Физическое развитие и привитие навыков здорового образа жизни как аспект функционально грамотной личности

 
 

Курлович Ольга Дмитриевна,

инструктор по физической культуре

высшей квалификационной категории

МКДОУ д/с № 77 г. Новосибирска

 

Физическое развитие и привитие навыков здорового образа жизни как аспект функционально грамотной личности

Формирование функциональной грамотности сейчас стало не только одной из главных тем для обсуждения, но и обязательным условием работы педагогов. Условия, благодаря которым дети достигают целевых ориентиров освоения Программы на этапе завершения детьми дошкольного образования и приближаются к следующему этапу жизни, но уже в стенах школы, и там идет их дальнейшее успешное освоение новых компетенций на основе уже имеющихся. И кому, как ни нам, дошкольникам, заложить прочный фундамент будущей функционально грамотной личности, личности всесторонне развитой, с активной позицией, багажом знаний и умениями в различных областях жизни человека в этом большом динамичном мире.

В дошкольном детстве обучение и развитие детей определяется программными задачами и возрастными особенностями. Мы даем знания по всем направлениям и областям, которые определены во ФГОС ДО. Образовательная область «Физическое развитие» направлена на сохранение и укрепление здоровья детей, гармоничное физическое развитие, приобщение к физической культуре, развитие психофизических качеств (сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость), приобщение к спортивным и подвижным играм, развитие интереса к спорту; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами, воспитание культурно-гигиенических навыков и полезных привычек.

Физическое развитие очень важно для здоровья детей, потому что позволяет реализовать их врожденное стремление к движению. Становление детской идентичности, образа Я тесно связано с физическим развитием ребенка, с его ловкостью, подвижностью, активностью.

Передо мной встал вопрос: «А участвую ли я – инструктор по физической культуре – в процессе развития предпосылок функциональной грамотности на занятиях по физической культуре?» Ведь образовательная область «Физическое развитие» в корне отличается от других образовательных областей дошкольной программы.

Именно здесь мы должны сделать акцент на не простом показе, повторе, закреплении основных видов движения, а, применив педагогические методы и приемы, рассказать детям адаптированную для них теоретическую основу необходимости двигаться, заниматься спортом, приобщаться к здоровому образу жизни. На каждом занятии воспитанники должны подчерпнуть знания, а не только умения и навыки. В процессе занятия инструктор по физической культуре дает объяснения, это могут быть: исторические сведения о виде спорта, правила соревнований, способы деления в команды, колонны, техника выполнения упражнения, использование художественного слова, примеры возможных ошибок и способы, как их избежать и т.д. Нужно не только рассказывать об это детям, но и проверять усвоение ими этих знаний. Т.е. формировать компетенции для решения задач, чтобы, попадая в проблемную ситуацию, ребенок самостоятельно мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав своё решение.

Дошкольников захватывает сам процесс поиска путей решения задач. Они получают возможность развивать логическое и ассоциативное мышление, обеспечивают развитие:

– наблюдательности, умения воспринимать и перерабатывать информацию, делать выводы;

– умения применять полученные знания для анализа наблюдаемых процессов;

– творческих способностей; 

– готовности к применению знаний и умений в процессе своей жизнедеятельности.

Функциональная грамотность, приобретаемые компетенции как результат обучения формируются посредством каждой образовательной области. Мы же рассмотрим формирование компетенций в области «Физическое развитие» на основе применения современных технологий.

В ДОУ наряду с основной программой по физическому развитию реализуется вариативная Программа по приобщению дошкольников к спорту и развитию осознанного отношения к своему здоровью «Спорт. Здоровье. Детский сад». Программа реализуется в рамках образовательной области «Физическое развитие» и предназначена для детей 3-7 лет. Она не дублирует основную часть нашей непосредственной деятельности, а логично дополняет ее, в виде теоритетических знаний, которые предлагаются детям в режимных моментах в течение дня: это рассказы о видах спорта, спортсменах, подвижных играх народов мира, знания о ЗОЖ. Эта деятельность реализуется через словесные, наглядные и, конечно, практические методы. В Программе представлены вариативные методы и технологии, как с применением спортивного инвентаря, так и технологий, казалось бы не имеющих отношения к привычным, традиционным методам, применяемым в физической культуре.

Например, нетрадиционные здоровьесберегающие и социоигровые технологии, элементы технологии ТРИЗ, модерация, ИКТ и интерактивное общение, которые в интересном формате позволяют формировать предпосылки функциональной грамотности дошкольников, повышают познавательную активность и мотивацию детей к занятию физкультурой и спортом, через знакомство со спортсменами-новосибирцами и их личными достижениями, прославившими родной город. Посредством современных технологий формируются компетенции и компетентности основ культуры здоровья, представлений ребенка о себе и о здоровом образе жизни, правилах безопасного поведения, гигиены, охраны здоровья, что позволяет детям усваивать основы, направленные на проявление самостоятельности и поддержку инициативы детей, право выбора.

Рассмотрим более подробно каждую из современных технологий, способствующих формированию компетенций дошкольников в области «Физическое развитие» на основе базовых видов функциональной грамотности:

– ИКТ;

– модерация;

– интерактивное общение;

– социоигровые технологии;

– элементы ТРИЗ.

Использование информационно-коммуникационных технологий в ДОУ организовано соответственно перспективному плану. Мы проводим разнообразную совместную деятельность для всех участников образовательного процесса, организуем соответствующую среду, задействуем ресурсы. Широко используем видеотеку мультимедийных материалов о спорте, проводим виртуальные путешествия по спортивным объектам города Новосибирска. Ежеквартально организовываем фотовыставки на темы здоровья и спорта. Разрабатываем тематические беседы с детьми, с использованием программ PowerPoint, SmartNotebook, Киностудия Movavi, по каждой теме проводим познавательную беседу, особое внимание уделяя развитию спорта в г. Новосибирске и его представителям-новосибирцам, тем самым формируя предфункциональную грамотность дошкольников, популяризируя занятия спортом, активным образом жизни и вызывая чувство гордости за родной город.

Модерация – это эффективная технология, которая позволяет значительно повысить результативность и качество образовательного процесса. Цель: посредством мультимедийных средств формировать коммуникативные компетенций у детей, умение высказываться и объяснять свое понимание таких понятий, как сила, ловкость, выдержка, находчивость, спортивная честность, понятий, связанных со здоровьем и спортом. Эта технология позволяет закреплять знания о видах спорта, спортивных состязаниях. Формирует социальные компетенции, умение давать нравственную оценку поступкам мультимедийных героев, формировать навыки сотрудничества и взаимодействия.

Интерактивное общение. Организация встреч с олимпийскими призерами, чемпионами мира и Европы, мастерами спорта. Кто, как ни настоящий чемпион, на личном примере может рассказать о своем спортивном пути. Чтобы достичь положительных результатов в формировании личности ребенка, ему необходимо самому увидеть человека, который добился больших успехов в спорте, услышать историю спортивного, нелегкого пути, потрогать медали чемпиона, понять, что только при развитии таких важных качеств личности, как решительность, смелость, уверенность в своих силах, упорство, терпение, можно достичь успеха. Главной ценностью таких встреч является ОБЩЕНИЕ между спортсменами и подрастающим поколением, привитие любви и гордости к родному краю, открытие детям мира спорта.

В 2021 был заключен договор сетевого взаимодействия с Новосибирским Центром Высшего Спортивного Мастерства. Совместная работа с НЦВСМ ведется по совместно разработанному по плану. Например, в рамках реализации совместного плана с Новосибирским Центром Высшего Спортивного Мастерства, все участники образовательного процесса в сентябре приняли участие во Всероссийском Дне ходьбы. Педагоги и родители с детьми провели день на свежем воздухе, считая шаги. Все участники были награждены дипломами. Ребятишки после акции получили в подарок раскраски от Чемпионки мира Дарьи Мануйленковой (бодифитнес) и участницы Олимпийских игр Уфимцевой Анастасии (плавание).

 

Социоигровые технологии. Каждому инструктору по физической культуре в своей работе ежедневно приходится объединять воспитанников в группы. Объединение детьми воспринимается зачастую эмоционально, а когда сама процедура объединения не понятна и не принята детьми, то вызывает споры, негативные эмоции и потерю времени на занятии.

Один из наиболее рациональных способов организации физического воспитания, выстроенный на принципах социоигровой педагогики (авторы А.П. Ершова, В.М. Букатов) – это работа в малых группах-«компаниях», идея которой принадлежит Е.Е. Шулешко. Социоигровые технологии позволяют детям собраться в команды или компании не только по расчету на первый, второй, третий, а используя разнообразные способы деления. Например, по цвету и форме предметов, разнообразию спортивного инвентаря, по отличительным знакам (цвет глаз, цвет волос, цвет галстуков), приемом «Цветные резиночки», созданием малых групп путём образования пар, троек, четвёрок, шестёрок по перестроению и многим другим способам. Опыт работы показал, что дети проявляют интерес к новой форме распределения в команды. Самостоятельно придумывают новые варианты, более внимательно слушают задания, чтобы узнать, по какому способу необходимо собраться в компании или микрогруппы. Выбор способа объединения детей в группы зависит от умения детей общаться и договариваться друг с другом; от уровня сформированности произвольности поведения; содержания занятия; количества детей и малых групп.

Элементы ТРИЗ-технологии. Технология ТРИЗ, активно применяемая во многих детских садах воспитателями, используется для помощи в нахождении решений поставленных задач и способствует развитию мышления, гибкости, системности, логическому построению и оригинальности. Главная задача данной методики – научить ребенка думать нестандартно и находить собственные решения. Это с одной стороны – занимательная игра, с другой – развитие умственной активности ребенка через творчество, в том числе и в образовательной области «Физическое развитие». Игры с использованием элементов ТРИЗ-технологии на занятиях физической культурой формируют у детей интерес и нестандартный подход к овладению задач, определенных в данной образовательной области.

Например, игры и тренинги на кругах Луллия.

Игра «Раздай спортивный инвентарь». Игрок или команда выбирают карточку с видом спорта, размещенном на первом круге, помещают в красный сектор. Далее вращая остальные круги, дети подбирают инвентарь и оборудование, которые соответствуют выбранному виду спорта. Играя, дети учатся узнавать и называть виды спорта; определять и называть необходимый инвентарь, оборудование, экипировку для данного вида спорта; развивают мышление, память, логику.

Тренинг по признаку «Пиктограмма» для детей 6-7 года жизни (тренинги с четырьмя кругами Луллия). Этот тренинг был создан для того, чтобы предоставить детям возможность самостоятельно выбрать физические упражнения и последовательности их выполнения на занятиях и в эстафетах. На 4-х кругах – картинки с пиктограммами для определения последовательности упражнений. Для того чтобы определить детей, которые будут выбирать пиктограммы с заданиями, используются различные приемы социоигровых технологий. Далее дети самостоятельно выбирают пиктограмму для 1 этапа, 2 этапа, 3 этапа, 4 этапа. После чего вся группа детей приступает к выполнению заданий по построенному планы. Тренинг предоставляет детям возможность самостоятельно выбрать основные виды движений и последовательности их выполнения как для своей команды, так и для команды соперников. Такой прием интересен в соревновательных мероприятиях, квестах, викторинах.

Представленные технологии не предлагают ребенку готовое решение, а дают возможность найти его самостоятельно, применяя уже освоенные компетенции, акцентируя внимание не столько на успешном результате решения задачи, сколько на эффективном применении алгоритма его поиска, т.е. формируя компетентность через игры, беседы, развлечения и др.

Посредством современных технологий формируются не только компетенции и компетентности основ физической культуры, культуры здоровья, но и затрагивается формирование основных видов грамотности.

Читательская грамотность:

– Умеет четко давать ответ на поставленный вопрос.

– Умеет вести диалог о видах спорта, занятиях физической культурой, ЗОЖ.

– Умеет делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, уточняет источник полученной информации (просмотр презентации, мультфильма, видеоролика, рассказ педагога, посещение виртуальной экскурсии и т. д.).

– Интересуется смыслом слова и употребляет их в речи в точном соответствии с изучаемой темой.

– Обогащает бытовой и спортивный словарь.

– Умеет пользоваться в речи понятиями: «сначала», «потом», «до», «после», «раньше», «позже», «в одно и то же время».

– Умеет анализировать и оценивать свои поступки и поступки друзей.

– В повседневной жизни, в играх проявляет формы выражения вежливости (попросить прощения, извиниться, поблагодарить, сделать комплимент).

– Умеет решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждает, доказывает, объясняет.

– Умеет анализировать и оценивать деятельность друзей.

– Умеет употреблять в речи слова в точном соответствии со смыслом.

– Отражает в речи пространственное расположение предметов (вверху, внизу, выше, ниже, слева, справа, левее, правее, в левом верхнем (правом нижнем) углу, перед, за, между, рядом и др.).

Математическая грамотность:

– Имеет представления о порядковом счете. Умеет правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечает на вопросы «Сколько?», «Который по счету?».

– Умеет выполнять ряд последовательных действий в соответствии с задачей и предлагаемым алгоритмом деятельности.

– Умеет самостоятельно действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом; ставить цель, составлять соответствующий собственный алгоритм.

– Ориентируется в расположении частей своего тела и в соответствии с ними различает пространственные направления от себя: вверху — внизу, впереди — сзади (позади), справа — слева.

– Имеет представление о «чувстве времени». Умеет беречь время, регулировать свою деятельность в соответствии со временем.

– Умеет ориентироваться на ограниченной территории (спортивный зал, спортивная площадка); располагать предметы и их изображения в указанном направлении.

– Умеет «читать» простейшую схему, графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве: слева-направо, справа-налево, снизу-вверх, сверху-вниз; самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы).

– Умеет распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.

Естественно-научная грамотность:

– Имеет представление о культурно-исторических основах физической культуры, физического развития, понимает значение здорового образа жизни, профилактики вредных привычек средствами физической культуры, знает основы личной и общественной гигиены.

– Имеет представление о мире предметов. Объясняет назначение незнакомых предметов. Имеет представление о предметах, спортивном инвентаре (гантели, скакалки, мячи и др.).

– Умеет самостоятельно определять материалы, из которых изготовлены предметы. Характеризует свойства и качества предметов: структуру и температуру поверхности, твердость – мягкость, хрупкость – прочность, блеск, звонкость. Объясняет, что прочность и долговечность зависят от свойств и качеств материала, из которого сделан предмет.

– Умеет самостоятельно определять замысел подвижной игры, определяет время суток, природные явления, умеет выполнять соответствующие действия по правилам игры.

– Имеет представления о Родине — России. Проявляет интерес к событиям, происходящим в стране, чувство гордости за ее достижения, знания о символике, о государственных праздниках.

Таким образом, можно уверенно сказать, что применение современных методов и технологий, направленных на формирование компетенций у дошкольников в физическом развитии, поможет заложить прочный фундамент будущей функционально грамотной личности.

Количество просмотров: 4616  

Добавить комментарий

Target Image
1. Спортивная игра «Пионербол для дошколят» как одна из форм здоровьесбережения детей
2. На прогулке день за днем: влияние прогулок на сохранение и формирование здоровья подрастающего поколения
3. Формирование культуры здоровья у детей раннего возраста
4. Физическое развитие и привитие навыков здорового образа жизни как аспект функционально грамотной личности
5. Организация волонтерского движения среди дошкольников по пропаганде здорового образа жизни
6. Актуальные вопросы формирования и сохранения здоровья детей и подростков
7. Формирование и сохранение психологического здоровья детей дошкольного возраста
8. «Здоровые дети – здоровая нация»: сохранение и укрепление здоровья воспитанников детского сада
9. Детская анимация как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста в процессе создания мультфильма
10. Художественно-эстетическое развитие дошкольников как важная составляющая успешной личности
11. Создание макетов с детьми с ОВЗ как средство социальной адаптации и индивидуального развития ребенка
12. Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста
13. Формирование познавательных способностей дошкольников на примере ближнего природного окружения через разные виды детской деятельности
14. Взаимодействие педагога с семьями воспитанников в дошкольном учреждении
15. Познавательное развитие дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность
16. Развитие речи и творческих способностей детей через опытно-экспериментальную деятельность
17. Реализация парциальной программы «Юные пешеходы»
18. Фольклорные праздники как способ приобщения детей дошкольного возраста к истокам народной культуры
19. Использование игровых технологий в процессе автоматизации поставленных звуков у детей с ТНР
20. Сохранение и укрепление здоровья воспитанников через сложившуюся в детском саду систему физкультурно-оздоровительной работы

Страницы

1. Формирование речевой активности и предпосылок коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста с РАС посредством сюжетно-ролевых игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Музыкальные игры на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Театрально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Цветной мир сенсорики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас» ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы