Гражданско-патриотическое воспитание на уроках английского языка

 
 

Петричук Ирина Ивановна,

почетный работник сферы образования РФ,

учитель английского языка

высшей квалификационной категории

МАОУ «Лицей № 9» г. Новосибирска

 

Гражданско-патриотическое воспитание на уроках английского языка

Иностранный язык как межпредметная учебная дисциплина

обладает эффективными возможностями приобщения учащихся

к мировой культуре и тем самым способствует

лучшему осознанию своей собственной культуры/

Доктор педагогических наук И.Л. Бим

30 декабря 2015 года правительство Российской Федерации приняло постановление № 1493 о государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», в котором, в частности, говорится: «Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины»[i]. Несмотря на то, что Программа ориентирована на все социальные слои и возрастные группы граждан, приоритет отдается патриотическому воспитанию детей и молодежи. Основными исполнителями Программы являются Министерство просвещения Российской Федерации, Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Министерство образования и науки Российской Федерации (до 15 мая 2018 г.), Министерство обороны Российской Федерации, Министерство культуры Российской Федерации и Федеральное агентство по делам молодежи. В мае 2020 года президент В.В. Путин также предложил внести в Закон об Образовании поправки, которые касаются организации воспитательной системы в этой сфере (вступили в силу 1 сентября 2020 г.). В.В. Путин предложил закрепить в законе то, что воспитание должно быть направлено на «формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде».[ii]

Почему же в современных условиях все острее встает вопрос повышения эффективности патриотического воспитания молодежи и как реализовать задачи патриотического воспитания в условиях современного образовательного пространства? Какого рода патриотизм настолько востребован в современном обществе, что развитию его посвящены государственные программы? Словарь определяет патриотизм как «нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь, привязанность к Родине, преданность ей и готовность к жертвам и подвигам ради неё». Формирование истинного патриотизма связано с высшим уровнем развития личности, особенно в социально-духовном и нравственном плане. Истинный патриотизм предполагает формирование и длительное развитие целого комплекса положительных, реально проявляемых качеств личности. Стержнем этого развития являются духовно-нравственный и историко-культурный компоненты.

В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительному социально-экономическому расслоению населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения. Читая соцсети, очень часто встречаешься с негативными комментариями по поводу несправедливостей, с которыми сталкиваются люди в повседневной жизни, причем, эти комментарии очень часто обобщают негативный опыт, трансформируя его в негативное отношение к стране и государству в целом. Все чаще озвучивается некая иррациональная идея о том, что именно в нашей стране все плохо, а где-то там (почти везде) все хорошо и что нужно просто «валить» из этой страны. Мы знаем, что большое количество общественных организаций, финансируемых из-за рубежа, прилагают огромные усилия, пытаясь воздействовать на молодежь через зарубежные образовательные программы, СМИ и социальные сети. Об этом говорится в подготовленных МВД России изменениях в стратегию противодействия экстремизму в РФ до 2025 года. «Специальные службы и организации отдельных государств наращивают информационно-психологическое воздействие на население России, прежде всего на молодежь, в целях разрушения традиционных российских духовно-нравственных ценностей, дестабилизации внутриполитической и социальной ситуации в стране», – говорится в документе[iii]. Поэтому необходимость возрождения патриотического воспитания сегодня является одной из приоритетных задач воспитательной работы российской школы. И, конечно, выполнить эту задачу невозможно только проводя время от времени какие-то мероприятия. Это должна быть ежедневная работа, подчас «ювелирная» и незаметная, чтобы не вызвать отторжения излишним морализаторством.

Обучение английскому языку в современной школе дает учителю широкие возможности по воспитанию гражданственности и патриотизма. Этому способствует коммуникативная направленность предмета, его культурологическая составляющая, ведь знакомство с культурой страны изучаемого языка происходит путем сравнения со знаниями и понятиями о своей стране.

Так, например, в учебнике “Spotlight” в каждом модуле есть раздел Culture Corner, содержащий историческую или культурологическую информацию об англоязычных странах, а также есть особенный раздел учебника Spotlight on Russia. Используя материалы этих разделов, учитель может организовать уроки-дискуссии, уроки-соревнования, уроки-проекты, уроки-игры, во время которых будут достигаться и предметные и воспитательные задачи через воздействие на эмоциональную сферу обучающихся.

Возьмем, например, учебник 9 класса. Уже в первом уроке первого модуля мы находим интереснейший материал о  национальных праздниках разных народов. Конечно, легче всего «отработать» этот материал, выполнив с обучающимися серию предлагаемых учебником упражнений. Но можно пойти по другому пути и предложить учащимся собрать материал о народных праздниках нашего Сибирского округа и провести фестиваль проектов или фестиваль презентаций, в процессе подготовки к которому учащиеся не только разовьют свои языковые навыки и речевые умения, но и, непременно, узнают что-то интересное о родном крае. Можно создать видео-альбом или даже интернет-страничку с интересной информацией о праздниках родного края. Выполняя такие виды работ, обучающиеся обычно с удивлением обнаруживают, как много интересного было им неведомо о том месте, где они родились и живут. А ведь любовь к Родине начинается именно с любви к своей «малой родине».

В этом же модуле в разделе Across the Curriculum есть информация о «Дне Памяти», который ежегодно проводится в Великобритании 11 ноября. Работая над этим материалом, можно не только вспомнить про праздники памяти, проходящие в нашей стране, но и устроить небольшой конкурс чтецов, вспоминая лучшие произведения о войне, как на английском, так и на русском языке. Демонстрация советских военных песен на английском языке также не оставит учащихся равнодушными и, возможно, заденет какие-то душевные струны и заставит гордиться культурным наследием родной страны. Или устроить урок-просмотр и обсуждение видеофрагментов о героическом поведении простых людей во время войн.

В следующем модуле есть материал о жизни на космической станции и это, конечно же, отличный повод вспомнить о достижениях нашей страны в этой области. Это нам, старшему поколению, не нужно объяснять, кто был первым в космосе, а вот молодое поколение уже, подчас, ничего об этом не знает или что-то слышало. Недавно с ужасом прочитала, что одна из девушек-подростков восхищалась тем, что Гагарин полетел в космос как раз в день космонавтики! И я полагаю, что это не такой уж исключительный случай полного невежества. Поэтому, говоря про космос, можно предложить учащимся викторину, содержащую информацию о наших советских и российских космонавтах и основных вехах освоения космоса. А если разрешить им использовать телефоны для поиска информации в Интернете, да еще и предложить сделать это на скорость, предварительно разделив детей на команды, то выполнение задачи вызовет еще и эмоциональный отклик. Можно предложить подготовить мини-биографии наших выдающихся соотечественников-космонавтов и сделать альбом (традиционный или виртуальный), представив свой коллективный труд в День Космонавтики на суд всей образовательной организации.  Можно попросить учащихся (в качестве домашнего задания) посмотреть фильм о космосе (для большего воздействия лучше, если фильм будет современный, например, «Гагарин. Первый в космосе» или «Время первых») и потом на уроке обсудить те моменты, которые больше всего поразили, взволновали, запомнились.

Можно бесконечно перечислять темы, работая над которыми, мы ежедневно, подспудно можем помочь учащимся увидеть красоту родной природы, оценить величие русской культуры, прикоснуться к подвигу предков. Самое главное – быть искренним со своими учащимися. Современных молодых людей не возьмешь риторикой «взвейтесь, да развейтесь». Большинство современных подростков и молодых людей очень прагматичны. Современные молодые люди, по большому счету, это люди мира, привязанность которых к месту, где родился, уже совсем не такая безусловная, как у представителей старшего поколения. В условиях нестабильной экономической и политической ситуации в стране, переписывания истории нашей Родины, молодые люди начинают верить, что ничем не обязаны своей стране. Это влечёт за собой потерю уважения к народной культуре, стиранию из памяти обычаев и традиций, которые и формируют нравственные ценности, необходимые для развития у подрастающего поколения правильного отношения к истории собственного народа и любви к Отечеству. И именно коммуникативная направленность дисциплины «Английский язык» предполагает не только изучение самого языка, но и глубокое понимание, сравнение традиций, обычаев и быта страны изучаемого языка с родным языком, что способствует воспитанию гражданственности, патриотизма, высоких нравственных качеств личности.

По опыту могу сказать, что наибольшее воспитательное воздействие оказывают такие виды деятельности и такие задания, при выполнении которых учащиеся могут опираться на личный опыт или опыт близких им людей. Т.е. если мы говорим о красотах родного края, то пусть дети представляют только личный опыт (с фотографиями, с собственными суждениями); если мы говорим о выдающихся или просто уважаемых людях, то пусть дети расскажут о тех родственниках, которыми гордятся. А ведь они сами иногда не знают, что кто-то из их родных занимается поисковой деятельностью, кто-то на добровольной основе помогает детским домам или приютам для животных, кто-то является донором крови и т.п. Узнавая такую информацию о своих родных, дети начинают испытывать гордость и уважение не только к своим родственникам, но и к народу, частью которого являются.

Мы все должны помнить, что воспитание думающих, осознающих свою национальную идентичность, уважающих традиции и обычаи своих предков, чувствующих свою ответственность за будущее Отечества выпускников является одной из основных задач, стоящих перед современным образованием. Формирование патриота должно происходить на всех ступенях образования и посредством изучения всех учебных дисциплин. Дисциплина «Иностранный язык» имеет огромный потенциал в решении воспитательных задач, так как направлена на формирование и развитие личности патриота Отечества путем сопоставления культуры родной страны и стран изучаемого языка. Нужно только искать или придумывать такие формы заданий, которые затронут эмоциональную сферу ваших учеников и при этом нужно самим быть искренними и любить свою страну.


[i] ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 30 декабря 2015 года N 1493 О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы" (с изменениями на 30 марта 2020 года)

[ii] Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся”

[iii] Указ президента Российской Федерации «Об утверждении стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года/ Москва, Кремль 29 мая 2020 №344

Количество просмотров: 5991  

Добавить комментарий

Target Image
1. Гражданско-патриотическое воспитание на уроках английского языка
2. История на ощупь, или Значение макетирования при изучении исторических достопримечательностей
3. Ребёнку нужно помогать открывать историческое прошлое и настоящее нашей Родины
4. «Фронтовой Новый год» – от реконструкции событий к реконструкции души
5. Компетентностный подход к преподаванию ИЗО в системе межпредметных связей
6. Материалы для проведения внеурочных мероприятий по истории Новосибирской области
7. О реализации проекта по гражданско-патриотическому воспитанию «Патриот» в МБОУ СОШ № 187
8. Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся с нарушением слуха на уроках русского языка и литературы
9. Наследие Великой Победы как фактор патриотического воспитания лицеистов
10. Патриотическое воспитание обучающихся во внеурочной деятельности по физической культуре (программа «Курсанты»)
11. Гражданско-патриотическое воспитание в условиях современного образовательного пространства коррекционной школы
12. Акция «Письмо ветерану»
13. Развитие эмоционального интеллекта школьников в условиях кризиса COVID-19
14. Из опыта работы по формированию навыков художественного творчества через изобразительные задания проблемного характера
15. Работа с заголовком как средство развития умения осознанно воспринимать содержание детской литературы в начальных классах
16. Адаптация первоклассников к школе
17. Гражданско-патриотическое воспитание в условиях современного образовательного пространства
18. Лицей, шагающий вперед
19. Преподавание немецкого языка в специализированном (инженерном) классе
1. Инновации и эксперимент в образовании ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках английского языка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Формирование функциональной грамотности у детей с РАС в начальной школе в условиях общеобразовательной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование мотивации к выбору профессиональной деятельности в медицинской отрасли через предпрофильное и профильное обучение ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Семейное чтение для детей начального школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Развитие креативного мышления на уроках музыки через инструментальное музицирование ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Опыт организации обучения населения города Новосибирска и Новосибирской области навыкам оказания первой помощи в ГАПОУ НСО «Новосибирский медицинский колледж» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Особенности УМК «Английский в фокусе», способствующие реализации воспитательного компонента на уроках английского языка в начальной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Как научить ребёнка мыслить нестандартно ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Формирование критического мышления школьников на занятиях в центре «Точка роста» МКОУ «Устьянцевская СОШ» Барабинского района ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. День открытых дверей для родителей ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Я прикасаюсь к будущему. Я учу ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Использование сингапурской технологии в логопедической практике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Развитие физических качеств с помощью игровых и соревновательных технологий на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Универсальные методы мотивации на уроках иностранного языка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование инфографики на занятиях истории как способ формирования современных компетенций ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Особенности обучения физике в условиях вечерней школы при исправительном учреждении ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Литературные гостиные как форма работы над творческим саморазвитием личности: культурно безбарьерная среда ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Развитие навыков работы с информацией на уроках физики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Роль движения «Абилимпикс» в социализации и профессиональном становлении старшеклассников с ОВЗ и инвалидностью ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы