Выявление и сопровождение вокально одаренных детей в ДОУ

 
 

Медикова Виктория Викторовна,

музыкальный руководитель

высшей квалификационной категории

МАДОУ д/с № 77 г. Новосибирска,

руководитель ММО музыкальных руководителей ДОУ г. Новосибирска

 

Выявление и сопровождение вокально одаренных детей в ДОУ

Одаренность человека – это маленький росточек,

едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания.

Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним,

сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.

В.А. Сухомлинский

С момента рождения каждый человек наделен огромным потенциалом, способным эффективно развиваться в благоприятных условиях и содействовать достижению наибольших высот. Выявление природных задатков в раннем возрасте, когда ребенок особенно восприимчив ко всякого рода воздействиям, крайне важно, потому как в ходе возрастных изменений временно возникают естественные благоприятные условия для усиления и становления определенных потенциальных качеств.

В последнее время современной тенденцией нашего общества является стремление многих родителей обеспечить всестороннее развитие личности своего ребенка через дополнительные занятия, где расширяются возможности для его жизненного и личностного самоопределения. В этой связи активизировался интерес к одаренным детям, к организации процесса обучения и развития их незаурядных способностей. Так, одним из Федеральных проектов, входящих в национальный проект «Образование» на 2018/2024 г. (утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 03.09.2018 № 10)) является «Успех каждого ребенка». Задача проекта: формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей. «Успех каждого ребенка» призван воспитывать «гармонично развитые личности», раскрывать и сопровождать одаренных детей. «Одарённый ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности»[1]. Детская одаренность по праву занимает одно из значимых мест среди самых интересных и удивительных явлений природы. В современной психологии термин «одарённость» чаще относят к когнитивным способностям, а термин «талант» – к творческому развитию ребёнка.

Посредством наблюдений можно установить определенную хронологическую последовательность выявления творческих способностей. Рано проявляются именно дарования в искусстве, прежде всего в музыке, которая является широким полем для выявления одаренности у детей и перерастания ее в талант. Примерами очень раннего проявления музыкального творчества могут служить трехлетний В. А. Моцарт, четырехлетний Ф. И. Гайдн, пятилетний Э. В. Корнгольд, пятилетний Я. Л. Ф. Мендельсон, С. С. Прокофьев как восьмилетний композитор, Ф. Шуберт – одиннадцатилетний. Раннее выявление природной одаренности у ребенка и начало специальной работы по ее развитию позволит полнее раскрыться одаренной личности и достичь больших успехов в дальнейшей жизнедеятельности. Поэтому существенное значение для взращивания таланта имеет забота о выявлении и развитии музыкальных дарований в дошкольном возрасте.

Музыкальное воспитание в ДОУ – целенаправленный процесс, синтезирующий в себе восприятие прекрасной стороны действительности, активизацию познавательной инициативы и психических качеств через различные виды музыкальной деятельности, благодаря чему происходит всестороннее развитие личности. Практика музыкального воспитания показывает, что дети, имеющие выраженные задатки музыкальности, не только готовы к организации дополнительного сопровождения, но и нуждаются в нем.

Поэтому построение работы с одаренными детьми в системе музыкального воспитания ДОУ через дополнительные занятия является актуальным направлением, которое по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательной среды.

Выбор дифференцированного музыкального развития детей на качественно высоком уровне, как одного из приоритетных направлений нашего детского сада, наличие моего высшего профессионального образования (НГК (академия) им. М. Глинки, вокальный факультет) и многолетнего опыта работы в сфере вокального искусства стали предпосылками для изучения спроса родителей воспитанников на дополнительное педагогическое сопровождение вокально одаренных детей. Так, в 2015 году (при открытии второго корпуса МКДОУ д/с №77) было проведено анкетирование, анализ которого показал:

– 95 % родителей считают своего ребенка музыкально и творчески одаренным и желают развивать его способности;

– 40 % родителей считают, что их дети эмоционально «зажаты» и видят решение данной проблемы в музыкальной сценической деятельности;

– 65 % родителей заинтересованы в формировании и развитии певческих умений и навыков как в сольном, так и в ансамблевом исполнительстве;

– 90 % родителей хотят, чтобы их ребенок принимал активное участие в сольной музыкальной деятельности на праздничных мероприятиях в детском саду и общественных концертах;

– 90 % родителей считают организацию дополнительного сопровождения своего ребенка именно в стенах детского сада очень комфортным и прогрессивным.

На основании родительского запроса и вышеуказанных располагающих факторов возникло решение об организации на базе нашего детского сада вокальной студии «Звонарики» и разработке программы гуманитарной, эстетической и развивающей направленности по обучению детей вокалу и развитию певческой культуры. Программа по истечении прошедших лет уже зарекомендовала себя на практике, дала видимые значимые результаты и стала фундаментом для вокального воспитания, расширения рамок творческого развития и певческой самореализации воспитанников ДОУ в возрасте от 4 до 7 лет. Цель Программы: раскрытие средствами вокального искусства творческой индивидуальности детей, обладающих певческими и музыкальными способностями. Для достижения поставленной цели стало необходимым решение ряда задач, которые являются дополнением друг друга, взаимопроникают друг в друга и вытекают одна из другой.

Основными отличительными особенностями Программы являются:

– возможность в условиях детского сада средствами дополнительных занятий расширить и дифференцировать возможности музыкального образования детей;

– организация индивидуальных и подгрупповых форм вокальной деятельности с учетом способностей и уровня развития воспитанников;

– развитие творческого потенциала, музыкальных и певческих способностей детей, умения пользоваться средствами выразительности в вокальной деятельности за 3 года обучения в вокальной студии;

– повышение мотивации детей к вокальной деятельности и активизация познавательного интереса через использование игровых форм работы;

– синтез дыхательных, артикуляционных и вокальных упражнений;

– сочетание и применение музыкальных методик и прогрессивных методик по постановке голоса;

– возможность согласования песенного репертуара с комплексно-тематическим планом детского сада, а также культурно-досуговой деятельностью;

– возможность участия воспитанников вокальной студии в общественной жизни и концертно-конкурсном движении разного уровня и достижений, заслуг и побед в этой сфере;

– возможность продолжения обучения вокальному мастерству в группах для детей школьного возраста через сотрудничество с центрами дополнительного образования.

Вокальные способности у всех детей проявляются индивидуально: в первом случае – активно и ярко в ходе организованной музыкальной деятельности; во втором случае – обнаружение вокальных задатков ребенка происходит в процессе индивидуальной деятельности в камерной комфортной обстановке, лишенной социума. Для выявления вокально-одаренных детей в своей практике я использую технологию педагогического наблюдения. Условиями отбора детей в действующую вокальную студию являются специальные критерии, позволяющие оценить готовность ребенка к дополнительному развитию через специально организованную вокальную деятельность.

Каждый ребенок, посещающий вокальную студию «Звонарики», в процессе обучения вокальному искусству получает возможность освоить основы певческой культуры и вокального исполнительства. Учитывая, что детский голосовой аппарат – это очень тонкий и хрупкий инструмент, требующий бережного отношения, а певческий процесс связан с работой значимых систем организма, реализация Программы обеспечивает правильный режим голосообразования, формирование и совершенствование специальных вокальных навыков и музыкальных способностей. Обучая детей вокалу, следует учитывать, что голосовой аппарат непрерывно растёт в соответствии с развитием всего организма ребёнка. Поэтому необходимо не только владеть вокальной методикой, но и подобрать и систематизировать приёмы вокальной техники, которые наиболее эффективно способствуют развитию детского голоса. Опираясь на современные методики и рекомендации известных педагогов, была выстроена собственная гибкая система формирования певческих навыков каждого ребёнка, занимающегося в студии, с учетом его индивидуальности, музыкальных данных, физиологических и вокальных особенностей, желаний и предпочтений. Вся работа сориентирована на постановку детского голоса, обучение управления им, преодоление в процессе пения трудностей, а также формирования вкуса и собственного сценического имиджа, развития артистизма, исполнительской свободы, речевых навыков, способности к самоконтролю, уверенности в себе, снятия психологических барьеров и страха публичных выступлений.

Для эффективности наряду с общедидактическими применяются специфические методы вокального обучения:

– объяснительно-иллюстративный метод – показ так называемого «эталона звучания» и способов работы голосового аппарата, создающих такое звучание;

– репродуктивный метод тесно сочетается с предыдущим и состоит в воспроизведении и повторении детьми певческого звука и способов работы голосового аппарата в соответствии с объяснением и показом педагога;

– исследовательский метод – способ организации не только поисковой, но и творческой деятельности обучающихся певцов, включает самостоятельный анализ ребенком музыкального и поэтического текста, содержания, средств выразительности, стимулирует мышление ребенка к созданию собственного исполнительского плана и интерпретации;

– фонетический метод в сочетании с вокальными упражнениями позволяет опереться на речевой опыт детей, привлечь хорошо организованные, четкие речевые наработки, их словесно-художественный потенциал;

– фонопедический метод В. В. Емельянова – «комплекс педагогических воздействий, направленный на активизацию и координацию нервно-мышечного аппарата гортани с помощью специальных упражнений, коррекцию дыхания»;

– «концентрический» метод М. И. Глинки – начало обучения с середины диапазона голоса ребенка (медиум), от тонов «без всякого усиления берущихся» (примарных звуков), с формирования на них необходимых качеств звучания. Затем постепенно распространять такое звучание вверх и вниз по диапазону голоса.

Совокупность вышеуказанных методов позволяет развивать техническую и художественно-образную составляющую в воспитании маленьких певцов и во многом определяют целостность учебно-воспитательного процесса в области вокальной педагогики.

Часто на занятиях по вокалу дети настолько страстно желают научиться петь как педагог, что всячески стараются подражать не только его голосу, но и манерам. Подобное «подражание» можно обратить в игру и направить в правильное русло так, чтобы ребенок мог овладеть навыками вокального искусства, самореализоваться в исполнительской деятельности, свободно передавая голосом внутреннее эмоциональное состояние и при этом чувствовать себя комфортно и сохранить свою индивидуальность. Игры, возникающие по инициативе самих детей, представляют форму практического размышления, связанного с жизненным опытом ребенка – его реальными переживаниями и впечатлениями. Таковой и должна стать «игра в вокал». Игровые формы работы, интересный музыкальный материал, применение изобразительных этюдов, иллюстраций и игрушек и использование широкого спектра приемов и средств вокального обучения создают у ребенка хорошее настроение и желание заниматься вокалом.

Основной формой организации вокальной деятельности являются обучающие занятия, в зависимости от репертуара и цели, индивидуальные или ансамблевые (дуэт, трио, квартет, квинтет или состав – TUTTI), где решаются задачи формирования основ певческой культуры, развития певческих навыков. Все виды занятий варьируются в зависимости от уровня и динамики вокального развития детей. Каждое занятие продолжительностью в 30 минут структурировано:

1. Распевание включает разогрев и настройку голосового аппарата детей в течение 5-7 минут с целью подготовки их к дальнейшей вокальной работе и развитию вокальных навыков. Подготовка маленьких певцов к работе, в отличие от взрослых, предполагает, прежде всего, их эмоциональный настрой, способность открыться и воспринимать. Только после этого начинается введение голосового аппарата ребенка в работу с постепенно возрастающей нагрузкой.

2. Дыхательная гимнастика. Для отдыха голосового аппарата ребенка после распевания необходима пауза в 2-3 минуты. Такой «паузой» становятся упражнения на дыхание, направленные на укрепление певческого дыхания, от него зависит качество звука и сохранность голоса. Осваивание техники распределения дыхания состоит из трех этапов: короткий бесшумный вдох, не поднимая плеч; опора дыхания – пауза или активное торможение выдоха; спокойное постепенное (без толчков) распределение выдоха при пении.

3. Основная часть включает показ-исполнение песни, ее осмысление и разучивание, закрепление музыкального материала. Работа направлена на осваивание песенного репертуара, отдельных мелодических фраз с поступенным и скачкообразным движением, метроритма, дыхания по фразам, динамические оттенки, на чистоту интонирования, естественность звука без напряжения, правильную дикцию и артикуляцию, становление манеры исполнения, на развитие исполнительского мастерства. Определенные методические приемы позволяют эффективно усвоить материал, среди них: пение с полузакрытым ртом и a capella, слоговое пение, проговаривание слов в ритме песни, выделение, подчеркивание отдельной фразы или слова, задерживание на отдельном звуке и прислушивание к качеству звучания, внимание на высоту звука, направление мелодии, использование элементов тактирования. Песенный репертуар, контрастный по характеру, тематике и степени трудности, подбирается с учетом возрастных особенностей поющих, их вокальных и физиологических возможностей, доступности, необходимости, художественной выразительности и обеспечивает полноценное музыкальное развитие каждого воспитанника, повышает его музыкальную культуру, способствует нравственному и эстетическому воспитанию, формирует вкусы и предпочтения.

4. Заключительная часть включает постановку движений, костюмированные репетиции, работу над артистизмом и выразительностью, которые дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся.

Несмотря на то, что без обучения нет развития, Программа вокальной студии свободна от интеллектуализации и перегрузки ребенка информацией и предусматривает целостное сопровождение вокально одаренных детей, которое включает не только развитие певческих навыков и исполнительскую деятельность, но и комплекс воспитательных мероприятий: сотрудничество с родителями, посещение театров, концертных залов и других учреждений культуры, знакомство с воспитанниками сторонних вокальных коллективов и участниками конкурсных движений (по желанию ребенка и согласовании с родителями). Отсюда вытекают вариативные формы репетиционных занятий, где осваивается сценическая деятельность, готовятся концертно-конкурсные номера, итогом которых становится концерт, конкурсное выступление, завершающее тему или определенный этап работы.

Обучение вокалу – это достаточно сложный и длительный процесс. Научиться петь за несколько занятий практически невозможно. Чтобы овладеть правильной техникой пения и всеми необходимыми приемами, требуется немалое терпение и трудолюбие. После завершения первого года обучения дети последовательно, по желанию переходят к следующему, где приобретённые ранее навыки закрепляются, а новые формируются. В вокале все индивидуально: для одних рождение красивого певческого голоса будет счастливой неожиданностью, а для других результатом долгого и кропотливого труда, который при благоприятном и продуктивном исходе находит свое продолжение в дополнительном сопровождении детей после выпуска из детского сада при организации сотрудничества. Так мы имеем возможность построить преемственность вокального образования дошкольников и школьников. На данный момент в студии занимаются дети от 4-х до 14-лет, это воспитанники детского сада и выпускники дошкольной группы вокальной студии. Привлечение старшей группы вокалистов к событиям детского сада, совместное участие детей разного возраста в городских культурных мероприятиях стимулирует желание дошкольников к вокальному и артистическому росту. Поддержка старших участников коллектива дает возможность ощутить «чувство локтя», испытать единение с товарищами. Подобное творческое взаимодействие позволяет организовать данная форма работы с одаренными детьми. Педагогика партнерства помогает в преодолении всех сложностей творческого пути и реализации замыслов. Успех вокального воспитания невозможен и без сотрудничества с родителями, которые являются самыми преданными поклонниками нашего творчества. Внимание к ребенку, понимание в семье его высокого потенциала и ценность достижений являются важнейшим условием для развития одарённости детей.

Наблюдение за развитием певческих способностей детей позволяет планировать желаемый результат. Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов, в начале обучения и после завершения определенных планом этапов работы и проводится по нескольким параметрам. Это дает полное представление о стартовых вокально-музыкальных способностях и творческом потенциале и их развитии в дальнейшем. Формы подведения итогов реализации Программы вокальной студии многообразны, но всегда тесно связаны с общественной жизнью детского сада:

– исполнение вокальных номеров, как сольных, так и ансамблевых, в рамках проведения календарных праздников и досугов;

– участие в концертах, конкурсах, фестивалях разного уровня;

– организация концертной деятельности для воспитанников, отчетных концертов для родителей воспитанников студии (концертная программа режиссируется с учётом контингента слушателей);

– выставка фотоматериалов, отражающих деятельность вокальной студии;

– индивидуальная беседа с родителями воспитанников вокальной студии;

– родительские собрания с презентацией деятельности студии.

Как правило, полученный результат полностью оправдывает все ожидания. Участие воспитанников студии в концертах, выступление перед родителями и перед своими сверстниками – всё это повышает исполнительский уровень детей и воспитывает чувство гордости за себя, создает атмосферу артистической жизни. Вокальная деятельность в студии становится для детей источником эмоционального раскрепощения, снятия «зажатости», творческого самовыражения и активности, уверенности и гармонизации личности через сольное и ансамблевое исполнение песен a capella и с музыкальным сопровождением. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, музыкально-слуховые представления, а также исполнительское и актерское мастерство, развитие художественного вкуса, расширение кругозора и как следствие высокие достижения и заслуги. Вокал становится эстетической ценностью, которая благоприятно скажется на дальнейшей жизни ребенка.

Стремясь к певческому успеху, обучающиеся духовно растут, они являются активными участниками творческого процесса под названием «создание музыкального произведения», представляя его на суд публики. На сегодня вокальный репертуар воспитанников студии широк: соло и ансамбли различной тематики и авторов, патриотические и национальные произведения, современные, ретро и джазовые композиции, а также стилизованные и народные песни. Благодаря многообразию певческого репертуара и уровню вокальной подготовки воспитанники студии стали постоянными участниками всевозможных городских мероприятий на профессиональных сценах нашего города во Дворцах культуры, Филармонии, а также на оборудованных сценах скверов и парков. Озвучивают рекламные ролики для детско-родительской аудитории, выступают на концертах, организованных культурными центрами и администрацией города Новосибирска.

Наша вокальная студия является многократным лауреатом очных вокальных конкурсов разного уровня – от городских до международных, имеет золотые и серебряные медали, звание абсолютного победителя международного конкурса Академии развития искусств, а также многочисленные награды и кубки победителя областных, городских, всероссийских и международных фестивалей и конкурсов. В арсенале победы в таких известных конкурсах, как «Свежий ветер», «Желаю тебе, Земля моя», «Первоцвет», «Феникс», «Талант-шоу», «Сокровища нации», «Музыкальная страна», «Адмиралтейская звезда» и других. Являясь лауреатами и медалистами, обладателями кубков, в 2019 году ребята стали победителями финала конкурса «Адмиралтейская звезда» при очном участии в городе Казань.

Отдельные психологические свойства, обуславливающие открывающиеся возможности для ребенка в той или иной деятельности – это способности. Из удивительных способностей, которые в своем взаимодействии приводят к высоким достижениям, складывается одаренность. Каждый ребенок имеет своеобразный рисунок этой одаренности, он уникален, красочен и полифоничен. Этот рисунок и отражает одаренность, главное, его разглядеть. «Дети, как звезды. И у каждой звезды свой свет, своя температура, своя атмосфера, своя удаленность от нас…».[2]


[1] «Рабочая концепция одаренности» М., 1998. Раздел 1.

[2] А. А. Лиханов (род. 13 сентября 1935г., Киров) — русский писатель, общественный деятель; президент Международной ассоциации детских фондов, председатель Российского детского фонда, директор Научно-исследовательского института детства.

Количество просмотров: 6073  

Добавить комментарий

Target Image
1. Расширение образовательного пространства ДОУ как условие формирования у старших дошкольников гражданской позиции и патриотических чувств
2. Гражданско-патриотическое воспитание в условиях современного образовательного пространства
3. Значимость гражданско-патриотического воспитания в настоящее время
4. Современные формы и методы патриотического воспитания в детском саду
5. Краеведческое образование детей дошкольного возраста
6. Играем в сказку: развитие связной речи дошкольников посредством применения приемов ТРИЗ
7. Разработка дидактического пособия «Речевая полянка»
8. Роль подвижных игр в развитии основных движений детей
9. Опыт организации детского экологического проекта «Осень спросим…»
10. Выявление и сопровождение вокально одаренных детей в ДОУ
11. Краеведение как средство нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста
12. «Волшебный мир сказок»: проектная деятельность в детском саду
13. Мини-музей как средство воспитания нравственно-патриотических качеств у младших дошкольников
14. Формирование основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников
15. Развитие нравственно-патриотических качеств дошкольников в условиях пандемии
16. Музыка и робототехника
17. Влияние страхов на эмоциональное развитие ребенка и роль родителей в этом процессе
18. Как приобщить ребёнка к чтению художественной литературы
19. Развиваем у дошкольников речь и уверенность в себе через публичные выступления
20. Метеостанция в детском саду
1. Формирование речевой активности и предпосылок коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста с РАС посредством сюжетно-ролевых игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Музыкальные игры на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Театрально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Цветной мир сенсорики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас» ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы