Захарченко Елена Петровна,

старший воспитатель

высшей квалификационной категории

МКДОУ детского сада № 481 г. Новосибирска

 
Добрый день, уважаемые авторы и читатели «Дошкольной академии»!

Первый выпуск 2022 года посвящен самому актуальному вопросу всех уровней образования – сохранению самого дорогого, что есть у человека – здоровья!

Работа по здоровьесбережению охватывает все направления деятельности дошкольных образовательных организаций, ведь педагоги-дошкольники заботятся о физическом, психологическом, эмоциональном здоровье воспитанников, используя для этого широкий спектр приёмов и технологий. А в организациях, которые посещают дети с особыми образовательными потребностями, наряду с этим ведется работа по коррекции уже имеющихся отклонений в здоровье и/или развитии.

Подтверждение этому можно увидеть в общеобразовательных программах ДОО, в Программах развития организаций и, конечно, в опыте, который представлен нашими авторами.

В номере представлены материалы не только воспитателей, но и учителей-логопедов, инструкторов по физической культуре, музыкальных руководителей. Вопросы сохранения и укрепления здоровья решают все специалисты детских садов.

Спортивная игра «Пионербол для дошколят» как одна из форм здоровьесбережения детей

Пашенцева Галина Алексеевна

Во всестороннем развитии человека важное место занимает его физическое воспитание в детстве. С раннего детства закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки. Дети с большим удовольствием занимаются физкультурой, любят подвижные игры.

На прогулке день за днем: влияние прогулок на сохранение и формирование здоровья подрастающего поколения

Бойс Елена Ивановна, Харченко Елена Александровна

Прогулки – это надежное средство для профилактики утомления ребенка и укрепления здоровья. Пребывание на свежем воздухе сказывается на эмоциональном состоянии малышей, особенно важно это в период адаптации ребенка в детском саду. Во время прогулок дети много двигаются, поэтому организм насыщается кислородом, легкие очищаются от пыли и аллергенов, что немаловажно, поскольку в последнее время детей с аллергией становится все больше.

Формирование культуры здоровья у детей раннего возраста

Нечипурук Наталья Михайловна

В настоящее время одним из важных факторов развития образования является формирование и сохранение культуры здоровья дошкольника. Формировать культуру здорового образа жизни – один из основных приоритетов нашего дошкольного учреждения. Приобщать ребенка к здоровому образу жизни я, как педагог, начинаю именно с самого раннего возраста, когда ребенок только поступил в детский сад. Ведь в современном мире именно здоровье является одним из самых главных показателей успешности любого ребенка.

Физическое развитие и привитие навыков здорового образа жизни как аспект функционально грамотной личности

Курлович Ольга Дмитриевна

Формирование функциональной грамотности сейчас стало не только одной из главных тем для обсуждения, но и обязательным условием работы педагогов. Условия, благодаря которым дети достигают целевых ориентиров освоения Программы на этапе завершения детьми дошкольного образования и приближаются к следующему этапу жизни, но уже в стенах школы, и там идет их дальнейшее успешное освоение новых компетенций на основе уже имеющихся.

Организация волонтерского движения среди дошкольников по пропаганде здорового образа жизни

Бокишева Ульяна Юрьевна

В условиях развития современного общества наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей, и поэтому оздоровление дошкольников является одной из первоочередных задач, стоящих перед государством. Актуальность проблемы определяется высокой заболеваемостью детей дошкольного возраста, отрицательным влиянием повторных случаев заболеваний на состояние здоровья, формированием рецидивирующей и хронической патологии.

Актуальные вопросы формирования и сохранения здоровья детей и подростков

Бочерова Арина Юрьевна, Лазариди Валерия Анастасовна

Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является сохранение и укрепление здоровья детей. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребёнка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.

Формирование и сохранение психологического здоровья детей дошкольного возраста

Гулиева Елена Сергеевна

Детей часто рассматривают как «живые цветы земли». А жизнь маленького ребенка – как волшебную страну под названием «Детство». И действительно, что это за удивительная страна? Можно ли туда попасть взрослому? Как сделать детство ребенка счастливым? Эти вопросы стоят перед огромным количеством родителей и педагогов. Ответы на них являются необходимыми как для детей, так и взрослых.

«Здоровые дети – здоровая нация»: сохранение и укрепление здоровья воспитанников детского сада

Кузнецова Светлана Николаевна, Простакова Юлия Валерьевна

Понятие «здоровье» в современном обществе подразумевает не только отсутствие болезней и физических дефектов, но и полное физическое, духовное и социальное благополучие человека. Одной из главных стратегических задач развития страны является укрепление и формирование здорового образа жизни будущего поколения.

Детская анимация как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста в процессе создания мультфильма

Казицкая Ирина Петровна

В настоящее время в соответствии с ФГОС ДО важнейшими задачами дошкольной образовательной организации являются усвоение детьми общечеловеческих ценностей, расширение кругозора, раскрытие у дошкольников творческих и речевых способностей. Как показывает мой опыт работы, развитие этих качеств у дошкольников возможно в том числе и через использование в работе с детьми мультфильмов, созданных своими руками.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников как важная составляющая успешной личности

Чепелова Вероника Викторовна

Прослушивание музыки и музыкально-театральная деятельность детей способствуют становлению звуковой культуры речи. Музыка как искусство интонации знакомит ребенка со средствами интонационной выразительности в речи – темпом, ритмом. Музыкально-театральные игры способствуют диалогическому развитию речи, обогащению словарного запаса, привычке разговаривать о своем внутреннем мире, своих чувствах.

Создание макетов с детьми с ОВЗ как средство социальной адаптации и индивидуального развития ребенка

Вяткина Ольга Николаевна, Давыдова Юлия Владимировна

Создание макета для детей с ОВЗ – универсальное условие социальной адаптации и индивидуального развития ребенка. Прежде всего – это тематически условно-обобщенный знак игрового пространства, в рамках которого ребенок одновременно выступает в роли режиссера, декоратора, актера и одновременно может играть одну или несколько ролей, моделировать реальные ситуации или социальные отношения, объединяется с другими участниками совместной игры, осуществляя сюжетосложение игровых замыслов в общем сюжетном движении.

Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста

Чернобылец Наталья Александровна

Во все времена очень важным являлось полноценное и всестороннее развитие детей. Развитие руки ребенка, ручных умений и мелкой пальцевой моторики – главное условие хорошего физического и нервно-психического развития ребенка. Работая воспитателем с детьми группы раннего возраста (2-3 года), определила для себя одну из главных задач – создать условия, обеспечивающие ребенку физический и психологический комфорт для облегчения периода адаптации. 

Формирование познавательных способностей дошкольников на примере ближнего природного окружения через разные виды детской деятельности

Сапожникова Надежда Викторовна

Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Основы такой личности необходимо заложить уже в дошкольном детстве.

Взаимодействие педагога с семьями воспитанников в дошкольном учреждении

Лычко Дарья Евгеньевна

В Законе РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем детском возрасте». Отсюда следует, что семейное воспитание является одним из ведущих. Но, к сожалению, в наше время многие родители считают, что воспитанием их детей должны заниматься педагоги. В связи с этим, взаимодействие педагогов с семьями воспитанников является одной из самых актуальных и сложных задач.

Познавательное развитие дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность

Донина Ольга Владимировна, Донская Олеся Игоревна, Полякова Наталья Евгеньевна

В каждом ребенке заложено стремление познавать окружающий мир. Дети каждый день стараются узнать что-то новое, у них всегда много вопросов. И далеко не на все вопросы можно ответить так, чтобы ребёнок сразу все понял. Для этого существует детское экспериментирование. Наглядные, интересные опыты и эксперименты помогают детям лучше понять и усвоить окружающий их мир.

Развитие речи и творческих способностей детей через опытно-экспериментальную деятельность

Канина Инна Валерьевна

Развитие речи и творческих способностей тесно связаны между собой. При организации познавательно-речевого развития детей большую роль играет формирование представлений об окружающем мире. Поэтому образовательную деятельность мы стараемся строить таким образом, чтобы дети чувствовали себя исследователями. В ходе опытно-экспериментальной деятельности дети учатся наблюдать, сравнивать, размышлять, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.

Реализация парциальной программы «Юные пешеходы»

Гончарова Анжелина Владимировна, Голубкина Марина Николаевна

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма – проблема всего общества. Обучение детей правильному поведению на дорогах начинается с самого раннего возраста. Именно в детском саду дети получают систематизированную информацию о безопасном поведении на улице и приобретают необходимые навыки такого поведения. Благодаря раннему обучению детей правилам дорожного движения, проведения специальных классовых мероприятий и постоянной просветительской работе можно не просто сократить число ДТП, но и сохранить несколько сотен детских жизней.

Фольклорные праздники как способ приобщения детей дошкольного возраста к истокам народной культуры

Медикова Виктория Викторовна, Урнышева Анастасия Владимировна

Фольклор – коллективное художественное творчество народа, вобравшее в себя вековой жизненный опыт, для которого не требуется какого-либо материала и где средством воплощения художественного замысла является сам человек. Фольклор можно назвать источником и фундаментом национальной культуры любого народа, мудрости и духовного богатства. Он синтезирует в себе словесные, музыкальные, хореографические и драматические виды народного искусства и при этом имеет ясно выраженную дидактическую направленность.

Использование игровых технологий в процессе автоматизации поставленных звуков у детей с ТНР

Киршина Ольга Сергеевна

Игра является ведущей деятельностью дошкольников. Поэтому все дошкольное детство должно быть посвящено игре. Здесь все «не по-настоящему», но позволяет ребенку, используя воображение, применять новые умения и знания. Дети же с ограниченными возможностями здоровья – это соматически ослабленные дети, со сниженной познавательной активностью, с нарушениями ЦНС и другими проблемами.

Сохранение и укрепление здоровья воспитанников через сложившуюся в детском саду систему физкультурно-оздоровительной работы

Куразян Ольга Викторовна, Лахина Ксения Витальевна

В условиях развития современного общества наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей, и поэтому оздоровление дошкольников является одной из первоочередных задач, стоящих перед государством. Актуальность проблемы определяется высокой заболеваемостью детей дошкольного возраста, отрицательным влиянием повторных случаев заболеваний на состояние здоровья, формированием рецидивирующей и хронической патологии.

Обеспечение вариативности и разнообразия использования потенциала ДОО в досуговых мероприятиях с привлечением родителей

Пиянзина Алеся Васильевна

Каким ребёнок станет в будущем, когда вырастет, зависит от семьи. Именно семья и взаимоотношения в ней оказывают решающее влияние на формирование личности ребёнка и его отношение к миру. Специалисты детского сада, сопровождающие ребёнка на протяжении дошкольного детства, только дополняют семейное воспитание, но делают это качественно, эффективно и познавательно для всех участников образовательных отношений, тем самым направляя и помогая тем родителям, которые не знают, как оказать помощь или в какой форме это сделать.

Формирование речевых компетенций у детей с ТНР как предпосылок читательской грамотности посредством современных эффективных технологий

Челпанова Татьяна Владимировна, Ласькова Елена Владиславовна

Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Предпосылками для формирования читательской грамотности является речевое развитие человека с раннего возраста.

«Книжкин дом» и дети в нем

Свинаренко Ирина Владимировна, Щеглова Эльвира Алексеевна, Бусыгина Татьяна Дмитриевна

Книга – великий учитель и друг, без нее немыслимо гармоничное развитие человека, потому что она формирует не только память, интеллект, но и воображение, нравственное и духовное лицо каждого из нас. Книга помогает овладеть речью и является ключом к познанию окружающего мира.

Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Дрезюля Надежда Анатольевна, Кирьянова Наталья Викторовна

В настоящее время дети очень рано включаются в экономическую жизнь своей семьи. Свои первые элементарные экономические знания они получают самостоятельно, на житейском уровне. Сегодняшний дошкольник – это будущий школьник, потом студент, а затем работник. Следовательно, знания, умения и навыки, сформировавшиеся в дошкольном возрасте, станут фундаментом для будущей успешной экономической деятельности. Поэтому очень важным является организация работы с детьми по формированию экономического опыта, азов финансовой грамотности именно в дошкольном возрасте.

Формирование предпосылок функциональной грамотности у дошкольников с особыми возможностями здоровья в процессе реализации педагогического проекта

Кузьмина Татьяна Николаевна, Киторова Татьяна Васильевна

В современном мире в сфере образования функциональная грамотность – одна из главных тем обсуждения. Существует огромное множество факторов, влияющих на развитие функциональной грамотности детей. Основные предпосылки функциональных навыков формируются в стенах детского сада и семьи.

Формирование художественно-творческих компетенций как компонента предпосылок функциональной грамотности у старших дошкольников посредством деятельностного подхода

Алексанова Дина Викторовна, Соловицкая Алина Масалимовна

В современном, быстро меняющемся мире приоритетной задачей дошкольного образования является развитие высоконравственной личности, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества. В соответствии с ФГОС ДО результатом освоения основной образовательной программы дошкольного образования становится не только формирование багажа знаний у дошкольников, но и способность воспитанников принимать собственные решения, опираясь на полученный опыт в различных видах деятельности.

Использование карточек-тренажёров учителем-логопедом для эффективной коррекционной работы по автоматизации звуков у детей с ТНР

Сушкова Маргарита Юрьевна, Чувакова Ирина Богдановна

Логопеды часто сталкиваются с проблемой длительности периода автоматизации поставленных звуков у детей с речевыми нарушениями. Также отмечается плохой самоконтроль детей за правильным произношением звуков в собственной речи. Запоминание и многократное повторение речевого материала, насыщенного автоматизируемым звуком, приводит к быстрому утомлению, вызывает отрицательные эмоции детей-логопатов.