«Волшебный мир сказок»: проектная деятельность в детском саду

 
 

Кошкова Марина Геннадьевна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ д/с № 20 «Сказка» г. Новосибирска

 

«Волшебный мир сказок»: проектная деятельность в детском саду

Современный человек живет в скоростном времени – все меняется буквально на глазах, в любой уголок Земли можно попасть за считаные часы и секунды. Без особых усилий можно общаться и узнавать новости с помощью Интернета.

А сколько путешествий можно было совершить, сколько узнать нового в древние времена? Немного. И человек создал сказку. Благодаря ей слушатель или читатель оказывался в удивительнейших местах, видел жизнь предков, совершал путешествие во времени, встречался с необычными героями. Через сказку передавался от родителей к детям жизненный опыт, моральные и духовные ценности, законы жизни. Сказки предупреждали человека: твори добро, ведь оно победит зло, будь трудолюбивым и милосердным – ты будешь вознагражден, а лень и эгоизм всегда будут наказаны. Еще с седой старины народ передавал потомкам чудесные фантастические мечты о правде и человеческом счастье.

Сказки обожают все – и взрослые и дети, ведь они не имеют возраста. Сказки играют важную роль в жизни ребёнка, они учат ребёнка отличать добро от зла, проявлять сочувствие и сострадание, учат добру и справедливости. Именно сказки вселяют в наши души дыхание волшебства и магии, они распространяют уют, тепло и улучшают настроение. Зачастую человеку необходимо оторваться от реального мира и вдохнуть аромат сказочного.

Сказка – необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления.

Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром.

Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Поэтому те уроки, которые дает сказка – это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.

Во многих сказках за оригинальною формою повествования, необычными героями, невероятными приключениями прячется глубокий смысл. Сказки учат нас жить, воспитывают, они становятся образцом поступков, мыслей и действий. Народные фольклорные сказки всегда имеют счастливый конец – они учат человека быть оптимистом, не останавливаться перед трудностями. Сказки волшебные не из-за того, что они выдумки и фантазии, магия и колдовство, а потому что их волшебство формирует моральный, нравственный образ человека, его жизненную позицию.

В детском саду мы большое внимание уделяем сказкам – читаем, рассказываем, делаем театральные постановки во время «Театральной недели» в саду. Приглашаем родителей посмотреть, как их дети выступают в роли маленьких артистов. Но почему не пригласить родителей принять участие в постановке какой-нибудь сказки? Ведь родители – наши главные помощники в воспитании детей. Детям, конечно, интересно выступать самим, но как интересно и неожиданно будет увидеть на сцене маму или папу.

Мы хотели бы представить проект, который осуществили с детьми группы «Что за прелесть эти сказки!».

Проект подготовительной группы «Что за прелесть, эти сказки!»

Проблема: Родители мало читают детям книги или, если читают, то произведения не всегда соответствуют возрасту детей. Большинство детей знают очень мало русских народных сказок. Дети не знают авторов сказок.

Актуальность: Как сделать так, чтобы дети полюбили чтение художественной литературы? Как научить детей думать, рассуждать? Когда ребенок откажется от просмотра мультфильма и отдаст предпочтение книге? Только тогда, когда он будет жить вместе с героями, сопереживать в трудностях и неудачах, радоваться в счастливые моменты.

Книжка-малышка, сделанная дошкольниками, позволит поднять интерес к художественной литературе, даст понимание важности книги в жизни человека и повысить самооценку детей за свой труд. Книжка-малышка – это и развлечение, и времяпрепровождение с ребёнком, а также обучение. А воспитание детей, потребность в чтении, любовь к чтению начинается со сказки.

Сказка – древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За фантастикой и вымыслом скрываются реальные человеческие отношения. Отсюда и идет огромное воспитательное значение сказки. Сказка обладает преимуществом над другими воспитательными приемами. Это своего рода нравственный кодекс народа, их героика – это хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения честного человека, умеющего постоять за свое достоинство. Сказка играет важнейшую роль в развитии воображения – способности, без которой невозможна ни умственная деятельность ребенка в период дошкольного и школьного обучения, ни любая творческая деятельность взрослого. Сказки прививают у детей интерес к чтению художественной литературы.

Цель: Развитие устойчивого интереса к сказке как к произведению искусства. Приобщение детей к высокохудожественной литературе, привитие интереса к театральной деятельности, раскрытие ценности совместного творчества у детей и их родителей. Формирование у детей запаса литературных художественных впечатлений.

Задачи:

– Повысить у детей интерес к самостоятельной читательской деятельности.

– Формировать умение планировать процесс изготовления книжки-малышки.

– Расширить представление детей о сказках.

– Развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности.

– Воспитывать чувства дружбы и коллективизма.

– Воспитывать любовь и бережное отношение к книге.

– Знакомить с различными видами сказочных произведений, учить узнавать персонажи сказок, знать название и автора, пересказывать содержание, высказывать свое отношение к героям сказки.

– Закреплять умения использовать средства выразительности (позы, жесты, мимику, интонации, движения) и разные виды театров (бибабо, пальчиковый, театр картинок, кукольный).

– Развивать познавательные, творческие способности детей в процессе практических деятельностей, вызвать эмоциональный отклик на результат своей деятельности.

– Развивать коммуникативную функцию речи: обратить внимание на правильность построения предложений в рассказах о городах-героях.

– Совершенствовать взаимодействие со взрослыми и сверстниками в процессе реализация проекта.

Методы реализации проекта:

– наглядный: просмотр мультипликационных фильмов, альбомов, картин, фотографий;

– словесный: беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя, чтение сказок;

– практический: сюжетно-ролевые игры, театрализованная деятельность, продуктивная деятельность.

Этапы работы над проектом:

1 этап – подготовительный:

– Метод трех вопросов о сказках: «Что мы знаем?»; «Что хотим узнать?»; «Как это можно узнать?»

– Подбор информации для консультации «Приобщение дошкольника к чтению».

– Привлечение родителей к сочинительству «Старые сказки на новый лад».

– Подбор мультипликационных фильмов.

– Анкетирование родителей «Сказка в жизни вашего ребенка».

– Создание и обсуждение совместного плана работы с родителями, выбор возможных источников информации.

– Подбор наглядного и методического материала.

2 этап – основной:

– Беседа «Что за прелесть эти сказки!»

– Просмотр мультфильмов «Русские народные сказки», «Сказки Сутеева».

– Консультация для родителей «Приобщение дошкольника к чтению».

– Беседа «Художники-иллюстраторы сказок».

– Драматизация знакомых сказок.

 

– Организация в группе выставки книг народных и авторских сказок.

– Рассматривание иллюстраций к русским народным и авторским сказкам.

– Чтение и рассказывание сказок.

– Просмотр мультфильмов «Сказки Пушкина», «Сказки Андерсена».

– Ручной труд «Лиса и волк», «Заяц и петушок».

– Разучивание присказок, поговорок, пословиц, небылиц, зачинов и концовок.

– Привлечение родителей к пополнению театрального уголка в группе.

– Иллюстрирование знакомых сказок.

– Презентация детско-родительских книжек-малышек «Старые сказки на новый лад».

– Лепка героев сказок «Маша и медведь», «Заюшкина избушка».

– Просмотр мультфильма «Кот в сапогах», «Золушка», «Храбрый портняжка».

– Изготовление афиши к сказке «Красная Шапочка на новый лад».

 

– Подбор сценария сказки для совместной постановки с родителями.

– Дидактические игры «Из какой сказки герой?»; «Кого не хватает?»; «Отгадай сказку по отрывку»; «Собери по частям».

3 этап – заключительный: совместная постановка сказки «Красная Шапочка на новый лад» с родителями.

 

 

 

 

 

 

 

Ожидаемые результаты:

Для детей:

  • Развитие интереса к сказкам, развитие эмоциональной отзывчивости.
  • Совершенствование звукопроизношения, выразительности и связной речи.
  • Знакомство с различными видами театра для использования в самостоятельной деятельности.
  • Расширение знаний о сказках, их авторах, персонажах, формирование запаса литературных впечатлений, обучение сочинению сказкок, их иллюстрации и инсценировке.
  • Развитие познавательных, творческих способностей детей в процессе практических деятельностей, вызывание эмоционального отклика на результат своей деятельности.
  • Совершенствование взаимодействия со взрослыми и сверстниками в процессе реализация проекта.

Для педагогов:

  • Повышение компетентности по использованию современных педагогических технологий в образовательной деятельности.
  • Развитие творческих способностей в процессе практических  деятельностей.
  • Самореализация, повышение творческого потенциала.

Для родителей:

  • Проявление интереса к чтению художественной литературы, осознание роли сказки в нравственно-эстетическом воспитании личности ребенка.
  • Приобретение навыка ежедневного чтения детям по вечерам.
  • Оптимизация детско-родительских отношений.
  • Повышение уровня вовлеченности родителей в деятельность ДОУ.

Подведение итогов по проекту

Детям была интересна и близка тематика проекта, поэтому дети с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях; они любят слушать сказки в исполнении педагога; с удовольствием рассматривают иллюстрации в книгах. В самостоятельной игровой деятельности разыгрывают знакомые сказки с помощью игрушек, различных видов театра; некоторые воспитанники придумывают новые сказки. Дети стали дружнее; чаще приходят друг другу на помощь.

Родители поддержали педагогов, проявили инициативу и творчество в изготовлении различных персонажей для театрализованной деятельности, в обсуждении вопросов о детском чтении, в подготовке к спектаклю и показе спектакля.

Таким образом, проделанная в ходе проекта работа дала положительный результат не только в познавательном, речевом, но и в социальном развитии детей, а также способствовала возникновению интереса и желания у родителей принять участие в проекте «Что за прелесть эти сказки!»; сблизила детей, родителей и педагогов нашей группы.

Количество просмотров: 7519  

Добавить комментарий

Target Image
1. Расширение образовательного пространства ДОУ как условие формирования у старших дошкольников гражданской позиции и патриотических чувств
2. Гражданско-патриотическое воспитание в условиях современного образовательного пространства
3. Значимость гражданско-патриотического воспитания в настоящее время
4. Современные формы и методы патриотического воспитания в детском саду
5. Краеведческое образование детей дошкольного возраста
6. Играем в сказку: развитие связной речи дошкольников посредством применения приемов ТРИЗ
7. Разработка дидактического пособия «Речевая полянка»
8. Роль подвижных игр в развитии основных движений детей
9. Опыт организации детского экологического проекта «Осень спросим…»
10. Выявление и сопровождение вокально одаренных детей в ДОУ
11. Краеведение как средство нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста
12. «Волшебный мир сказок»: проектная деятельность в детском саду
13. Мини-музей как средство воспитания нравственно-патриотических качеств у младших дошкольников
14. Формирование основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников
15. Развитие нравственно-патриотических качеств дошкольников в условиях пандемии
16. Музыка и робототехника
17. Влияние страхов на эмоциональное развитие ребенка и роль родителей в этом процессе
18. Как приобщить ребёнка к чтению художественной литературы
19. Развиваем у дошкольников речь и уверенность в себе через публичные выступления
20. Метеостанция в детском саду
1. Формирование речевой активности и предпосылок коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста с РАС посредством сюжетно-ролевых игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Музыкальные игры на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Театрально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Цветной мир сенсорики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас» ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы