Захарченко Елена Петровна,

старший воспитатель

высшей квалификационной категории

МКДОУ детского сада № 481 г. Новосибирска

 
Добрый день, уважаемые коллеги и все неравнодушные к дошкольному образованию люди!

Идея патриотического воспитания не нова. Во все времена государства отстаивали право на свою свободу и независимость, воспитывая патриотический дух своего народа. В наше время идея патриотизма претерпела определенные изменения. Сегодня ей отводится роль стержня, вокруг которого сформируется содержание всей работы по воспитанию подрастающего поколения. За последние годы Правительством РФ принят целый ряд документов, актуализирующих вопросы патриотического воспитания детей и молодежи, а в 2020 году, в новой редакции закона «Об образовании в Российской Федерации», закреплены новые принципы воспитания, направленные на усиление патриотического воспитания.

Уже само понятие «воспитание», сформулированное в законе «Об образовании в РФ», включает в себя «создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде». Учитывая интегративность образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях, задачи патриотического воспитания решаются во всех образовательных областях. Мало просто познакомить детей с историей, литературой, культурным наследием. Учитывая психологические особенности дошкольника – эмоциональное восприятие окружающего, образность мышления – мы должны строить свою работу так, чтобы оставить в душе ребенка эмоциональный отклик, яркое впечатление, которые в будущем помогут сформировать активную жизненную позицию. Для ребенка дошкольного возраста патриотизм проявляется в таких моментах, как потребность участвовать в общих социально значимых делах, появлении таких качеств, как сочувствие, сопереживание, любознательность.

А это возможно, только если у самого педагога сформирована система ценностных ориентиров, активная жизненная позиция и внутренняя готовность к ее реализации в процессе воспитательно-образовательного процесса.

И наши авторы своими материалами подтверждают многоплановость данной работы и разнообразие форм и методов патриотического воспитания дошкольников.

Расширение образовательного пространства ДОУ как условие формирования у старших дошкольников гражданской позиции и патриотических чувств

Лысенко Светлана Анатольевна, Баталова Олеся Сергеевна

В этом году мы отмечаем 75 годовщину Победы советского народа в Великой Отечественной войне. В связи с этим множество мероприятий было посвящено этой знаменательной дате в нашем городе, районе, а также и в нашем детском саду. Мы старались бережно сохранить память о подвиге народа, который своим единством и сплочённостью, трудолюбием и самоотверженностью, невероятной любовью к Родине обеспечил нам мир, свободу и независимость. День Победы – это праздник, объединяющий поколения.

Гражданско-патриотическое воспитание в условиях современного образовательного пространства

Белякина Иулия Андреевна, Вертяшкина Юлия Андреевна, Казанджян Евгения Владимировна

Патриотизм – важная и значимая ценность в жизни общества и государства в целом, это духовное достояние личности, определяющее высший уровень ее развития, выражающийся в активных способах реализации на благо своей Родины. Воспитание нравственности, гражданственности, патриотизма начинается в детском возрасте с чувства любви к близким людям, родному краю, природе, традициям.

Значимость гражданско-патриотического воспитания в настоящее время

Гаенко Марина Викторовна, Кобец Людмила Николаевна

Актуальность темы гражданско-патриотического воспитания в современных условиях трудно переоценить. Это обусловлено различными обстоятельствами. В первую очередь, после распада СССР в отечественном обществе была утеряна национальная идея в виде «коммунизма» и «светлого будущего». Необходимость поиска национальной идеи была подчеркнута в нулевых годах Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным. Именно он впервые четко обозначил значимость этого вопроса для нашего государства. После определенной работы на высшем уровне такая национальная идея была сформулирована – это «патриотизм».

Современные формы и методы патриотического воспитания в детском саду

Ткач Алёна Юрьевна, Свирновская Татьяна Михайловна

В последнее время чрезвычайную значимость приобретает проблема нравственно-патриотического воспитания. Материальные ценности во многих семьях доминируют над духовными, у детей искажены представления о доброте, милосердии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Такие нравственные ценности, как чувство гордости за свою страну, уважение и любовь к Родине отошли на второй план.

Краеведческое образование детей дошкольного возраста

Стаценко Юлия Николаевна

Одной из важных задач дошкольного образования в современных условиях является патриотическое воспитание. Краеведение лучше других отраслей знания способствует воспитанию патриотизма, любви к родному краю, бережному отношению к культурным и историческим ценностям.

Играем в сказку: развитие связной речи дошкольников посредством применения приемов ТРИЗ

Задохина Марина Владимировна, Ермилова Марина Константиновна

Дошкольный возраст – это период наиболее благоприятного активного развития всех компонентов связной речи, ее становления и формирования. Чем раньше будет начата работа по развитию связной речи, тем эффективнее и плодотворнее она будет. Согласно требованиям ФГОС ДО, важной задачей для дошкольного образования является правильная, хорошо развитая речь, являющаяся базой для успешной подготовки детей к школе.

Разработка дидактического пособия «Речевая полянка»

Аникина Татьяна Валерьевна, Малинина Ольга Сергеевна

Насколько богаче и правильнее речь ребенка, настолько легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее он развивается психически. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, её чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.

Роль подвижных игр в развитии основных движений детей

Красотина Татьяна Анатольевна, Антохина Татьяна Николаевна

Всем известно, что в развитии физического воспитания дошкольников большую роль играют подвижные игры. Для дошкольников подвижные игры являются жизненной потребностью. С их помощью решаются самые разнообразные задачи: образовательные, воспитательные и оздоровительные. В процессе игр создаются благоприятные условия для развития и совершенствования моторики детей, формирования нравственных качеств, воспитания таких качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а также привычек и навыков жизни в коллективе.

Опыт организации детского экологического проекта «Осень спросим…»

Овчерова Лариса Павловна

Дошкольное детство является начальным этапом формирования личности человека, его ценностных ориентиров в окружающем мире. И основной ценностью является, конечно же, здоровье. А сложная современная экологическая обстановка заставляет ещё пристальнее рассматривать вопросы по сохранению и укреплению здоровья детей. Ведь умение общаться с природой в повседневной жизни, понимание её законов может оказать огромную помощь в формировании положительного отношения ребенка к своему здоровью.

Выявление и сопровождение вокально одаренных детей в ДОУ

Медикова Виктория Викторовна

С момента рождения каждый человек наделен огромным потенциалом, способным эффективно развиваться в благоприятных условиях и содействовать достижению наибольших высот. Выявление природных задатков в раннем возрасте, когда ребенок особенно восприимчив ко всякого рода воздействиям, крайне важно, потому как в ходе возрастных изменений временно возникают естественные благоприятные условия для усиления и становления определенных потенциальных качеств.

Краеведение как средство нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Юрченко Лада Александровна, Куразян Ольга Викторовна

Любовь к родине, стремление служить своему народу, своей стране, чувство национальной гордости не возникают у людей сами по себе. С самого раннего возраста необходимо целенаправленное воздействие на человека. При этом надо помнить, что любовь к Родине у ребенка начинается с ощущения родного края, земли, на которой он родился и вырос. Вот почему немаловажное значение приобретают в настоящее время проблемы экологического краеведения – всестороннее познание природы родного края и ответственное отношение к ней.

«Волшебный мир сказок»: проектная деятельность в детском саду

Кошкова Марина Геннадьевна

Современный человек живет в скоростном времени – все меняется буквально на глазах, в любой уголок Земли можно попасть за считаные часы и секунды. Без особых усилий можно общаться и узнавать новости с помощью Интернета. А сколько путешествий можно было совершить, сколько узнать нового в древние времена? Немного. И человек создал сказку.

Мини-музей как средство воспитания нравственно-патриотических качеств у младших дошкольников

Нечипурук Наталья Михайловна

В настоящее время одним из основных направлений работы с детьми является нравственно-патриотическое воспитание. Начиная именно с младшего возраста, мы может привить детям любовь к Родине, воспитать в них нравственные качества, которые дадут возможность стать гражданином своей страны, узнать историю своего города, чтить и хранить историю и культуру своего народа, а также воспитывать духовную основу.

Формирование основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников

Черепанова Нина Александровна

В современных условиях модернизации отечественного образования наше дошкольное образовательное учреждение активно работает в соответствии с новыми нормативными актами (ФГОС ДО). Создаются условия, гарантирующие защиту физической безопасности, здоровья и жизни детей на протяжении всего образовательного процесса. Для обеспечения безопасного нахождения малышей систематически проводится контроль состояния ДОУ внутренними комиссиями и проверяющими надзорных организаций.

Развитие нравственно-патриотических качеств дошкольников в условиях пандемии

Горбачева Анастасия Юрьевна

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников является одной из главных задач дошкольного учреждения. Патриотизм для малышей – это основа, связывающая их с родным домом и семьей, любовь к знакомым местам, гордость за свой народ, любовь к семье. Патриотическое воспитание в дошкольном учреждении – сочетание задач патриотического обучения и воспитания ребенка на уровне воли, познания традиций, погружение в патриотическую тему, уважение в семье и изучение боевых и трудовых подвигов наших предков.

Музыка и робототехника

Гавшина Арина Юрьевна

Современные дети так же, как и мы – взрослые, живут в мире компьютеров и Интернета, информатизации и роботостроения. Достижения техники и программирования быстро проникают во все области человеческой жизнедеятельности, особенно в жизнь детей. Повсеместно нас окружают сложные технические объекты: бытовые приборы, современные интерактивные игрушки, строительные и другие машины. Даже самым маленьким детям раннего возраста интересны подвижные игрушки.

Влияние страхов на эмоциональное развитие ребенка и роль родителей в этом процессе

Куприянова Наталья Викторовна

В нашем быстро меняющемся мире, суете и нехватке времени родители порой не замечают, что происходит с их ребенком. Им некогда его послушать, нет времени с ним поиграть или почитать книгу. Очень часто дети остаются одни с телевизором, планшетом или телефоном, которые заполняют внутренний мир ребенка. И именно они становятся друзьями ребенка и те герои, которых он там видит. Такая ситуация может способствовать формированию страхов у дошкольника.

Как приобщить ребёнка к чтению художественной литературы

Донина Ольга Владимировна, Донская Олеся Игоревна

Художественная литература сопровождает ребёнка с первых дней его жизни и занимает особое место в развитии и воспитании наших детей. Приобщение детей к литературе начинается с колыбельных песен, шуток, прибауток, потешек, произведений А. Барто, С. Михалкова, К. Чуковского и сопровождает ребёнка всю школьную жизнь.

Развиваем у дошкольников речь и уверенность в себе через публичные выступления

Елисеева Ирина Александровна, Приходько Елена Леонидовна

Согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, овладение детьми дошкольного возраста средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками определяется как важнейший целевой ориентир. Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему.

Метеостанция в детском саду

Синельник Ольга Викторовна

Наблюдать за изменениями погоды иногда бывает очень интересно: смотреть, как изменяется небо перед дождем, чувствовать, как усиливается при этом ветер и как наконец-то падает первая дождинка. А теперь представьте, как радуются этим изменениям маленькие детки, ведь все дети от природы очень любопытны.

Для того чтобы поддержать интерес к наблюдениям и активизировать работу по экологическому воспитанию, на территории нашего детского сада в 2017 году была установлена и оборудована метеостанция.