На прогулке день за днем: влияние прогулок на сохранение и формирование здоровья подрастающего поколения

 
 

Бойс Елена Ивановна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МКДОУ д/ № 6 «Остров детства» г. Новосибирска

 

 
 
 

Харченко Елена Александровна,

воспитатель первой квалификационной категории

МКДОУ д/ № 6 «Остров детства» г. Новосибирска

 

На прогулке день за днем: влияние прогулок на сохранение и формирование здоровья подрастающего поколения

Прогулка в нашей жизни занимает важное место: как в жизни взрослого, так и в жизни маленького человечка. Однако не все взрослые придают значение прогулкам. Какова же роль прогулки в оздоровлении детей?

Прогулки – это надежное средство для профилактики утомления ребенка и укрепления здоровья. Пребывание на свежем воздухе сказывается на эмоциональном состоянии малышей, особенно важно это в период адаптации ребенка в детском саду. Во время прогулок дети много двигаются, поэтому организм насыщается кислородом, легкие очищаются от пыли и аллергенов, что немаловажно, поскольку в последнее время детей с аллергией становится все больше. При нахождении человека на свежем воздухе значительно улучшается обмен веществ, а следовательно, повышается их усвоение, усвоение витаминов и микроэлементов, соответственно и аппетит. Ни для кого не секрет, что свежий воздух является мощным средством для закаливания и повышает устойчивость детского организма к простудным и вирусным заболеваниям, т.е. повышает иммунитет, улучшает сон.

Если прогулку организовать правильно, то она будет важным режимным моментом. При верной организации прогулок в детском саду дошкольники реализуют половину суточной потребности в движении. Гулять с детьми нужно ежедневно и в любую погоду (в соответствии с нормами СанПиН). Ребенку просто необходимо сталкиваться с разными явлениями природы, такими как дождь и снег, ветер, жара или холод, чтобы любое изменение погоды не вызывало простуды.

Прогулка в детском саду является важным мероприятием по укреплению здоровья и закаливания, по развитию двигательной активности детей. Одновременно на прогулке выполняется установка Федерального государственного образовательного стандарта на развитие в детях способностей и мотивации к различным видам деятельности.

По своему опыту могу сказать, что родители не всегда довольны, что их дети гуляют в детском саду. Утром многие задают вопрос: а вы пойдете сегодня гулять? Особенно волнуются родители в осенне-зимний период. Взрослые переживают, чтобы их ребенок не заболел, не вымочил одежду и обувь, не испачкался. Поэтому многие не хотят, чтобы дети выходили на прогулку. На самом деле, бояться просто нечего – достаточно знать, как правильно одеть малыша, ориентируясь на погоду на улице, и тогда от прогулки будет исключительно только польза и удовольствие, даже если за окном дождь или минусовая температура. Итак, грамотно подобранная одежда и удобная обувь по сезону – одно из важных условий выхода с детьми на улицу.

Организация прогулки – это сложный и важный педагогический процесс. Так как развитие детей в детском саду в соответствии с ФГОС происходит по пяти основным направлениям: познавательное, физическое, художественное, речевое и коммуникативное развитие, то в ходе прогулки возможна интеграция этих областей. Правильно организованная прогулка позволяет достичь цели по воспитанию всесторонне развитой личности, формировать лучшие качества в детях. Во время прогулки дети много бегают, прыгают, преодолевают различные препятствия, поэтому становятся более выносливыми и подвижными. У них формируются разные двигательные умения, укрепляются мышцы и повышается жизненный тонус.

На прогулке всегда нужно поощрять стремление детей к движению, тренировке равновесия, умению ползать, метать в цель. Для этого есть огромное количество подвижных игр, которые используются в работе с детьми, такие как «Пустое место», «Кот и мышка», «Мы веселые ребята», «Удочка», а также игры с мячом, со скакалкой.

В конце прогулки, чтобы дети немного успокоились, проводим игры малой и средней подвижности, например: «У кого мяч…», «Угадай по голосу», «Море волнуется…», «Найди и промолчи» и другие спокойные игры. Эти игры значительно снижают двигательную активность и позволяют перейти на другой вид деятельности.

Раз в неделю занятие по физической культуре проходит на улице. На этом занятии закрепляем навыки, приобретенные в зале (прыжки, бег с опережением, попадание в цель и т.п.). Кроме различных оздоровительных задач прогулки на улице помогают решать с воспитанниками различные задачи нравственного воспитания.

На этапе наблюдения во время прогулок дети знакомятся с родным городом, с трудом взрослых, которые сажают деревья, убирают территорию детского сада. Наблюдаем с детьми за природными явлениями и ситуациями в общественной жизни. Для удержания внимания воспитанников к наблюдательному процессу используются загадки, разные игровые и сюрпризные моменты беседы с поисковыми вопросами и сравнениями, а также с привлечением личного опыта ребят. При этом в беседах с детьми обращаем внимание на коллективный характер труда и его значение. Знакомство с окружающим миром способствует воспитанию у детей любви к родному дому, детскому саду, городу. Ребята поливают цветы, рыхлят почву, помогают собирать мусор на площадке или подметать дорожки. Таким образом, дети приобретают навык трудолюбия, воспитывается уважение к чужому труду, любовь и бережное отношение к природе.

Беседы об окружающей нас природе учат замечать ее красоту. Множество в природе красок, форм, запахов и звуков – все это вызывает даже у самых маленьких воспитанников радостные переживания. И ощутить эти переживания через стекло окна невозможно. И все-таки, несмотря на разнообразие игр и занятий, есть дети, которые не хотят гулять. Видимо, потому что родители таких детей сами не гуляют со своим ребенком. Хочется напомнить таким родителям, что пренебрегать прогулкой нельзя. Это один из видов закаливания детского организма. Не лишайте детей радости движения и заряда бодрости! Прогулка делает детей физически более выносливыми, укрепляет их здоровье, улучшает настроение, а значит способствует в дальнейшем успешному обучению в школе. Таким образом, правильно организованные и продуманные прогулки помогают взрослым осуществлять задачи для всестороннего развития детей.

Литература:

1. О пользе прогулок в детском саду.

2. Ануфриева Л. Общефизическая подготовка детей на прогулке // Дошкольное воспитание. 1996. № 2.

3. Нищева Н. В. Подвижные и дидактические игры на прогулке. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 192 с.

4. Кобзева Т. Г. и др. Организация деятельности детей на прогулке. Старшая группа. – Волгоград: Учитель, 2012. – 287 с.

Количество просмотров: 3618  

Добавить комментарий

Target Image
1. Спортивная игра «Пионербол для дошколят» как одна из форм здоровьесбережения детей
2. На прогулке день за днем: влияние прогулок на сохранение и формирование здоровья подрастающего поколения
3. Формирование культуры здоровья у детей раннего возраста
4. Физическое развитие и привитие навыков здорового образа жизни как аспект функционально грамотной личности
5. Организация волонтерского движения среди дошкольников по пропаганде здорового образа жизни
6. Актуальные вопросы формирования и сохранения здоровья детей и подростков
7. Формирование и сохранение психологического здоровья детей дошкольного возраста
8. «Здоровые дети – здоровая нация»: сохранение и укрепление здоровья воспитанников детского сада
9. Детская анимация как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста в процессе создания мультфильма
10. Художественно-эстетическое развитие дошкольников как важная составляющая успешной личности
11. Создание макетов с детьми с ОВЗ как средство социальной адаптации и индивидуального развития ребенка
12. Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста
13. Формирование познавательных способностей дошкольников на примере ближнего природного окружения через разные виды детской деятельности
14. Взаимодействие педагога с семьями воспитанников в дошкольном учреждении
15. Познавательное развитие дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность
16. Развитие речи и творческих способностей детей через опытно-экспериментальную деятельность
17. Реализация парциальной программы «Юные пешеходы»
18. Фольклорные праздники как способ приобщения детей дошкольного возраста к истокам народной культуры
19. Использование игровых технологий в процессе автоматизации поставленных звуков у детей с ТНР
20. Сохранение и укрепление здоровья воспитанников через сложившуюся в детском саду систему физкультурно-оздоровительной работы

Страницы

1. Формирование речевой активности и предпосылок коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста с РАС посредством сюжетно-ролевых игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Музыкальные игры на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Театрально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Цветной мир сенсорики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас» ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы