Работа с заголовком как средство развития умения осознанно воспринимать содержание детской литературы в начальных классах

 
 

Алексеева Алина Игоревна,

студентка ГАПОУ НСО «Новосибирский педагогический колледж № 1

им. А.С.Макаренко»

 
 
 

Зуева Ольга Евгеньевна,

преподаватель высшей квалификационной категории

ГАПОУ НСО «Новосибирский педагогический колледж № 1 им. А.С.Макаренко»

 

Работа с заголовком как средство развития умения осознанно воспринимать содержание детской литературы в начальных классах

Заголовок – это первый ключ художественного произведения, который стоит вначале текста и берет на себя главную нагрузку по преодолению границы между миром читателя и пространством художественного произведения. Заглавие, по утверждению Л.С. Выготского, «намечает собой ту доминанту, которая определяет собой построение рассказа». Заголовок сопровождает ребенка на протяжении всего процесса знакомства с литературным произведением. Осмысление заголовка – процесс постепенный, его значение меняется для читателя по мере погружения в текст.

Заголовок – это ключевой момент в организации смысловой структуры текста. По выражению В. А. Кухаренко, именно заголовок «выступает актуализатором практически всех основных категорий... Промежуточные заголовки, которые даются главам или частям одного произведения актуализируют категорию деления текста...», облегчают чтение, «выделяют предметы, подчеркивают и показывают важность композиционного членения текста». В школьной практике работа над заголовком к тексту в учебнике начинается на уроках русского языка и литературного чтения еще в начальной школе. При работе с любым текстом можно выделить три основных этапа:

– дотекстовый (этап антиципации);

– текстовый (контроль понятия содержания);

– послетекстовый (переработка и оценка).

Осмысление текста – это процесс, который позволяет выполнить переход к структуре его содержания. Понять текст – значит совершить переход от его внешней языковой формы к модели предметной ситуации, составляющей его содержание.

Одним из первых приемов понимания текста в начальной школе является осмысление заголовка. Заглавие направляет интерес маленького читателя к тому, о чем будет повествоваться далее. Оно является путеводителем читателя в художественном мире произведения. Для младших школьников задание «озаглавить текст» служит, прежде всего, средством осознания смысла текста, проверкой понимания прочитанного.

Заголовок сопровождает читателя на протяжении всего знакомства с литературным произведением. Понимание заголовка – процесс постепенный, его значение меняется для читателя по мере погружения в текст.

Таким образом, заголовок может выполнить свою главную функцию только в неразрывной связи с целым, полностью завершенным текстом. Полное понимание содержания произведения происходит у читателя только после прочтения всего текста, поэтому только текст несет «концепт, а главная, и часто единственная авторская формулировка концепта помещается в заголовок». Следовательно, среди функций заголовка – актуализация произведения является основной.

Итак, важным приемом осмысления текстов детской литературы является понимание их заголовка, так как заголовок в свернутом виде концентрирует, обобщает основное содержание произведения. Заглавие выступает в роли проводника между текстом, читателем и действительностью.

В рамках исследования было проведено анкетирование учеников 3-х и 4-х классов школы № 29 г. Новосибирска. Учащимся нужно было ответить на простые вопросы анкеты, например, зачем ты читаешь книги, любишь ли ты читать и т.д. Цель исследования – выяснить уровень читательской компетентности детей. На вопрос, как часто ты читаешь, лишь 40 процентов детей ответили «довольно часто», на вопрос, зачем ты читаешь, респонденты ответили: 35 процентов «потому что надо читать», 10 процентов «потому что заставляют», остальные – «мне интересно». Для досугового чтения дети выбирают рассказы и комиксы.

По результатам анкеты можно сделать вывод: несмотря на наметившуюся общую тенденцию снижения интереса к чтению, школьники тем не менее оставляют книги в своей жизни. А интересные и привлекательные заголовки книг могут повысить интерес к чтению младшего школьника.

Автором статьи были проанализированы учебники литературного чтения УМК «Школа России».

УМК «Школа России»

1 класс

Заголовки произведений: «Аля, Кляксич и буква А»; «Автобус номер двадцать шесть» находятся в разделе «Изучение грамоты» – они мотивируют учащихся к изучению грамоте. Например, в произведении «Автобус номер двадцать шесть» выделены все буквы алфавита, которые при чтении помогают его усвоению.

УМК «Школа России»

2 класс

Заголовки произведений: «Петушок и бобовое зернышко»; «У страха глаза велики» мотивируют учащихся к чтению этих сказок, а после каждого произведения находятся поговорки и пословицы, которые передают опыт предков молодым поколениям. Чтобы понять смысл поговорок и пословиц нужно обязательно прочитать произведение, ведь именно в них содержится их развернутое толкование.

УМК «Школа России»

3 класс

Заголовки произведений: «Акула»; «Прыжок» мотивируют учащихся к прочтению тем, что заголовок довольно кратко и загадочно составлен, никто не может догадаться, что происходит в произведении, а чтобы узнать, что произошло, нужно прочитать.

УМК «Школа России»

4 класс

Заголовки произведений: «Городок в Табакерке»; «Мальчики» мотивируют учащихся к прочтению тем, что они становятся предпониманием текста. Нужно помнить, что заголовок – это первый шаг к интерпретации произведения.

В итоге можно сделать вывод, что с каждым классом заголовок несет в себе свою смысловую значимость, например, в первом классе он способствует обучению грамоте, во втором – правильному толкованию и владению поговорками и пословицами. С каждым классом заголовки произведений становятся более сложными и замысловатыми, потому что дети начинают знакомство с произведениями великих русских поэтов и писателей.

Представленный материал можно использовать в практической работе учителей начальной школы.

Библиографический список

1. Бондаренко Г. И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе / Г. И. Бондаренко // Начальная школа плюс: до и после // [Электронный ресурс] www.school 2100.ru (дата обращения: 02.11.2020).

2. Васёнышева Н.Н. Литературная композиция и инсценировка как формы работы над смысловым чтением в начальной школе [Электронный ресурс]. URL: http://io.nios.ru/articles2/66/2/literaturnaya-kompoziciya-i-inscenirovk... (дата обращения: 29.10.2020).

3. Матвеева Е.И. Учим младшего школьника понимать текст: Практикум для учащихся (1- 4 класс) [Текст] / Е.И. Матвеева //М.: ВАКО, 2005. С. 54

4. Обухова Г. И. Формирование у обучающихся читательской компетенции на уроках литературного чтения // ИнфоУрок [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/soobschenie-na-temu-formirovanie-u-obuchayuschihsya-... (дата обращения: 02.11.2020).

5. Пентин А.Ю. Что нам делать со смысловым чтением? // А. Ю. Пентин // Методист. 2010. № 4, 64 с.

Количество просмотров: 5941  

Добавить комментарий

Target Image
1. Гражданско-патриотическое воспитание на уроках английского языка
2. История на ощупь, или Значение макетирования при изучении исторических достопримечательностей
3. Ребёнку нужно помогать открывать историческое прошлое и настоящее нашей Родины
4. «Фронтовой Новый год» – от реконструкции событий к реконструкции души
5. Компетентностный подход к преподаванию ИЗО в системе межпредметных связей
6. Материалы для проведения внеурочных мероприятий по истории Новосибирской области
7. О реализации проекта по гражданско-патриотическому воспитанию «Патриот» в МБОУ СОШ № 187
8. Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся с нарушением слуха на уроках русского языка и литературы
9. Наследие Великой Победы как фактор патриотического воспитания лицеистов
10. Патриотическое воспитание обучающихся во внеурочной деятельности по физической культуре (программа «Курсанты»)
11. Гражданско-патриотическое воспитание в условиях современного образовательного пространства коррекционной школы
12. Акция «Письмо ветерану»
13. Развитие эмоционального интеллекта школьников в условиях кризиса COVID-19
14. Из опыта работы по формированию навыков художественного творчества через изобразительные задания проблемного характера
15. Работа с заголовком как средство развития умения осознанно воспринимать содержание детской литературы в начальных классах
16. Адаптация первоклассников к школе
17. Гражданско-патриотическое воспитание в условиях современного образовательного пространства
18. Лицей, шагающий вперед
19. Преподавание немецкого языка в специализированном (инженерном) классе
1. Инновации и эксперимент в образовании ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках английского языка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Формирование функциональной грамотности у детей с РАС в начальной школе в условиях общеобразовательной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование мотивации к выбору профессиональной деятельности в медицинской отрасли через предпрофильное и профильное обучение ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Семейное чтение для детей начального школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Развитие креативного мышления на уроках музыки через инструментальное музицирование ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Опыт организации обучения населения города Новосибирска и Новосибирской области навыкам оказания первой помощи в ГАПОУ НСО «Новосибирский медицинский колледж» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Особенности УМК «Английский в фокусе», способствующие реализации воспитательного компонента на уроках английского языка в начальной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Как научить ребёнка мыслить нестандартно ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Формирование критического мышления школьников на занятиях в центре «Точка роста» МКОУ «Устьянцевская СОШ» Барабинского района ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. День открытых дверей для родителей ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Я прикасаюсь к будущему. Я учу ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Использование сингапурской технологии в логопедической практике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Развитие физических качеств с помощью игровых и соревновательных технологий на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Универсальные методы мотивации на уроках иностранного языка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование инфографики на занятиях истории как способ формирования современных компетенций ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Особенности обучения физике в условиях вечерней школы при исправительном учреждении ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Литературные гостиные как форма работы над творческим саморазвитием личности: культурно безбарьерная среда ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Развитие навыков работы с информацией на уроках физики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Роль движения «Абилимпикс» в социализации и профессиональном становлении старшеклассников с ОВЗ и инвалидностью ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы