Профессиональная ориентация учащихся (из опыта работы творческого объединения «Ресторанное дело»)

 
 

Рудницкая Марина Александровна,

педагог дополнительного образования
МБУДО ДДТ «Центральный» г. Новосибирска

 

Профессиональная ориентация учащихся (из опыта работы творческого объединения «Ресторанное дело»)

Наверное, многие из нас мечтали в детстве о какой-либо профессии. И, скорее всего, очень малое число из тех мечтателей пронесло через детство и юность свою мечту и реализовало ее на практике. Что происходит с этими желаниями по мере взросления, что влияет на выбор человеком профессии, на его успешность? Ответ на эти и многие другие вопросы лежит в нашем детстве. А насущной проблемой у подростков по-прежнему остается ориентация в огромном мире профессий, проблема выбора профессии для себя.

Вполне объяснимы и инициативы государства в области ранней профориентации школьников. В 2018 году утвержден указом президента национальный проект «Образование», включающий федеральный проект «Успех каждого ребенка». Указанный проект направлен на поиск и реализацию наиболее эффективных форм развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.

Запущен профориетационный проект «Билет в будущее», рассчитанный на школьников 6-11 классов, предполагающий, что около 100 тыс. школьников пройдут интересующие их стажировки в ведущих учреждениях и на предприятиях страны. Организаторы проекта предлагают открыть по детскому технопарку «Кванториуму» в каждом регионе страны, создать ряд центров по развитию детских компетенций на базе региональных вузов. Также учреждения дополнительного образования, которые были и остаются одной из наиболее эффективных форм развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи, тоже призваны включится в эту работу, используя уже сложившиеся формы работы и находя новые пути.

Реализуя более 10 лет дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Кулинарный практикум» на занятиях детского творческого объединения «Ресторанное дело» Дома детского творчества «Центральный», мы имеющимися средствами тоже оказываем практико-ориентированную помощь школьникам в реализации ими осознанного выбора своего будущего профессионального пути.

Содержание программы структурировано по модульному принципу. С учетом возрастных особенностей детей учебные занятия в рамках программы позволяют ребятам набрать определенный багаж знаний и умений, а также получить профессиональную ориентацию в области общественного питания.

Приобщая детей к кулинарии, не преследуется цель сделать из них «профи», ребята приобретают знания, умения, навыки, которые с одной стороны всем нам нужны и связаны в повседневной жизни с вопросами питания, с другой стороны выполнение определенных технологических операций в ходе практических работ способствует вовлечению ребят в ознакомительную профессиональную деятельность.

Организация полного кулинарного процесса – от выбора и характеристики продуктов, технологического процесса приготовления блюд до способов их подачи и оформления, общей сервировки стола и этикета потребления приготовленной пищи позволяет

Это, например, и технологические операции, выполняемые поварами, пекарями, кондитерами, официантами. Это и деятельность товароведов, технологов, шеф-поваров и руководителей. Таким образом, ребята знакомятся с основными группами работников общепита, их должностными инструкциями, проходя своеобразные профессиональные пробы.

Имитация бригадной формы организации труда при проведении мероприятий в рамках «акции добрых дел», распределение ролей «Я – на кухне», «Я в обслуживании», выполнение поставленных задач тренирует профессиональные навыки и психологические установки. Привлекая ребят к такого рода социально-значимой деятельности, преследуется цель – дать ребятам почувствовать собственную значимость и востребованность, проанализировать приобретенные профессиональные умения.

Основываясь на профессиограммах работников ресторанного дела, ребята работают с тестами, выявляя в себе качества, необходимые для той или иной профессии и делают выводы, отвечая на вопрос «Могу ли я быть…».

В этом направлении для более глубокого изучения характера профессий ресторанного дела обучающиеся выполняют творческие проекты и успешно участвуют с ними в различных профориентационных конкурсах.

Познакомившись с профессиями, ребята получают информацию о самих предприятиях общественного питания. Рассматривая различные типы предприятий от столовой до ресторана, обучающиеся анализируют сложившуюся сеть предприятий города, разбирают уровни и характер предоставляемого сервиса. Тем самым ребята адаптируются в сфере услуг как потребители рынка.

Итоговой работой по профессиональной ориентации является профориентационная игра «Открываем предприятие», в которой ребята, как будущие предприниматели, составляют бизнес-план предприятия, применяя весь спектр полученных на занятиях знаний.

Со старшими обучающимися, склонными в дальнейшем получить профессию в ресторанном деле, мы более подробно изучаем учебные заведения города, уровни образования и пути карьерного роста. Кроме того, обучающиеся посещают профессиональные училища, лицеи, колледжи города.

Некоторые выпускники программы «Кулинарный практикум» проявили стойкий интерес к занятиям кулинарией и сделали свой выбор в пользу дальнейшего профессионального образования в этой области. Ребята стали студентами специализированных образовательных учреждений и получили профессиональное образование, некоторые ещё «грызут гранит науки» и вскоре получат свои дипломы и будут нас баловать вкусной и здоровой пищей в различных заведениях города.

Поскольку отношения «педагог – ученик» в системе дополнительного образования более открыты, эмоциональны и доверительны, то использование личного жизненного примера взрослого человека не только как педагога, но и как профессионала в той или иной области, имеет определенное положительное воздействие. Удовлетворяя потребность ребят в информации о профессии от «первого лица», взгляд на профессию «изнутри», я как специалист (инженер-технолог общественного питания) более объективно и подробно раскрываю все «секреты и тонкости» ресторанного дела, стараюсь объективно ориентировать ребят в данной профессиональной области.

Количество просмотров: 5036  

Добавить комментарий

Target Image
1. Наставничество в условиях учреждения дополнительного образования: современный взгляд на проблему
2. Внеаудиторные формы учебных занятий в детском творческом объединении (из опыта работы историко-краеведческого клуба «Исток-39»)
3. DISTANCE – требование времени и возможность профессионального роста
4. «Сказка не уйдет на карантин»: опыт реализации новых творческих проектов в условиях дистанционного обучения дошкольников
5. Любить и понимать музыку
6. Вопросы для школьных игр «Что? Где? Когда?»: источники, требования, принципы
7. Уроки творчества: сложности или возможности?..
8. Социально-педагогическое проектирование как эффективное условие формирования активной жизненной позиции и гражданской идентичности детей и педагогов
9. В благодарность «трудному» ребёнку…
10. Квест как форма аттестации учащихся объединения по интересам
11. Профессиональная ориентация учащихся (из опыта работы творческого объединения «Ресторанное дело»)
12. Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста на занятиях изобразительным искусством в условиях дополнительного образования
13. Формальные и неформальные методы коммуникации в народной педагогике как метод воспитания
14. «Секрет» развития успешной Личности
15. Музыка нас… воспитала!
16. Повышение профессиональных компетенций педагога как результат участия во Всероссийском конкурсе профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования «Сердце отдаю детям»
17. Вариативность построения индивидуального образовательного маршрута на занятиях в авиамодельной секции «Полёт»
18. Учет возрастных особенностей при формировании мотивации и познавательного интереса у подростков в процессе обучения искусству фотографии
1. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в инклюзивной группе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Патриотическое воспитание в объединении «IT для детей» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и школьников в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Культурно-просветительская инициатива проектно-исследовательской деятельности образцового коллектива «Студия индийского танца «Васанта» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы