Современные формы и методы патриотического воспитания в детском саду

 
 

Ткач Алёна Юрьевна,

воспитатель первой квалификационной категории

МКДОУ д/с № 481 г. Новосибирска

 
 
 

Свирновская Татьяна Михайловна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МКДОУ д/с № 481 г. Новосибирска

 

Современные формы и методы патриотического воспитания в детском саду

В последнее время чрезвычайную значимость приобретает проблема нравственно-патриотического воспитания. Материальные ценности во многих семьях доминируют над духовными, у детей искажены представления о доброте, милосердии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Такие нравственные ценности, как чувство гордости за свою страну, уважение и любовь к Родине отошли на второй план.

Некоторые родители до сих пор задаются вопросом: «Зачем нужно воспитывать патриотизм. Так ли это важно?» Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно прояснить, что же такое – патриотическое воспитание.

Под патриотизмом понимается:

– чувство уважения к своему народу, а также к себе самому, как его неотъемлемой части;

– знание истории своего края (села, города) и своей страны в целом;

– приобщение к народной культуре, поддержание традиций наших предков;

– внимательное, непотребительское отношение к природе, ее ресурсам;

– умение трудиться в коллективе, заботиться о близких и о благе своей страны.

Трудно не согласиться, что такие качества могут только украсить человека. Тот, кто любит свою страну, никогда не будет ей вредить. Тот, кто любит свой народ, никогда не захочет войны. Тот, кто внимателен к природе, любит свой дом, чтит традиции своего народа – тот счастлив в своей гармонии и любви.

Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства у него проявляются в восхищении своим городом, своей страной. Именно эти ощущения необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей с родным городом и родной страной.

Как показывает практика, наиболее запоминающиеся и результативные те формы работы, где дети сами являются активными участниками. Одним из наиболее эффективных методов знакомства детей с городом, мы считаем образовательное путешествие.

Основу образовательного путешествия составляет активная, творческая, и во многом самостоятельная деятельность детей, связанная с изучением и исследованием разнообразных объектов реальной городской среды. Основными принципами организации образовательного путешествия являются:

– создание условий для непосредственного взаимодействия дошкольников с окружающими объектами городской среды, которые становятся основным средством получения информации о мире и человеке;

– организация специальной деятельности, в процессе которой на основании личных ощущений и наблюдений у детей будет происходить формирование новых представлений.

– организация активной самостоятельной деятельности участников образовательного путешествия, в процессе которой исследование объекта городской среды сопровождается личным переживанием, связанным с определенными усилиями, поиском и открытием нового;

– соединение различных видов деятельности участников в процессе образовательного путешествия – наблюдения, поиска и анализа информации, постановки опытов и экспериментов и др.;

– создание ситуации выбора источников получения информации об объектах окружающего мира;

– сведение к минимуму посреднической деятельности педагога в процессе «диалога» дошкольников с объектом изучения.

Таким образом, путешествие предполагает отличные от экскурсии способы освоения мира, усвоения новых понятий и смыслов. Целью путешествия является самопознание и самосовершенствование.

В нашей группе разработаны такие образовательные маршруты, по которым мы с детьми путешествуем несколько раз и в разное время года. Это «Бугринская роща», «Дендрологический парк», «Зоопарк».

Кроме этого, мы с детьми посещаем разные музеи нашего города (например, «Музей железнодорожного транспорта», «Музей Бересты», «Краеведческий музей» и т.д.). И вновь используем метод образовательного путешествия, а не экскурсии, поскольку деятельность детей по освоению объектов окружающего мира в рамках образовательного путешествия предполагает их самостоятельное наблюдение, исследование, организацию опытов и экспериментов, которые предшествуют работе с готовой информацией. Это позволяет им получить собственные, «живые» знания.

Одним из положительных результатов мы считаем повышение заинтересованности родителей. Однако же мы столкнулись с обратной стороной родительской активности – оказалось, им, как и детям, интересно быть исследователями городского пространства, а не носителями информации (как оказалось – знатоков среди родителей очень мало…). Тогда мы предложили родителям маршруты выходного дня. Для заинтересовавшихся семей мы подготовили несколько маршрутов с конечной целью – найти в нашем городе конкретный объект (например, скульптуру). Условие было одно: сначала найти, рассмотреть, пофантазировать, а уж потом найти достоверную информацию об этой скульптуре.

Далее мы стали предлагать родителям образовательные маршруты выходного дня в форме фотоквестов. Семьи участвуют в своего рода соревновании по «добыче информации» в окружающей нас действительности. За определенное время участникам необходимо пройти по маршруту в соответствии с маршрутным листом, которые они получают в детском саду от педагогов. В маршрутных листах прописано: какой объект они должны найти в городе, рядом с ним сфотографироваться, найти информацию об этом объекте и принести её в детский сад.

После выходных дети с удовольствием рассказывают своим товарищам, где они были и что видели. Например, весной этого года, в рамках проекта «Навстречу Победе», семьи нашей группы получили разные задания фотоквеста. Необходимо было найти улицу в нашем городе, названную в честь героя ВОВ; найти памятник, посвященный героям ВОВ; встретиться с ветеранами ВОВ.

Для того чтобы поддерживать интерес детей и родителей, мы воспользовались возможностями интерактивной онлайн-стены (или «доски») Padlet. Интерактивная онлайн-доска Padlet – это полезный инструмент и в детской проектной деятельности, она дает возможность визуализировать информацию. Результаты исследовательской деятельности в группе мы в виде фото-, видео- и просто текстового материала выставляем на онлайн-стене. Родители имеют возможность увидеть образовательный процесс и принять в нём посильное участие (например, в обогащении РППС – мини-музей, библиотека, видеотека). Со своей стороны, родители и дети, собрав информацию по интересующему вопросу, имеют прекрасную возможность выложить её на стене Padlet для всеобщего обозрения.

Работая с виртуальными стенами в течение года, мы оценили все преимущества дистанционного общения. Семьи, не имеющие возможности посещать детский сад по различным причинам, получили прекрасную возможность полноценного общения с нами и другими семьями путём использования виртуальной доски. Девизом одной такой доски Padlet стал лозунг: «Делай с нами! Делай как мы! Делай лучше нас!»

Как пример, в ситуации самоизоляции, к дню празднования Великой Победы была создана виртуальная стена для онлайн-концерта и стена «Окна Победы». К нам присоединились все педагоги нашего детского сада.

 

В этом году мы продолжаем работу с семьями по освоению ближайшего пространства родного города. Нами был запущен долгосрочный проект «Семейные сезоны», который состоит из 4 этапов (блоков): спортивный; театральный; игровой; экологический. По итогам спортивного сезона можем отметить: семьи – участники с удовольствием отыскивали спортивные объекты в родном городе, искали и делились информацией, используя виртуальную стену Padlet.

В свою очередь, как любой родитель с ребёнком дома, так и мы с детьми в группе, имеем прекрасную возможность увидеть на экране фото-, видеоинформацию (для этого всего лишь необходим компьютер, телевизор, выход в интернет).

Постепенно, благодаря систематической, целенаправленной работе, дети приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории, традициям, уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей. Работая по этой теме, мы стараемся заложить в каждом ребенке фундамент патриотических чувств. Каков человек, такова его деятельность и таков мир, который он создаёт для себя и других.

Количество просмотров: 13040  

Добавить комментарий

Target Image
1. Расширение образовательного пространства ДОУ как условие формирования у старших дошкольников гражданской позиции и патриотических чувств
2. Гражданско-патриотическое воспитание в условиях современного образовательного пространства
3. Значимость гражданско-патриотического воспитания в настоящее время
4. Современные формы и методы патриотического воспитания в детском саду
5. Краеведческое образование детей дошкольного возраста
6. Играем в сказку: развитие связной речи дошкольников посредством применения приемов ТРИЗ
7. Разработка дидактического пособия «Речевая полянка»
8. Роль подвижных игр в развитии основных движений детей
9. Опыт организации детского экологического проекта «Осень спросим…»
10. Выявление и сопровождение вокально одаренных детей в ДОУ
11. Краеведение как средство нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста
12. «Волшебный мир сказок»: проектная деятельность в детском саду
13. Мини-музей как средство воспитания нравственно-патриотических качеств у младших дошкольников
14. Формирование основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников
15. Развитие нравственно-патриотических качеств дошкольников в условиях пандемии
16. Музыка и робототехника
17. Влияние страхов на эмоциональное развитие ребенка и роль родителей в этом процессе
18. Как приобщить ребёнка к чтению художественной литературы
19. Развиваем у дошкольников речь и уверенность в себе через публичные выступления
20. Метеостанция в детском саду
1. Формирование речевой активности и предпосылок коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста с РАС посредством сюжетно-ролевых игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Музыкальные игры на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Театрально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Цветной мир сенсорики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас» ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы