Цурганова Екатерина Ивановна,

методист высшей квалификационной категории

МАУ ДО ДТД УМ «Юниор» г. Новосибирска,

куратор фестиваля «Династии Новосибирска»

 
Здравствуйте, уважаемые коллеги!

В январе 2016 года, по приказу Главного управления образования мэрии города Новосибирска, на базе Дворца творчества детей и учащейся молодёжи «Юниор», был создан муниципальный ресурсный центр по работе с одарёнными детьми. Главной целью ресурсного Центра выступала актуализация проблемы одаренности и таланта, объединяющая усилия всех участников муниципальной системы дополнительного образования. На современном этапе МРЦ представляет собой систему непрерывного педагогического образования, охватывающую все уровни (дошкольное, общее и дополнительное образование) и способствующую выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у детей и молодежи в городе Новосибирске.

В рубрике «Одарённые дети» мы будем публиковать материалы, посвящённые современным подходам и концепциям по вопросам одарённости и творчества; эффективным практикам работы с одарёнными детьми в условиях современной образовательной среды; системе деятельности учителя-педагога-наставника в развитии творческого потенциала одарённых детей, а также материалы, посвященные инструментарию диагностических методик, способствующих выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у детей и молодёжи.

Приглашаем к сотрудничеству всех, кого интересуют вопросы выявления и развития детских способностей и талантов, кто хотел бы поделиться методическими разработками, научными исследованиями, открытиями и достижениями. Статьи и предложения по сотрудничеству присылайте на электронный адрес: katya.tsurganowa@yandex.ru.

В этом выпуске мы познакомим вас с деятельностью Школы профессионального роста педагогов «Крылья» и результатами творческого задания слушателей школы «Мой опыт работы с одарёнными детьми» – эссе педагогов дополнительного образования Дворца «Юниор» различных направлений деятельности.

Интересного чтения, уважаемые коллеги!

Школа профессионально роста как ключ к раскрытию творческого потенциала одаренных детей

Цурганова Екатерина Ивановна

В январе 2016 года, по приказу Главного управления образования мэрии города Новосибирска, на базе Дворца творчества детей и учащейся молодёжи «Юниор», был создан муниципальный ресурсный центр по работе с одарёнными детьми. Одним из ведущих направлений ресурсного Центра является обеспечение системного повышения квалификации и профессиональное развитие педагогов для работы с высокомотивированными и одаренными детьми.

Одарённые дети и шахматы

Егорова Раиса Иосифовна, Егорова Светлана Викторовна

Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Процент одаренных (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в десятилетнем возрасте их примерно 60-70 %, то к четырнадцати годам – 30-40 %, а к семнадцати – только 15-20 %.

Особенности работы с одаренными детьми на занятиях вокала

Жилинская Александра Викторовна

Под одаренностью понимают наличие потенциально высоких способностей у какого-либо человека. Б. М. Теплов определил одарённость как «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности». Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

От темперамента ребёнка к яркому сценическому образу

Лифенцева Наталья Ивановна

Настоящий актёр – это, несомненно, талантливый, одарённый человек. А если настоящий актёр ещё ребёнок, но он уже создаёт настоящие образы, играет в самом настоящем спектакле… А если в этом спектакле артисты – только дети… Как сделать всё настоящим, разве на свете так много талантливых одарённых детей? Мне кажется, что я знаю ответ на этот вопрос…

Работа с одарёнными детьми в студии «Живая глина»

Березикова Алина Николаевна

Работа педагога декоративно-прикладного творчества удивительна, многогранна и непредсказуема. Почему непредсказуема, спросите вы? Планируя очередной урок в студии, каждый раз пытаюсь спрогнозировать полученный результат, представить себе, какие работы получатся у учеников в итоге, какой будет эмоциональный отклик. Так вот, о непредсказуемости... Каждый раз ребята меня удивляют и поражают. Они делают то, о чем я и не помышляла, чего не представляла и не предполагала.

Работа с одарёнными детьми в вокально-хореографическом объединении «Кураж»

Москаленко Людмила Михайловна

Тема «Одарённые дети» для меня очень близка и трепетна. На моём творческом пути, длиной в 48 лет, было и есть много замечательных детей. И все они по-своему уникальны. Кому-то природа подарила прекрасные данные, растяжку, выворотность, хорошие «балетные» стопы, прыжок, а кому-то особенную, горячую любовь к танцу, способную при должном усердии (направленном педагогом в нужное русло) добиваться действительно выдающихся результатов.

Музыкальная одарённость детей

Павлова Роксана Николаевна

Довольно сложная и противоречивая тема для любого педагога и родителя – «одарённые дети». Нет одной определённой, единственно правильной точки зрения. Для кого-то одарённый ребенок – это редкое явление, одаренность рассматривается как дар «свыше», которым наделены единицы, избранные. Для кого-то – каждый ребенок талантлив, нужно только раскрыть его, направить в нужное русло. 

Работа с одаренными детьми в тхэквондо

Плотников Сергей Николаевич

В современной России работа с одаренными детьми считается одним из приоритетных направлений, что отражено в Национальной образовательной доктрине, в Законе об образовании. В правительственных документах, определяющих стратегические направления инновационного развития общества в целом и образования в частности, говорится о том, что необходимо создать систему поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей. Опора на талант, творчество и инициативность становится важнейшим ресурсом экономического и социального развития – утверждается в данных документах.

Особенности обучения одарённых детей в хореографии

Розенталь Елена Вячеславовна, Романовская Елена Анатольевна

Развитие системы образования на современном этапе характеризуется усилением роли дополнительного образования детей в жизненном становлении и профессиональном самоопределении ребенка. Сегодня общеобразовательная школа не в полной мере удовлетворяет потребности развивающейся личности. Все чаше специалисты отмечают, что во взрослую жизнь все больше приходит молодых людей без творческой искры, самостоятельности, а главное – без нравственных ориентиров.

Развитие одарённости детей в условиях дополнительного образования

Сороко Мария Олеговна

В современном мире внимание к проблеме одарённости детей тесно связано с поиском решений общенациональных задач по раскрытию инновационного потенциала экономики. Сегодня открываются широкие возможности и перспективы для одарённых детей и молодёжи, разрабатываются федеральные и региональные программы по реализации творческих возможностей одарённых детей, активно разрабатываются учебные программы и факультативы для дифференцированного обучения.

Развитие одаренности обучающихся на примере творческой деятельности ансамбля скрипачей «Рондо»

Таскина Алена Юрьевна, Свешникова Вероника Сергеевна

В любом детском инструментальном коллективе участники всегда обладают разным уровнем умений и разными способностями. В нашем коллективе – ансамбле скрипачей «Рондо» – среди четырнадцати ребят есть очень разные музыканты. Кто-то собирается продолжить образование и выбрать музыку своей профессией, а кто-то был отчислен из ДМШ из-за профнепригодности.

Одарённые дети в экологии

Хабарова Татьяна Витальевна

Все дети талантливы, но каждый по-своему. Одаренного ребенка нельзя не заметить, он всегда бросается в глаза, выделяется среди других своими особыми склонностями и возможностями в каком-либо виде деятельности. Чтобы обнаружить одаренного ребенка, необязательно использовать специальные психодиагностические методы. Достаточно уметь наблюдать, беседовать, анализировать увиденное и услышанное. Если есть интерес к изучению природных явлений, это будет видно на первой же экскурсии.

Работа с одаренными детьми в декоративно-прикладном творчестве

Хоменко Мария Владимировна

Выражение «одарённые дети» употребляется достаточно часто. Если ребёнок показывает особенные успехи в обучении или творческих занятиях, значительно превосходит сверстников, в таком случае его могут называть одарённым. В последние годы проблема различий между детьми по одарённости стала очень актуальна и вызывает большой интерес. Очевидны реальность и значимость этой проблемы. 

Каждый ребёнок одарён…

Чурилова Елена Дмитриевна

Если ребенок любознателен, интересуются всем новым и необычным, творчески подходит к решению задач и выделяется яркими достижениями или имеет внутренние предпосылки для таких достижений – он одарённый ребёнок. Все дети одарены в той или иной степени, но дары у них разные и задатки для их развития у каждого свои. Поэтому способов помочь обнаружить и развить одарённость может быть множество.

Внимание, одарённые дети… (из опыта работы городского методического объединения педагогов дополнительного образования)

Якубовская Елена Фридриховна

Качество дополнительного образования непосредственно связано с профессиональной компетентностью педагогов, их стремлением к непрерывному саморазвитию и самосовершенствованию. Городское методическое объединение – одна из форм педагогического взаимодействия, способствующего актуализации значимых педагогических проблем, создающего условия для профессионального общения и обмена лучшими педагогическими практиками.