Об опасности компьютерной зависимости у детей и подростков

 
 

Ментиненко Александр Степанович,

старший тренер-преподаватель

МБУДО ДЮФЦ «СТАРТ» г. Новосибирска

 

Об опасности компьютерной зависимости у детей и подростков

В последние десятилетия к новым поведенческим факторам риска развития патологии и заболевания на одно из главных мест выдвигается компьютерная и игровая зависимость. Возникший как побочный эффект тотального распространения цифровизации и внедрения компьютерных технологий в жизнь человека, при рассмотрении его влияний на образ жизни несовершеннолетних видим, что этот вопрос стоит очень остро.

Во-первых, гаджетами насыщаются занятия в школах с перспективой замены традиционных бумажных учебников и тетрадей. Для этих целей на мощностях Ростеха планируется массовый выпуск планшетов. Соответственно, время работы с электронными устройствами в учебных заведениях будет возрастать.

Во-вторых, сегодня пандемийные 2020-2022 годы характеризуются заменой традиционно проводимых аудиторных уроков в школах онлайновыми удаленными занятиями, транслируемыми через разнообразные цифровые платформы в условиях, когда фактически ребенок не выходит из дома. В условиях ограничений по выходу из места проживания, развлекательная сфера детей сводится к сидению за компьютером в игровом и сетевом интернет-пространстве. В итоге дети дошкольного и школьного возраста, а также подростки лишены спортивных игр на воздухе, в спортивных залах, движения в необходимом для их возраста объеме, обычного эмоционального общения со сверстниками в достаточном количестве, а также традиционного распорядка дня ученика, когда всё педагогами давно сбалансировано и предопределено: и занятия, и прогулки, и кружки, и спортивные секции, и время на исполнение уроков, а также культурные мероприятия и отдых. Все это заменяется общением с всё более доступными электронными гаджетами.

В то же время вспомним, что в информационных лентах новостей все чаще и чаще встречаются сюжеты о родителях, которые бьют тревогу о росте компьютерной и интернет-зависимости своих детей как о повреждающем факторе здоровья. И уже становится очевидным, что факты гибели детей с диагнозом «инсульт» после избыточного времени пребывания за компьютером не единичны и не случайны. Так, 22 июня 2005 года в Екатеринбурге 12-летний школьник скончался от обширного инсульта после того, как 12 часов подряд провел за компьютером в одном из игровых клубов. В результате продолжительного эмоционального стресса, связанного с длительной игрой в компьютерную «стрелялку», у мальчика нарушилось кровоснабжение головного мозга. 24 января 2022 года в башкирском городе Учалы скончался 17-летний подросток. Юноша умер, играя в компьютерную онлайн-стратегию «Дота». По данным следствия, за игрой он провел более 2000 часов. Есть и другие примеры.

Тенденция расширения детской игровой и интернет-зависимости характерна не только для нашей страны, она наблюдается и в других технологически продвинутых странах мира. Так, например, в Китае, наблюдается бум интернет-зависимых среди детей и подростков. В связи с чем там разработана целая система спасения детей от интернет и цифровой зависимости, когда по заявлению родителей дети помещаются в специализированные «исправительные центры» без гаджетов и возможности доступа к вычислительной технике, но с установленным и обязательным к исполнению распорядком дня, насыщенном физическими тренировками, занятиями с психологами и под руководством инструкторов – бывших военных по изучению трудов Конфуция, а в качестве развлечения – освоение народного танца. Одновременно ведется работа психологов с родителями по восстановлению утерянного доверия между родителями и детьми, а также по правилам соблюдения распорядка дня подростка. Компьютерную зависимость в Китае считают одним из видов психического расстройства, поэтому в отдельных случаях лечат медикаментами.

Китайская система показала свою эффективность, хотя она очень жесткая по своему характеру исполнения. В связи с чем такие исправительные учреждения для детей и подростков подвергались критике за строгие порядки в обращении с подопечными. По этой причине в условиях нашей страны очевидны ограничения на внедрение подобных методов.

Предупредить лучше, чем лечить. Поэтому как альтернативу родителям, чьи дети находятся в зоне риска интернет и игровой зависимости, можно рекомендовать:

– во-первых, своевременно пересмотреть распорядок дня ребенка и неукоснительно соблюдать чередование времени пребывания за компьютером с подвижными спортивными занятиями в спортивных секциях (легкая атлетика, футбол, хоккей и т.д.), а также эмоционально захватывающими занятиями (музыкой, танцами, кукольным театром, лепкой и т.д., согласно индивидуальным предпочтениям ребенка);

– во-вторых, изучить гигиенические требования к работе на компьютере для детей разных возрастных групп и в связи с этим ограничить время пребывания за компьютером соответственно санитарным правилам и нормам СанПиН [3], согласно которым рекомендуемая непрерывная длительность работы на уроке не должна превышать: для обучающихся до четвертого класса 15 минут; для обучающихся в пятых-седьмых классах – 20 минут; для обучающихся с восьмого по девятый классы – 25 минут и для обучающихся в десятых-одиннадцатых классах на первом часу учебных занятий – 30 минут, на втором – 20 минут. Внеучебные занятия с использованием компьютера рекомендуется проводить не чаще двух раз в неделю. Время проведения компьютерных игр с навязанным ритмом не должно превышать 10 минут для учащихся до пятого класса и 15 минут для учащихся более старших классов. Рекомендуется проводить их в конце занятия. В дошкольных образовательных учреждениях рекомендуемая непрерывная продолжительность работы с вычислительной техникой на развивающих игровых занятиях для детей 5 лет не должна превышать 10 минут, а для детей 6 лет – 15 минут. Есть и другие требования, которые должны взрослые помнить и соблюдать, допуская детей к компьютеру или другому электронному гаджету.

Таким образом, родителям необходимо помнить об опасностях, которые таит в себе цифровой мир и исключить бесконтрольный доступ детей и подростков к электронным гаджетам, к сети Интернет, которые, по оценкам многих специалистов, при нарушении двигательной активности и гигиенических требований нахождения ребенка и подростка, например, за компьютером, могут способствовать формированию игровой зависимости, ухудшению и далее к поражению ментального и физического здоровья. На этом пути требуется серьезная разъяснительная работа с родителями со стороны педагогов учебных заведений.

Задача старшего поколения в этих условиях правильно организовывать вхождение ребенка и подростка в мир компьютерных технологий, которые вооружают человека новыми возможностями, невиданными человеком ранее, но так, чтобы при этом сберечь его здоровье. Одним из способов решения этой задачи является вовлечение в спорт, дарующий ощущение радости от хода тренировок и побед, занятия искусствами, а также любой прикладной деятельностью, которые дают представление о богатстве фактического мира и его природной красоте, учат сочетать удовольствия от ментальной и физической активности в реальной жизни, живого эмоционального общения.

Список литературы

1. Калев О. Ф. Качество здоровья человека / О. Ф. Калев, Н. Г. Калева, Д. А. Яшин // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 4. – С. 79-89.

2. Китай перешел к радикальным мерам: лагеря для интернет-зависимых подростков / Информационное агентство news-front [Электронный ресурс]. –Режим доступа: URL: https://news-front.info/2021/12/18/kitay-pereshel-k-radikalnym-meram-lag... (31.01.2022).

3. О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03: Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 июня 2003 г. № 118 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://ohranatruda.ru/upload/iblock/7a1/4294817617.pdf (дата обращения: 31.01.2022).

Количество просмотров: 315  

Добавить комментарий

Target Image
1. Могут ли помочь тесты определиться с профессией? Выпуск №100, Апрель 2022
2. Об опасности компьютерной зависимости у детей и подростков ВЫПУСК №99, февраль 2022
3. Навыки социализации у детей дошкольного возраста ВЫПУСК №94, АПРЕЛЬ 2021
4. «Долой искусство из учебного плана?» ВЫПУСК №92, декабрь 2020
5. Политика памяти и воспитание регионального патриотизма ВЫПУСК №92, декабрь 2020
6. Размышления «старого» учителя накануне нового учебного года Выпуск №84-85, октябрь 2019
7. Пройти достойно жизненный путь, любя и помня школу ВЫПУСК №83, июнь 2019
8. «Современный урок в начальной школе: подходы, инициативы, идеи»: репортаж с региональной научно-практической конференции ВЫПУСК №78-79, октябрь 2018
9. «За и против» использования методики Монтессори в логопедической работе ВЫПУСК №78-79, октябрь 2018
10. О конкурсе «Учитель года» ВЫПУСК №77, июнь 2018
11. 6 причин обучать редактированию видео в школах ВЫПУСК №76, Апрель 2018
12. И еще об одном умении учителя ВЫПУСК №69, февраль 2017
13. «Астрономию» в школу! Выпуск №68, декабрь 2016
14. Театральная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания ВЫПУСК №65, июнь 2016
15. Личность и профессиональная компетентность педагога как ресурс развития современного образования Выпуск №63, февраль 2016
16. Наука и образование в современном обществе Выпуск №59, Июнь 2015
17. А нужен ли третий урок физкультуры? Выпуск №56, Декабрь 2014