Навыки социализации у детей дошкольного возраста

 
 

Созинова Ирина Владимировна,

основательница и генеральный директор

сети частных детских садов SmartTeam (г. Москва)

 

Навыки социализации у детей дошкольного возраста

2020 год показал нам, что коммуникация очень важна. Не только вовне, но и в масштабе одной квартиры.

В первую очередь, надо понять, что коммуникация – это навык эффективного общения. Это легкость в установлении контакта, поддержания разговора, умения договариваться и отстаивать свои интересы.

Каждый родитель задается вопросом «когда и как социализировать ребенка?» и «можно ли компенсировать коммуникативные навыки дома, не посещая детский сад?»

Давайте разбираться. Коммуникация ребенка начинается с самого рождения. Новорожденный «считывает» поведение и реакции родителей. Подстраивается под них и своим поведением проявляет свои желания. В этом возрасте единственный инструмент у ребенка – это плач. Слезами ребенок передает родителю все свои желания, беспокойства, привлекает внимание. С возрастом появляются все большие инструментов для коммуникации и расширяется круг интересов ребенка. Безусловно, ряд навыков ребенок должен получить именно дома. А именно: какой «правильный» уклад  должен быть в семье. Как строятся взаимоотношения между ее членами, какая иерархия в доме, уместность поведения и реакции на ситуации. Это все ребенок будет воплощать, в том числе, и во взрослой жизни. И тут важно понимать возможные последствия действий родителей по отношению к детям или в целом в семье. Для примера рассмотрим несколько ситуаций.

- Если чрезмерно восхищаться поступкам ребенка и потакать всем прихотям, то это может привести к тому, что он вырастет изнеженным и капризным, будет болезненно воспринимать отсутствие обожания от других людей;

- Если ребенку внушают, что важно соблюдать только внешнее приличие, то в будущем он может вырасти лицемером;

- Если ребенка все время наказывать за каждую провинность или неподчинение, то это может привести к самоощущению «я трудный ребенок»;

- Если стремление ребенка помочь игнорировать или хвалить кого-то другого, то это может стать основой для развития завистливости и неуверенности в себе;

Но давайте предположим, что родители не совершат возможных ошибок. Смогут ли родители, особенно в условиях пандемии и замкнутых пространств, заменить ребенку общение со сверстником и гармонично сформировать коммуникативные навыки?

Чему ребенок учится в общении: 

  1. Представляться и знакомиться. Но как он этому научится с родителями, которых он знает всю свою жизнь?

  2. Договариваться и вместе играть. Как родители моделируют возможные ситуации и реакции других детей? И даже если представить, что мама в какой-то момент начнет разыгрывать ситуацию, например, мальчик-жадина или мальчик-забияка, сможет ли правильно ребенок понять, почему любимая мама обижает его?

  3. Объяснять, что именно нужно ребенку и зачем. Тут все немного проще, но так же как и в предыдущем случае, не все ситуации родители могут смоделировать и показать весь спектр возможных реакций сверстников.  

Давайте рассмотрим самые популярные качества, которые хотят видеть в своих детях родители:

  1. Лидерство. Ребенок должен научиться брать на себя ответственность за решения, которые он принимает, и людей вокруг. Например, если никто не хочет играть, ребенку не должно быть сложностью самому предложить или организовать игру. Если все время родители будут организовывать игры или решать все проблемы, то ребенок будет пассивным.  Конечно, ребенок может стараться вовлекать родителей в игру, пытаться себя проявлять, но у взрослых всегда много забот, домашних дел или работы на удаленке, и им не до игр. Тогда ребенок становится сам для себя невидимым. 

  2. Работа в группе или команде. Научившись работать в группе, ребенок не будет бояться выдерживать правила игры, принимать свою роль и получать от этого удовольствие. Семья – безусловно тоже группа, но группа с уже сформированными правилами. Семья не может каждый день быть разной – это бы привело к нарушению самой модели семьи.

  3. Эмоциональный интеллект. Этот навык помогает управлять своими эмоциями, вовремя избежать неврозов, депрессий и апатий. Спектр эмоций велик, и все они важны: и позитивные, и негативные. Важно также ощутить их в нужной дозировке и правильных ситуативных условиях. Смогут ли родители правильно смоделировать ситуации и спрогнозировать, как к ним отнесется ребенок. И соблюсти грань, чтобы не превратить жизнь ребенка в театр. 

Всегда были и будут родители, которые против социализации через дошкольные учреждения. Они считают, что 30-60 минут «дозированного» общества в день в виде развивашек или спортивной секции ребенку достаточно для формирования коммуникативных навыков. Но они не учитывают, что дети подчинены в тот момент правилам урока или цели занятия и не имеют возможности свободного общения и обмена личным опытом.  Безусловно, и пандемия внесла свои коррективы, страх за семью: никто не хочет заболеть коварным вирусом. И это толкает родителей к изоляции от общества. Важно оценить все последствия своих действий. Ведь человеку патологически необходимо общение, именно оно дает все  блага и удовлетворения. И важным долгом родителя является необходимость не только обеспечить здоровое и безопасное детство, но и дать ему все инструменты, чтобы он вырос в счастливого человека. А этот инструмент – именно коммуникативные навыки.

Количество просмотров: 876  

Добавить комментарий

Target Image
1. Могут ли помочь тесты определиться с профессией? Выпуск №100, Апрель 2022
2. Об опасности компьютерной зависимости у детей и подростков ВЫПУСК №99, февраль 2022
3. Навыки социализации у детей дошкольного возраста ВЫПУСК №94, АПРЕЛЬ 2021
4. «Долой искусство из учебного плана?» ВЫПУСК №92, декабрь 2020
5. Политика памяти и воспитание регионального патриотизма ВЫПУСК №92, декабрь 2020
6. Размышления «старого» учителя накануне нового учебного года Выпуск №84-85, октябрь 2019
7. Пройти достойно жизненный путь, любя и помня школу ВЫПУСК №83, июнь 2019
8. «Современный урок в начальной школе: подходы, инициативы, идеи»: репортаж с региональной научно-практической конференции ВЫПУСК №78-79, октябрь 2018
9. «За и против» использования методики Монтессори в логопедической работе ВЫПУСК №78-79, октябрь 2018
10. О конкурсе «Учитель года» ВЫПУСК №77, июнь 2018
11. 6 причин обучать редактированию видео в школах ВЫПУСК №76, Апрель 2018
12. И еще об одном умении учителя ВЫПУСК №69, февраль 2017
13. «Астрономию» в школу! Выпуск №68, декабрь 2016
14. Театральная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания ВЫПУСК №65, июнь 2016
15. Личность и профессиональная компетентность педагога как ресурс развития современного образования Выпуск №63, февраль 2016
16. Наука и образование в современном обществе Выпуск №59, Июнь 2015
17. А нужен ли третий урок физкультуры? Выпуск №56, Декабрь 2014