. Подобные выходы мы стараемся проводить регулярно, естественно, при соответствующих погодных условиях – существуют определенные ограничения для проведения занятий на открытом воздухе.

Такие внеаудиторные учебные занятия мы проводим в воскресные дни для отработки навыков, полученных на теоретических или практических, но кабинетных занятиях. Это отработка различных приемов пешего туризма, навыков обращения со специальным туристическим снаряжением, разведения костров, устройства бивака, ориентирования на местности. Обычно занятия проводим рядом с Ботаническим садом. Естественно, за его пределами, на обрыве реки Ельцовки. Часто для тренировок выезжаем на станцию Новогодняя. Все это парковая зона города или его ближайшие пригороды. В каникулярное время можно отправиться и подальше, совершить небольшой однодневный переход и попрактиковаться в преодолении различных естественных препятствий.

В зимнее время внеаудиторные занятия посвящены лыжным тренировкам. Это и отработка передвижения по пересеченной местности, и освоение навыков спуска-подъема на лыжах, экстренного торможения в заданном квадрате, прохождения простейшей слаломной трассы.

Практического подкрепления требует не только туристическая подготовка. Большое значение внеаудиторные занятия имеют для подготовки исторической. Теоретические занятия палеонтологией, изучение становления и развития жизни на земле очень увлекательны, но еще увлекательнее возможность самому попробовать себя в роли палеонтолога-исследователя, первооткрывателя. Каждый год осенью мы проводим палеонтологическую разведку. На поиски доисторических животных не обязательно отправляться в длительную экспедицию. Достаточно отъехать от города всего на 25 км и вот перед вами высокий обрыв Обского берега, содержащий остатки палеофауны. Такое выездное занятие не только актуализирует полученные знания, но и даёт темы для новых занятий, как теоретических, так и практических.

Последнее время в нашем клубе мы с воспитанниками увлекаемся освоением экспериментальной археологии. Занятия археологическим экспериментом не всегда проведешь в учебном кабинете. Например, после изготовления сосудов методом ленточного налепа (эта техника применялась в древности) нам необходимо обжечь полученные сосуды. Муфельная печь для этого не подходит, так как для чистоты эксперимента необходим костровой обжиг. Для обжига изделий мы используем нашу походную печь и устанавливаем её во дворе нашего дома, естественно, с соблюдением техники безопасности.

Наш двор для проведения занятий мы используем очень активно. Конечно, он не так велик и окружен со всех сторон дорогами, но мы сумели выжать и из этого ограниченного пространства все его возможности в учебном плане. Так, зимой мы проводим практические занятия по разведению костров на снегу. В любое время года наш двор используется как полигон для тренировок по спортивному ориентированию. Так что для проведения многих внеаудиторных занятий нет необходимости далеко отходить от Дома творчества.

Говоря о внеаудиторных занятиях надо упомянуть и об учебных экскурсиях в музеи города. Городской краеведческий музей и музей института археологии СО РАН мы посещаем в каникулярное время.

Все вышесказанное относится преимущественно к сфере сугубо обучающей, но внеаудиторные занятия, как и учебные занятия вообще, могут быть разной направленности. В условиях дополнительного образования это могут и должны быть занятия-праздники, содействующие укреплению коллектива, развивающие социальные навыки обучающихся.

Уже много лет подряд мы каждый год 31 декабря ходим… В ЛЕС! Провожать уходящий год. Мы считаем, что просто дарим и ребятам, и самим себе маленькую предновогоднюю сказку. Веселые игры в заснеженном лесу, обмен сувенирами, запуск фейерверков – это хорошая прелюдия в ожидании самого волшебного праздника.

Еще одним традиционным лесным праздником являются в «Истоке» проводы Масленицы. Готовимся к этому всем клубом, в течение года собираем «наполнитель» для Масленицы, шьем и наряжаем красавицу. А потом отправляемся в лес, и начинаются веселые игрища, не хуже, чем на городских праздниках!

Говоря о внеаудиторных занятиях, необходимо остановиться еще на одном аспекте. Это тесное взаимодействие во время таких занятий ребят из разных поколений кружковцев. В наших выходах участвуют не только те, кто занимается в клубе именно сейчас. Приходят наши выпускники. Они помогают младшим осваивать новые навыки, показывая примеры мастерства, устраивают игры с младшими товарищами, помогают нам, педагогам, проводить занятия. Эффект такого взаимодействия трудно переоценить.

Конечно, в клубе такой направленности, как наш «Исток-39» внеаудиторные занятия организовать и провести проще, чем в клубе или кружке другого направления, художественного или технического. Но все же такие занятия проводить стоит как для решения сугубо обучающих задач, так для организации неформального общения, для укрепления коллектива, для разрушения стереотипов текущего учебного процесса. Главное, чтобы наши воспитанники, приходя в кружки и студии, знали, что здесь их всегда ожидает что-то интересное и необычное.

Количество просмотров: 5064  

Добавить комментарий

Target Image
1. Наставничество в условиях учреждения дополнительного образования: современный взгляд на проблему
2. Внеаудиторные формы учебных занятий в детском творческом объединении (из опыта работы историко-краеведческого клуба «Исток-39»)
3. DISTANCE – требование времени и возможность профессионального роста
4. «Сказка не уйдет на карантин»: опыт реализации новых творческих проектов в условиях дистанционного обучения дошкольников
5. Любить и понимать музыку
6. Вопросы для школьных игр «Что? Где? Когда?»: источники, требования, принципы
7. Уроки творчества: сложности или возможности?..
8. Социально-педагогическое проектирование как эффективное условие формирования активной жизненной позиции и гражданской идентичности детей и педагогов
9. В благодарность «трудному» ребёнку…
10. Квест как форма аттестации учащихся объединения по интересам
11. Профессиональная ориентация учащихся (из опыта работы творческого объединения «Ресторанное дело»)
12. Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста на занятиях изобразительным искусством в условиях дополнительного образования
13. Формальные и неформальные методы коммуникации в народной педагогике как метод воспитания
14. «Секрет» развития успешной Личности
15. Музыка нас… воспитала!
16. Повышение профессиональных компетенций педагога как результат участия во Всероссийском конкурсе профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования «Сердце отдаю детям»
17. Вариативность построения индивидуального образовательного маршрута на занятиях в авиамодельной секции «Полёт»
18. Учет возрастных особенностей при формировании мотивации и познавательного интереса у подростков в процессе обучения искусству фотографии
1. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в инклюзивной группе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Патриотическое воспитание в объединении «IT для детей» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и школьников в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Культурно-просветительская инициатива проектно-исследовательской деятельности образцового коллектива «Студия индийского танца «Васанта» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы