Как приобщить ребёнка к чтению художественной литературы

 
 

Донина Ольга Владимировна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ д/с № 388 г. Новосибирска

 
 
 

Донская Олеся Игоревна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ д/с № 388 г. Новосибирска

 

Как приобщить ребёнка к чтению художественной литературы

Книга для детей – это, в самом деле, хорошая пища –

вкусная, питательная, светлая, способствующая их духовному росту.

К. И. Чуковский

Художественная литература сопровождает ребёнка с первых дней его жизни и занимает особое место в развитии и воспитании наших детей. Приобщение детей к литературе начинается с колыбельных песен, шуток, прибауток, потешек, произведений А. Барто, С. Михалкова, К. Чуковского и сопровождает ребёнка всю школьную жизнь.

Прививая любовь к литературе, мы помогаем ребёнку открыть мир человеческих взаимоотношений и чувств, а также формируем духовный интерес и потребность в книге.

За время моей педагогической практики я заметила, что вхождение в мир книги с каждым годом снижается, и интерес детей к художественной литературе падает, наших детей всё больше интересуют игры на планшетах, компьютерах и телефонах, а также просмотр телевизора. Отношение детей к книге меняется, дети затрудняются ответить на простые вопросы: Как появилась книга? Кто делает книги? Как помогает книга человеку? Зачем нужна книга? и т. д.

К сожалению, родители в силу своей занятости не уделяют должного внимания чтению книг с детьми и испытывают трудности в привитии у детей интереса к чтению книг, а также сталкиваются с проблемой удержания детского внимания во время чтения, неумением заинтересовать собственного ребёнка сюжетом произведения.

Для формирования интереса к литературе, любви к книге, духовного развития детей своей старшей группы мы применили метод проектов – как один из современных методов приобщения детей к художественной литературе.

Представляем вашему вниманию проект «Книга и я – лучшие друзья!»

Возраст детей 5-6 лет.

Продолжительность проекта – 1 неделя.

Цель проекта:

Целью данного проекта является знакомство детей с книжной литературой. Формирование бережного отношения к книге, уважение к трудовой деятельности тех людей, кто её создаёт.

Задачи проекта:

– Расширить представления детей о книге, назначении книг, развитии книги в истории и культуре человечества.

– Воспитывать интерес и любовь к книге, стремление к общению с ней, умение слушать и понимать художественный текст.

– Познакомить детей с правилами обращения с книгой.

– Повышать компетентность родителей по вопросу формирования литературного вкуса у детей.

I этап – Модель трех вопросов для детей

 

Что знаем?

 

Что хотим узнать?

 

Как это можно сделать?

 

Книги можно читать.

Взрослые покупают книги, чтобы читать своим детям.

В книгах есть красивые, интересные картинки.

Мы читаем книги, чтобы учиться слушать.

Книги продаются в книжном магазине.

Книги нужны, чтобы узнавать новое, интересное.

Книги бывают детские и взрослые

В книгах пишут рассказы, сказки, стихи.

Мы читаем и учим стихотворения.

Книги делают из бумаги и рисуют картинки.

Картинки в книгах рисуют художники.

Книги делает человек.

Откуда появились книги?

 

Как называются люди, которые делают книги?

 

Как делают книги?

 

Где живут книги?

 

Чему учат книги?

 

Как беречь и лечить книги?

Спросить у родителей, у братьев и сестер.

 

Спросить у воспитателей.

 

Посмотреть по телевизору.

 

Посмотреть в интернете.

 

Почитать книги, журналы.

 

Посмотреть слайды, картинки.

 

Сходить в гости к книгам (экскурсия в библиотеку)

II этап – сбор сведений

– Внесение в группу книг из семейных архивов (книжки маминого, бабушкиного детства).

– Насыщение развивающей предметно-пространственной среды в группе наглядными пособиями, игровыми материалами, фильмами (книги различного содержания, назначения, фильмы, презентации о том, как и из чего, делают книги).

– Подбор портретов поэтов и писателей, рассматривание иллюстративного материала для знакомства детей с художниками, чьими работами оформлены книги.

Была подобрана и внесена в группу литература:

С. Маршак «Как печатали вашу книжку», «Книжка про книжки»

К. Мухоммади «Кто трудится над книгой»

Серия книг «Рассказы для детей»

«Энциклопедия малыша» – «Росмэн»

Книга «1000 загадок»

«Русские народные сказки»

Энциклопедия «Потомучка» – Г.Юрмин, А.Дитрих

«Энциклопедия «Я познаю мир»

Энциклопедия малыша «Моя первая книга»

Иллюстрированный материал:

Презентация «От папируса к бумаге»

Презентация «Откуда книга к нам пришла?»

Демонстрационный материал

Подобрана информация из интернета:

http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_07d.shtml

http://pressmaket.narod.ru/history.html

http://knigabest.ru/history.php

http://www.tipograf.md/ro/klientam/stati/istorija-poligrafii/460-istorija-knigi.html

http://www.litkon.ru/lib/6-lib/25-izdanie-knig.html

http://fantasy-book.ucoz.ru/forum/120-4671-1

http://www.kadrof.ru/st_book.shtml

http://otvet.mail.ru/question/62424512/

http://www.chitaikin.ru/chemu_uchat_knigi.htm

III этап. Планирование познавательной деятельности

– Экскурсия в библиотеку.

– Создание мини-музея «Моя любимая книга».

– Организация уголка «Книжкина больница» (ремонт книг в группе).

– «Мы писатели, мы издатели» (изготовление книжек – малышек, сочинение сказок).

– «Пластилиновая книга» (изготовление книги из пластилина).

Виды деятельности при реализации проекта:

– речевая деятельность;

– познавательная деятельность;

– трудовая деятельность;

– игровая деятельность;

– художественная деятельность.

Этапы реализации проекта

Работа с детьми

Понедельник

1. Знакомство с историей создания книги (презентация). Беседа с детьми «Откуда книга к нам пришла?»

2. Просмотр и чтение с детьми книг со сказками

3. Дидактическая игра «Кому, что нужно для работы?».

4. Создание в группе «Больницы для книг»

5. Оформление уголка чтения.

6. Сюжетно-ролевая игра «Библиотека»

Вторник

 

1. Беседа с детьми: «Какие бывают книги?»

2. Заучивание стихов: «Как хорошо уметь читать» (В. Берестов), «Кто трудится над книгой» (К. Мухоммади).

3. Реставрация, ремонт книг в группе «Книжкина больница»

4. Литературный досуг «По страницам любимых сказок»

5. Знакомимся с правилами обращения с книгой.

Среда

 

1. Презентация «От папируса к бумаге»

2. Рассказ детьми «Моя любимая книжка»

3.Оформление в группе мини-музея «Моя любимая книжка»

4. Рисование «Мой любимый сказочный герой»

5. Сюжетно-ролевая игра «Книжный магазин»

Четверг

 

1. Беседа «О библиотеке»

2. Речевая игра «Я начну, а ты продолжи»

3. Экскурсия в библиотеку «В гости к книгам мы идём»

4. Изготовление закладки для книг (аппликация)

5. Конкурс сказок «Моя авторская сказка»

Пятница

 

1.Литературная викторина «В гостях у сказки»

2. Лепка «Пластилиновая сказка»

3. Дид. игра «Мир книг»

4. Физминутка «Книгу открываем»

Понедельник

1. Беседа «Берегите книги»

2. Дид. Игра «Собери из частей»

3. Сюжетно-ролевая игра «Книжкина больница»

4. Выставка «Книжка – малышка своими руками»

 

Работа с родителями

1. Анкетирование родителей «Книга в семье»

2. Беседа с родителями «О вреде телевизионного и компьютерного воспитания»

3. Буклет для родителей «Как организовать домашнее чтение»

4. Памятка для родителей «Семья и книга»

5. Консультация для родителей на тему: «Роль книги в развитии ребёнка»

6. Изготовление с детьми книжек - малышек.

7. Конкурс сказок в группе «Моя авторская сказка»

IV этап. Реализация проекта

Дети, воспитатели и родители приняли активное участие в творческой деятельности.

«Книги бывают разные»

(знакомимся с энциклопедиями и старинными книгами)

«Откуда книга к нам пришла»

(просмотр презентаций о книгах)

«В гости к книгам мы идем»

(экскурсия в библиотеку)

«Книжкина больница»

(реставрация, ремонт книг)

Мини-музей «Моя любимая книга» Знакомимся с правилами обращения с книгами

V этап. Презентация проекта

«Мы писатели, мы издатели»

Родители, воспитатели и дети совместно изготовили книги: «Книжка-малышка», «Моя авторская сказка», «Пластилиновая сказка», которые презентовали:

– детям и родителям нашей группы;

– детям и взрослым других групп нашего сада.

«Пластилиновая сказка»

«Книжка- малышка»

«Моя авторская сказка»

Результаты:

К окончанию проекта «Книга и я – лучшие друзья!» дети стали проявлять стойкий интерес к художественной литературе: с удовольствием посещают библиотеку, слушают чтение книжек в группе и просят читать им дома, самостоятельно берут книги в книжном уголке и рассматривают иллюстрации, читают книги своим игрушкам.

Дети стали бережнее относиться к книгам (не бросают их на пол, не рвут, аккуратно перелистывают страницы). В непосредственной образовательной деятельности с удовольствием придумывают и рисуют свои книги.

Повторное анкетирование родителей показало, что нам удалось вовлечь в свои ряды родителей воспитанников, которые считали чтение бесполезным занятием и не задумывались о его важности.

Количество просмотров: 7114  

Добавить комментарий

Target Image
1. Расширение образовательного пространства ДОУ как условие формирования у старших дошкольников гражданской позиции и патриотических чувств
2. Гражданско-патриотическое воспитание в условиях современного образовательного пространства
3. Значимость гражданско-патриотического воспитания в настоящее время
4. Современные формы и методы патриотического воспитания в детском саду
5. Краеведческое образование детей дошкольного возраста
6. Играем в сказку: развитие связной речи дошкольников посредством применения приемов ТРИЗ
7. Разработка дидактического пособия «Речевая полянка»
8. Роль подвижных игр в развитии основных движений детей
9. Опыт организации детского экологического проекта «Осень спросим…»
10. Выявление и сопровождение вокально одаренных детей в ДОУ
11. Краеведение как средство нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста
12. «Волшебный мир сказок»: проектная деятельность в детском саду
13. Мини-музей как средство воспитания нравственно-патриотических качеств у младших дошкольников
14. Формирование основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников
15. Развитие нравственно-патриотических качеств дошкольников в условиях пандемии
16. Музыка и робототехника
17. Влияние страхов на эмоциональное развитие ребенка и роль родителей в этом процессе
18. Как приобщить ребёнка к чтению художественной литературы
19. Развиваем у дошкольников речь и уверенность в себе через публичные выступления
20. Метеостанция в детском саду
1. Формирование речевой активности и предпосылок коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста с РАС посредством сюжетно-ролевых игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Музыкальные игры на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Театрально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Цветной мир сенсорики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас» ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы