Краеведческое образование детей дошкольного возраста

 
 

Стаценко Юлия Николаевна,

старший воспитатель высшей квалификационной категории

МКДОУ д/с № 144 г. Новосибирска

 

Краеведческое образование детей дошкольного возраста

Одной из важных задач дошкольного образования в современных условиях является патриотическое воспитание. Краеведение лучше других отраслей знания способствует воспитанию патриотизма, любви к родному краю, бережному отношению к культурным и историческим ценностям.

Так что же такое краеведение? В термине «краеведение» заключено его определение. Оно изучает историю, природу, население края, быт, культуру, то есть данная наука близка к истории и географии, археологии и искусствоведению, этнографии и другим наукам. Но в отличие от этих наук краеведение не только изучает, но и оценивает значительность событий, ценность памятников, красоту пейзажей, выявляет общее для страны и края, а также особенные черты, присущие только ему.

Психолого-педагогические исследования показали, что детям дошкольного возраста могут быть доступны знания о некоторых событиях истории, фактах географии, культуры и искусства, если они преподнесены в доступной форме, затрагивают чувства, вызывают интерес, т. е. детям дошкольного возраста доступны занятия краеведением.

«Край» – понятие условное и зависит от того, кто и с какой целью его изучает. Это может быть и город, и район, и улица, т. е. то, что нас окружает. Для малыша это, прежде всего, родной дом, детский сад, улица, район, город. Это природа, люди, дома, окружающие их, которые они видят повседневно… Нам, взрослым, необходимо помочь ребенку открыть это чудо, приобщая к природе и быту, истории, культуре родного края. Знакомясь с малой Родиной, ребенок начинает любить её и сохраняет чувство привязанности к ней на всю жизнь.

Наше «погружение» в мир краеведения началось с организации сотрудничества с Центром научно-методического сопровождения краеведческого образования детей дошкольного возраста в ДОО Новосибирской области, созданного на базе кафедры дошкольного образования НИПКиПРО в 2017 году. 59 образовательных учреждений Новосибирской области и города Новосибирска (в их числе и наше ДОО) приняли участие в разработке Программы краеведческого образования детей дошкольного возраста. В 2019 году была опубликована Программа краеведческого образования детей дошкольного возраста в ДОО НСО «Новая Сибирь – мой край родной», которая определяет содержание краеведческого образования как основы нравственно-патриотического воспитания детей 4-7 лет в дошкольных образовательных организациях, способствует воспитанию уважения к историческому наследию родного края, формирует позитивный образ Новосибирской области (далее программа).

Цель программы: организация краеведческого образования детей дошкольного возраста как основы нравственно-патриотического воспитания. Задачи программы:

– познакомить детей с историческим, культурным и природным наследием своего района, города Новосибирска, Новосибирской области, стимулировать интерес детей к его самостоятельному изучению;

– познакомить с символами родного района, города Новосибирска и Новосибирской области (герб, флаг, гимн, другие символы и памятники), воспитывать уважения к ним;

– способствовать популяризации подвигов героев и видных деятелей региона, достижений и успехов профессионалов в различных сферах деятельности, формирующих позитивный образ Новосибирской области;

– формировать представления детей о событиях, ставших основой традиций и праздников и памятных дат региона;

– воспитывать у детей чувства гордости за исторические и современные достижения своей малой Родины.

Структура программы включает в себя вариативную и инвариантную часть, представленную тремя блоками «Мой район», «Город Новосибирск» и «Новосибирская область», которые связаны едиными тематическими разделами «Природа», «Культура и достопримечательности», «Знаменитые люди», «История».

Творческая группа педагогов нашего ДОО разрабатывала содержание вариативной части программы, блок «Мой район», посвященный Ленинскому району города Новосибирска. Наша задача состояла в том, чтобы найти, изучить и представить доступную детскому восприятию и пониманию информацию краеведческого характера об истории, культуре и достопримечательностях, природных особенностях, знаменитых людях Ленинского района. Нами был разработан перспективный план по реализации вариативной части программы, блок «Мой район», по всем четырем разделам Программы для трех возрастных групп (средней, старшей, подготовительной).

К примеру, содержание темы «Путешествие по страницам истории» – это знакомство детей с историей возникновения Ленинского района, картой района, его микрорайонами («Горский», Юго-Западный», «Чистая слобода», «Затон» и др.). Ленинский район имеет свои отличительные особенности – это третий по величине и самый населенный промышленный район города Новосибирска. В ходе реализации программы воспитанники ознакомились с информацией о наиболее значимых промышленных предприятиях района. Историю Ленинского района невозможно рассказать без упоминания о таком промышленном гиганте, как завод Сибсельмаш (Сибкомбайн), а также истории возникновения села Кривощеково.

Содержание темы «Дорога от детского сада до дома» было посвящено улицам Ленинского района: ул. Станиславского, ул. Титова, ул. Ватутина, ул. Станционная. В рамках темы «Героям Отечества посвящается...» дошкольники узнали о подвиге Н.М. Плахотного, чьим именем названа одна из улиц Ленинского района, героя Великой Отечественной войны, жителя Левобережья.

На занятии по теме «Человек трудом славен…» в доступной форме старшие дошкольники узнали о с легендарном основателе НЭТИ-НГТУ – Г.П. Лыщинском, почетном гражданине города Новосибирска.

Раздел «Природные особенности» предполагает знакомство с растительным миром и животным миром нашего района: деревья и кустарники участка детского сада, птицы, водоемы, парки и скверы Ленинского района.

Особое внимание уделялось разработке «технологических карт» для проведения занятий с детьми и подготовке необходимого сопровождающего материала: презентации, наглядные пособия, игры и др.

Большое значение в краеведческой деятельности имеет создание соответствующей развивающей среды. Оформленные в группах «Уголки краеведения» постоянно пополняются краеведческим материалом: фотоальбомы о достопримечательностях нашего района/города Новосибирска; Новосибирской области, символика родного города, района; карта участка ДОО и карта города/района. Макеты: детского сада, улицы, микрорайона; аудио- и видеоматериалы о родном городе, районе; художественная литература, разнообразные игры краеведческого содержания и многое другое.

Деятельность по краеведению в нашем детском саду не ограничивается рамками учреждения. Мы активно и успешно взаимодействуем с различными учреждениями. Большую помощь в освоении краеведческого материала оказывает нам Центр истории развития Ленинского района, где непосредственно проходят увлекательные занятия-экскурсии, которые для наших воспитанников организуют сотрудники музея-центра. Например, в ходе одной из экскурсий воспитанники нашего ДОО имели возможность познакомиться с макетом села Кривощеково, бытом сибирских крестьян, увидеть, как жили наши предки, задать вопросы и получить на них компетентные ответы.

Наш давний друг и партнер – Центральная городская детская библиотека им А.П. Гайдара, одна из старейших библиотек Левобережья, с которой у нас выстроено сетевое взаимодействие на основе договора и совместного плана работы. Много интересных занятий и разнообразных форм работы было проведено за десятилетие нашего плодотворного сотрудничества. Для воспитанников нашего детского сада были организованы тематические мероприятия: «Виртуальная экскурсия по г. Новосибирску», «Я горжусь моим Ленинским районом!» (достопримечательности Ленинского района), «Новосибирск Театральный», «Красная книга Новосибирской области» и др.

Богатый краеведческий материал нам предоставили наши партнеры: Городской Центр истории Новосибирской книги им. Н.П. Литвинова, музей «Сибирская береста». Сотрудники данных организаций провели выездные ознакомительные занятия для наших воспитанников.

Для закрепления полученных знаний по блоку «Мой район» нами был проведен внутрисадовский конкурс «Люби и знай родной свой край», где дошкольники со знанием дела узнавали и называли знакомые им объекты (достопримечательности Ленинского района), природные особенности (растительный мир, зимующих и перелетных птиц, водоемы на территории Ленинского района), факты из истории возникновения Ленинского района.

Эффективность реализации программы «Новая Сибирь – мой край родной» подтверждается внешней экспертизой: достижениями на районном и городском уровнях наших воспитанников и педагогов:

– победители районного этапа городского конкурса «Мой Новосибирск – моя Родина» в двух номинациях: «Новосибирск – город моей мечты» (творческий проект); детско-родительский проект «Семейный альбом»; лауреаты II степени в номинации: «Подарок к юбилею»;

– лауреаты городского конкурса «Мой Новосибирск – моя Родина»;

– участники регионального профессионального конкурса методических материалов «Мой край родной»;

– победители и участники городского художественного конкурса «Новогодний привет из Новосибирска»;

– участие в областном конкурсе детских рисунков «Просторы Сибири, посвященного году театра».

– участие педагогов ДОО в качестве членов жюри регионального конкурса методических материалов «Лучшая методическая разработка по краеведческому образованию детей в ДОО Новосибирской области»;

– благодарность педагогическому коллективу за разработку вариативного содержания программы по краеведению для ДОО Новосибирской области (НИПКиПРО).

 

 

Кроме того, опыт работы по презентации программы (вариативная часть) представлен на разных уровнях:

– городская педагогическая мастерская: «Программно-методическое обеспечение краеведческого образования детей дошкольного возраста», представление опыта работы ДОО по теме: «Содержание вариативной части программы краеведческого образования детей дошкольного возраста: Ленинский район;

– районное методическое объединение старших воспитателей ДОО. Представление педагогического проекта «Мы живем в Сибири»;

– районный семинар для старших воспитателей ДОО «Краеведческое образование детей в ДОО».

В 2020 году нашему ДОО был присвоен статус региональной стажировочной площадки Центра научно-методического сопровождения краеведческого образования НИПКиПРО, кафедры дошкольного образования, на период с 2020 по 2023 гг.

Материалы (фотографии, презентации), накопленные нашим учреждением в ходе реализации программы по краеведению, были востребованы районной администрацией для подготовки мероприятий, посвященных юбилею Ленинского района (50 лет со дня основания, 2020 г.).

В заключение хотелось бы сказать, что проблема формирования краеведческих представлений актуальна именно в дошкольном возрасте, так как в этот период формируется личность ребенка, а реализация краеведческого содержания способствует воспитанию любви к Родине, родной природе, родному краю и его людям, созданию благоприятных условий для полноценного проживания детьми дошкольного детства.

 

 

Количество просмотров: 7648  

Добавить комментарий

Target Image
1. Расширение образовательного пространства ДОУ как условие формирования у старших дошкольников гражданской позиции и патриотических чувств
2. Гражданско-патриотическое воспитание в условиях современного образовательного пространства
3. Значимость гражданско-патриотического воспитания в настоящее время
4. Современные формы и методы патриотического воспитания в детском саду
5. Краеведческое образование детей дошкольного возраста
6. Играем в сказку: развитие связной речи дошкольников посредством применения приемов ТРИЗ
7. Разработка дидактического пособия «Речевая полянка»
8. Роль подвижных игр в развитии основных движений детей
9. Опыт организации детского экологического проекта «Осень спросим…»
10. Выявление и сопровождение вокально одаренных детей в ДОУ
11. Краеведение как средство нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста
12. «Волшебный мир сказок»: проектная деятельность в детском саду
13. Мини-музей как средство воспитания нравственно-патриотических качеств у младших дошкольников
14. Формирование основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников
15. Развитие нравственно-патриотических качеств дошкольников в условиях пандемии
16. Музыка и робототехника
17. Влияние страхов на эмоциональное развитие ребенка и роль родителей в этом процессе
18. Как приобщить ребёнка к чтению художественной литературы
19. Развиваем у дошкольников речь и уверенность в себе через публичные выступления
20. Метеостанция в детском саду
1. Формирование речевой активности и предпосылок коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста с РАС посредством сюжетно-ролевых игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Музыкальные игры на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Театрально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Цветной мир сенсорики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас» ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы