Фольклорные праздники как способ приобщения детей дошкольного возраста к истокам народной культуры

 
 

Медикова Виктория Викторовна,

музыкальный руководитель

высшей квалификационной категории

МАДОУ д/с № 77 г. Новосибирска,

руководитель ММО музыкальных руководителей ДОУ г. Новосибирска

 
 
 

Урнышева Анастасия Владимировна,

музыкальный руководитель первой квалификационной категории

МКДОУ города Новосибирска «Детский сад № 77 комбинированного вида»

 

Фольклорные праздники как способ приобщения детей дошкольного возраста к истокам народной культуры

Родная культура – неотъемлемая часть души ребенка,

начало, порождающая личность.

С. Маршак

Фольклор – коллективное художественное творчество народа, вобравшее в себя вековой жизненный опыт, для которого не требуется какого-либо материала и где средством воплощения художественного замысла является сам человек. Фольклор можно назвать источником и фундаментом национальной культуры любого народа, мудрости и духовного богатства. Он синтезирует в себе словесные, музыкальные, хореографические и драматические виды народного искусства и при этом имеет ясно выраженную дидактическую направленность. Многое в нем создавалось специально для детей и было продиктовано народной заботой о подрастающем поколении как о своем будущем. Издавна фольклор сопровождал ребенка с самого его рождения, давал ему самые главные и простые понятия о жизни и о людях, затрагивал общеинтересное и насущное: труд человека, его взаимоотношения с природой, жизнь в коллективе, творчество, семейный уклад.

Дошкольное детство является наиболее благоприятным периодом для подлинно открытого погружения в истоки культуры родного народа. Поэтому существенную роль в художественно-эстетическом воспитании дошкольников играет «…детский фольклор, ведущим признаком организации которого является единство поэтики, музыки, манеры исполнения и функции произведения» (М. Н. Мельников). Его особенность обусловлена народным художественным мышлением и требованиями народной педагогики: «…это своеобразная школа игры, призванная обеспечить ребёнку адекватный способ познания окружающего мира» (А.М. Мартынова) через культуру диалога, интонационно-поэтическую, образную форму общения с ним. Значение фольклора как важной части музыкального воспитания в современном мире общеизвестно и общепризнанно. Фольклорные праздники, являясь одной из твердо укрепившихся направлений и форм культурно-досуговой деятельности ДОУ, обладают большими воспитательными возможностями для становления личности ребенка, и задача педагогов ДОУ – создать условия для активного освоения культуры родного народа, сохранения его традиций.

Народные праздники всегда являлись неотъемлемой частью духовной культуры народа, его жизни, они играли коммуникативную, регулятивную, компенсаторную, эмоциональную, идеологическую, нравственно-воспитательную роль. В любом фольклорном действе воплощены общечеловеческие ценности, нравственный опыт народа. Многообразные воспитательные функции народных праздников, среди которых развивающая, информационно-просветительская, культурно-творческая, обуславливают целесообразность широкого использования этой формы нравственного воздействия в воспитании детей дошкольного возраста. Целью погружения воспитанников ДОУ в народные традиции через фольклорные праздники является раскрытие значения фольклора как средства активизации творческого мышления детей, на основе которого у дошкольников развивается понимание культурного наследия, появляется потребность приобщения к ценностям народной музыки, к истории родного края, к традициям и обычаям своего народа, к песенному наследию предков.

Значимость фольклорных праздников для формирования личности дошкольника проявляется в следующих аспектах:

– знакомство детей с народными традициями и историей русского народа, своеобразием быта, обычаев, костюма, взаимоотношений между взрослыми и детьми;

– связь с воспитанием уважения к нравственным ценностям: честности, добросовестности, доброте и милосердии, великодушии, справедливости и др.;

– формирование праздничной культуры детей дошкольного возраста с учетом методически грамотного проведения народных праздников.

Важным компонентом любого народного фольклорного праздника на Руси являлись обряды как совокупность установленных обычаем действий, связанных с бытовыми традициями, обычный порядок, церемония чего-либо. Значимым элементом является знакомство с традиционным народным костюмом, его изготовление и ношение во время праздников. Ведь в одежде народ воплощает свои этические и эстетические представления, понятия о гармонии мира и человека. Воссоздавая все обряды и традиции костюмированной праздничной культуры родного народа в сценариях фольклорного праздника в нашем детском саду, мы формируем основы нравственной культуры: приобретение детьми нравственного опыта, наследование духовного достояния русского народа, достижение культуры межличностных и межнациональных отношений.

Проведение фольклорных праздников диктует цикл народного календаря, адаптированного под условия детского сада и современные социокультурные ценности. Календарно-обрядовые события проводятся в течение года согласно народному календарю, построенному на годичном цикле жизни русского народа, с учетом возрастных особенностей и уровнем подготовленности детей. Среди наиболее ярких праздников, прочно обосновавшихся в нашем детском саду, можно выделить следующие.

Период с 14 сентября «Семёнов день» по 21 сентября называется «Бабьим Летом». В старину это были проводы лета и встреча зимы – «Осенины». В избах обновляли огонь: старый гасили, а новый – разжигали. В торжественный день «Осенин» надевали лучшие одежды. В этот период ежегодно для детей младшего и среднего дошкольного возраста в нашем ДОУ устраиваются кукольные театры, потешные посиделки, для детей старшего дошкольного возраста проводится праздник «Осенины» или «Золотая Ярмарка». Досуг проводится на улице совместно с родителями, как массовое гуляние, насыщенное традиционными стилизованными играми, песнями, плясками, хороводами, состязаниями, забавами и балаганом. Его предваряет подготовительная работа – обсуждение народных примет, знакомство с пословицами и поговорками на тему осени, загадки, игры, разучивание хороводов и переплясов, песен и частушек. Венчают праздничное событие торги, организованные на территории детского сада. «Торгуют» дошкольники поделками собственного или семейного производства.

Колядование на Руси с 8 по 19 января – это один из ключевых обрядов «Коляды», корнями проросшей в историю русского народа. Взрослые и дети – ряженые, нарядившись в вывернутые наизнанку тулупы, надев смешные и пугливые маски, ходили из дома в дом, останавливались под окнами и славили хозяев, желали им в песнях, пестушках, прибаутках добра и благоденствия. Участникам таких поздравлений хозяева дарили угощение, считалось дурным тоном отказать ряженым. Заканчивалось колядование всеобщей потехой, катанием с горок, общим пиром. Так, сохранив основу старорусских традиций «Коляды», для детей старшего возраста в ДОУ устраиваются посиделки в избе – имитированном холле «Горница» с инсценированным представлением, угощением, «разыгрываются» поцелуйные, имитационные «Я весёлая ткачиха», соревновательные игры «Тесто», «Пирог», «Бай, качи», хороводы «Коляда», «Овсень», песни «Во кузнице», колядки «Коляд, коляд, коляда». Устраиваются переплясы в сопровождении частушек, импровизационные «Петушиные» бои, игры с метелками ряженых, гадания.

Одним из самых любимых народных праздников сибиряков был праздник «Широкой Масленицы», «Разгульной Масленицы». Для праздника были характерны массовые катания на лошадях, запряжённых в сани, из дома в дом ходили ряженые с гармошкой. Масленица закрывала зимние вечёрки, которые проходили в избах, а затем и на улице, где играли в игры, ходили парами, устраивались состязания. Основным масленичным лакомством являлись блины, которые потребляли с маслом, творогом, повсюду устраивали проводы Масленицы, широко распространена была игра «Взятие снежного городка» и обряд «Сжигание «чучела» (соломенной куклы, символизирующей). Не все традиции исконно русской Масленицы дошли до нашего времени, но их зерно нам удалось возродить в одноименном фольклорном празднике с детьми средних, старших и подготовительных групп нашего детского сада. Во время имитированного масленичного гуляния дети, родители и педагоги наряжаются в народные стилизованные костюмы. Атмосфера праздника пестрит стилизованными под старину тематическими песнями и танцами, хороводами и инсценировками. Разыгрываются спектакли и сцены «Ай, дили», «Балаган Петрушки», «Маслице», поются шуточные песни «Масленица – сковородница», «Как на масленой неделе», «Я поставила блины», «Бабушка, испеки оладушки» и другие. Дети кликают весну, провожают зиму, играют в импровизированные русские игры совместно с родителями – «Перетяжки с палкой», «Катание на лошадках», «Веревочки», а также участвуют в играх-эстафетах с тряпичными «блинами». В конце праздника дети дарят друг другу самодельные маленькие куклы-обереги.

22 марта в старинной народной традиции носит название «Сороки» – вторая встреча весны, в этот день, считалось, прилетают из тёплых стран сорок птиц, и первая из них жаворонок – вестник весны. «Сороки» считали детским праздником: накануне женщины месили из ржаной муки тесто и пекли «жаворонок», а утром, в день праздника, раздавали их детям. Дети радостно выбегали на улицу закликать жаворонок короткими песенками, исполняя их как заклички несколько раз. В наши дни с детьми всех возрастных групп ДОУ проводится досуг «Сороки», который включает в себя изготовление птичек жаворонок из соленого теста в импровизационной избе-холле «Горница». Далее праздник приобретает формат гуляния, где дети проявляют свои музыкально-творческие способности. В старших группах на празднике исполняются «Заклички, веснянки», короткие песенки «Чу виль-виль-виль, жаворонушки», игры «Гори, гори ясно», «Золотые ворота», хороводы, считалки.

Старинный, летний, общеизвестный и в наши дни праздник «Иван Купала» (7 июля) таил в себе множество обрядов, связанных с водой, огнем, солнцем и травами. У костров устраивали шумные игры, хороводы, пели, веселились, собирали цветы и целебные травы, плели венки, гадали, опустив на реку венки с зажженной свечкой. Существовало поверье, что в ночь на Ивана Купалу зацветает папоротник, и в этот миг можно увидеть все клады, как бы глубоко они не были спрятаны под землей. Для этого праздника было еще одно сказочное занятие: сесть и послушать шелест травы и листьев, ведь все растения наполнялись чудодейственной силой и тихо переговаривались между собой. Некоторые традиции праздника дошли и до нашего времени, они вызывают большой интерес среди воспитанников нашего детского сада. В ДОУ с детьми средних, старших и подготовительных групп проводится праздничное гуляние на улице. Изготавливаются импровизированные костры, через которые дети прыгают, проводятся игры, хороводы, различные гадания. Так же, как и в старину, дети участвуют в стилизованных обрядах праздника с почитанием воды и солнца, плетут венки. Также устраиваются посиделки, чтобы услышать «чудеса праздника». Для детей младших групп проводятся костюмированные представления, главным героем которых является «вода».

Фольклорный праздник как синтез практически всех видов искусств: литературы, музыки, живописи – позволяет не только дать детям новые знания, но и организовать непосредственное их участие в исполнении обрядов, пении народных песен, инсценировках. Подготовка к празднику всегда вызывает у детей интерес, на основе которого формируется художественный вкус, единение детей и взрослых. Мы стараемся дать выход детским стремлениям к творчеству, способствовать удовлетворению их желания участвовать в играх, танцах, инсценировках. Это способствует социализации ребенка, формирует у него активную позицию и вызывает стремление сохранить традиции и обычаи русского народа. Дети прекрасно чувствуют смысловую глубину праздничных образов, инстинктивно постигая их, вопреки искусственно прерванной передаче традиций из поколения в поколение.

Большое значение фольклорные праздники имеют и как одна из форм сотрудничества с родителями, способствуют активному вовлечению родителей в педагогический процесс. Родители воспитанников ДОУ участвуют в подготовке и реализации фольклорных праздников: создают народные праздничные костюмы, кукол, заводят хороводы, пляски, игры, исполняют песни, инсценировки. И таким образом становятся активными и полноправными участниками. Такая форма проведения праздника создает творческие позитивные отношения между педагогами и родителями, показывает огромную значимость семьи и семейных традиций, раскрывает потенциальные возможности детей, создает у ребенка радостное настроение, эмоциональный подъем и формирование традиций народного праздника, особенностей организации праздничного действа, правил приглашения гостей и гостевого этикета.

Широкое распространение и проникновение фольклорных праздников с их традициями и культурой в общее составляющее всех праздников ДОУ привело к необходимости разработать модель систематизации информации о фольклоре, грамотном включении детей в истоки родного народа. Так была разработана Программа «Фольклорушки», особенностью которой является возможность ее реализации силами не только музыкальных руководителей, но, в первую очередь, воспитателей. Актуальность Программы обусловлена потребностью культурной преемственности, самобытности, социокультурной идентичности ребенка, его ориентации в поликультурном пространстве и сопричастности к культуре родного народа в ходе активного включения фольклорных праздников, событий с их обычаями, традициями и обрядами в образовательно-воспитательный процесс и культурно-досуговую жизнь нашего детского сада. Оригинальность Программы заложена в самом цикле народного календаря, в повторности и периодичности событий. Этот аспект, лежащий в основе всей Программы, даёт возможность дошкольникам ежегодно проживать одни и те же обряды, обычаи, праздники и соответствующий им устный и музыкальный материал с учетом их возрастных особенностей. Воспитательная направленность фольклорных праздников для воспитанников ДОУ состоит в духовном обогащении ребенка, расширении его представлений об истории и традициях народа, освоении элементов праздничной народной культуры.

Таким образом, приобщая детей к истокам народной праздничной культуры, мы разносторонне развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт народного характера, народной ментальности.

Количество просмотров: 7738  

Добавить комментарий

Target Image
1. Спортивная игра «Пионербол для дошколят» как одна из форм здоровьесбережения детей
2. На прогулке день за днем: влияние прогулок на сохранение и формирование здоровья подрастающего поколения
3. Формирование культуры здоровья у детей раннего возраста
4. Физическое развитие и привитие навыков здорового образа жизни как аспект функционально грамотной личности
5. Организация волонтерского движения среди дошкольников по пропаганде здорового образа жизни
6. Актуальные вопросы формирования и сохранения здоровья детей и подростков
7. Формирование и сохранение психологического здоровья детей дошкольного возраста
8. «Здоровые дети – здоровая нация»: сохранение и укрепление здоровья воспитанников детского сада
9. Детская анимация как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста в процессе создания мультфильма
10. Художественно-эстетическое развитие дошкольников как важная составляющая успешной личности
11. Создание макетов с детьми с ОВЗ как средство социальной адаптации и индивидуального развития ребенка
12. Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста
13. Формирование познавательных способностей дошкольников на примере ближнего природного окружения через разные виды детской деятельности
14. Взаимодействие педагога с семьями воспитанников в дошкольном учреждении
15. Познавательное развитие дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность
16. Развитие речи и творческих способностей детей через опытно-экспериментальную деятельность
17. Реализация парциальной программы «Юные пешеходы»
18. Фольклорные праздники как способ приобщения детей дошкольного возраста к истокам народной культуры
19. Использование игровых технологий в процессе автоматизации поставленных звуков у детей с ТНР
20. Сохранение и укрепление здоровья воспитанников через сложившуюся в детском саду систему физкультурно-оздоровительной работы

Страницы

1. Формирование речевой активности и предпосылок коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста с РАС посредством сюжетно-ролевых игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Музыкальные игры на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Театрально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Цветной мир сенсорики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас» ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы