Особенности работы с одаренными детьми на занятиях вокала

 
 

Жилинская Александра Викторовна,

педагог дополнительного образования

школы русской традиционной культуры «Ясница»

структурного подразделения МАУ ДО ДТД УМ «Юниор» г. Новосибирска

 

Особенности работы с одаренными детьми на занятиях вокала

Под одаренностью понимают наличие потенциально высоких способностей у какого-либо человека. Б. М. Теплов определил одарённость как «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности». Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Свою работу по выявлению и развитию талантливых детей начинаю с первого года обучения. На занятиях по вокалу при выполнении разных видов деятельности (пение, слушание и восприятие музыки, пластическое интонирование, игры-драматизации, ритмические упражнения) формируется комплекс способностей. Творческая активность воспитанников проявляется через создание благоприятной среды, а также воспитание культуры поведения, направленное на развитие эстетического и художественного вкуса.

Общую характеристику индивидуальных проявлений одарённости можно составить после наблюдений за ребёнком в естественных условиях на занятиях по вокалу, а затем на занятиях хора. Хоровое и сольное пение является эффективным средством воспитания не только музыкального вкуса, но также и инициативы, фантазии, творческих способностей детей. Песня учит вникать в актуальные современные проблемы, общечеловеческие темы, учит думать и размышлять, что особенно необходимо в период становления личности.

В каждом своем воспитаннике вижу личность со своей индивидуальностью, своим характером, своим внутренним миром, со своими амбициями. Регулярно отслеживаю и веду учёт проявившихся способностей ребёнка. Это важно делать не только для его развития, но и для того, чтобы направить дарование в соответствующее русло, увидеть сравнительный результат.

Я работаю педагогом народного вокала в системе дополнительного образования с детьми от 7-18 лет. Постепенно я поняла, что одаренность учащегося состоит из некоторых компонентов, которые позволяют выявить степень одаренности достаточно быстро:

– наличие хорошего музыкального слуха;

– наличие красивого певческого голоса, то есть уникального тембра: это может быть звонкий, как колокольчик, а может быть мягкий, обволакивающий тембр. Уже в младшем школьном возрасте можно услышать неповторимую красоту певческого голоса, который будет расти, ведь голос растет до тридцати пяти лет;

– наличие хорошей памяти;

– наличие трудолюбия, выносливости, упорства.

Проблема своевременного распознавания и дальнейшего развития одаренности ребенка – вот что актуально на сегодняшний день для каждого педагога, который хочет воспитать достойных учеников.

Задача педагога – выстроить свою педагогическую деятельность, создав условия, при которых любой ребенок мог продвигаться по пути к собственному совершенству, умел мыслить самостоятельно, открывая и осваивая свой собственный потенциальный дар, то есть одаренность.

У одаренных детей не все бывает идеально. Несмотря на великолепные вокальные данные, бывают проблемы с музыкальным слухом. Когда мы работаем над разучиванием произведения, приходится много раз петь мелодию с названиями нот. Иногда я прошу ребенка сыграть мелодию на фортепиано и спеть ее. Особенно это полезно, когда в мелодии встречаются трудные ходы, скачки и т.д. Конечно, для развития и совершенствования слуха детям необходимо посещать занятия сольфеджио и, как правило, большинство моих учащихся занимаются в классе фортепиано.

Самое главное в обучении с ребенком – не навредить, относиться к голосовому аппарату очень бережно, ведь голосовой аппарат – очень хрупкий!

Подход к выбору репертуара в работе с одаренным ребенком очень индивидуален. Постепенно он становится намного сложнее, чем у детей с обычными музыкальными данными. Работа над каждым жанром с одаренным ребенком становится крайне интересной, так как параллельно с систематической работой по постановке голоса и певческого дыхания также идёт работа над пластикой, артистичностью, образностью, эмоциональностью, выразительностью исполнения произведений.

Творческая атмосфера на занятиях, репетициях, создание ситуации успеха позволяют ребенку по-настоящему передать свои чувства и переживания, постичь тайны вокального искусства, для этого я стараюсь проводить занятия живо и увлекательно. Большое внимание я уделяю воспитанию в детях волевых качеств, высокой нравственной позиции, музыкального вкуса, воспитанию певческой культуры, культуры поведения на сцене – умению быть настоящими артистами.

Вся работа с одаренными детьми всегда проходит в тесном контакте с их родителями. Высоких результатов можно достичь в том случае, когда педагог, ребёнок и родители работают в единой команде.

Одаренные дети часто добиваются высоких результатов, а когда у ребенка что-либо не получается, наступает разочарование, которое выражается в ощущении собственного несовершенства. Такие дети не умеют переживать неудачу, потому что во всех своих предыдущих начинаниях были на высоте. Родителям надо постараться с раннего возраста оградить детей от таких переживаний, но в разумных пределах, приучая их к занятиям, где они показывают не самые блестящие результаты. Неудачу нужно принимать не как повод для отчаяния и самоунижения, а как возможность для переоценки и адаптации. Факты свидетельствуют, что одаренные дети, как правило, уже с раннего возраста отличаются высоким уровнем способности к самообучению, поэтому они нуждаются не столько в целенаправленных учебных воздействиях, сколько в создании обогащенной и индивидуализированной образовательной среды.

Увидеть успехи своего ученика в качестве артиста или педагога, продолжателя нашего дела – самая высшая награда для педагога.

Список используемой литературы

1. Лейтес М.С. Бывают выдающиеся дети // Семья и школа, №3, 1990.

2. Панкова О., Гвоздева О. Воспитание музыкального мышления одаренных детей. – Новосибирск, 1994.

3. Савенков А.И. Психология детской одаренности. – М.: Генезис, 2010.

4. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // Избранные труды: В 2 т. Т.1. − М.: Педагогика, 1985.

Количество просмотров: 1872  

Добавить комментарий

Target Image
1. Школа профессионально роста как ключ к раскрытию творческого потенциала одаренных детей
2. Одарённые дети и шахматы
3. Особенности работы с одаренными детьми на занятиях вокала
4. От темперамента ребёнка к яркому сценическому образу
5. Работа с одарёнными детьми в студии «Живая глина»
6. Работа с одарёнными детьми в вокально-хореографическом объединении «Кураж»
7. Музыкальная одарённость детей
8. Работа с одаренными детьми в тхэквондо
9. Особенности обучения одарённых детей в хореографии
10. Развитие одарённости детей в условиях дополнительного образования
11. Развитие одаренности обучающихся на примере творческой деятельности ансамбля скрипачей «Рондо»
12. Одарённые дети в экологии
13. Работа с одаренными детьми в декоративно-прикладном творчестве
14. Каждый ребёнок одарён…
15. Внимание, одарённые дети… (из опыта работы городского методического объединения педагогов дополнительного образования)
1. Преемственность работы с одаренными детьми в школе и районном методическом объединении ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Интеллектуальные игры по биологии как эффективная практика в развитии одаренности обучающихся ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Изобразительное искусство как средство развития детской одаренности ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
4. Профессиональная ориентация одаренных детей в мире информационных технологий ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
5. Лучшие учатся у лучших, или Наставничество в спорте ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
6. Работа с одаренными детьми в учреждении дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности ВЫПУСК №106, апрель 2023
7. Занятия по декоративному рисунку как средство активизации творческой деятельности обучающихся ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
8. Развитие способностей и особых навыков обучающихся на занятиях специальной акробатикой ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022
9. Актуальные проблемы организации ученических исследовательских проектов по обществознанию (из опыта городского конкурса исследовательских проектов учащихся 5–8 классов) ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022
10. Работа творческого объединения «IT для детей» в современных условиях цифрового образования Выпуск №98, декабрь 2021
11. Внеклассная работа как условие успешного развития интеллектуальных и творческих способностей младших школьников ВЫПУСК №95, ИЮНЬ 2021
12. Психолог и одаренные дети: особенности работы с одаренными детьми ВЫПУСК №95, ИЮНЬ 2021
13. Выявление и развитие математической одаренности в средней школе ВЫПУСК №95, ИЮНЬ 2021
14. Российское движение школьников как средство развития одарённых детей ВЫПУСК №95, ИЮНЬ 2021
15. Soft skills и одарённый ребёнок ВЫПУСК №95, ИЮНЬ 2021
16. Работа с одаренными обучающимися в образовательной организации (на примере теории графа в проектной деятельности) ВЫПУСК №95, ИЮНЬ 2021
17. Работа с одаренными детьми на уроках технологии ВЫПУСК №95, ИЮНЬ 2021
18. Работа с одаренными детьми в рамках внеурочной деятельности занятий по конструированию Cuboro ВЫПУСК №95, ИЮНЬ 2021
19. Особенности процесса обучения и воспитания одарённых детей ВЫПУСК №95, ИЮНЬ 2021
20. Технологии развития критического мышления на уроке литературного чтения при работе с одарёнными детьми ВЫПУСК №95, ИЮНЬ 2021

Страницы