Анализ работы музеев образовательных организаций в 2020/2021 учебном году

 
 

Букарева Наталья Николаевна,

начальник отдела по работе со школьными музеями
МБУДО «ГЦ «Виктория» г. Новосибирска

 

Анализ работы музеев образовательных организаций в 2020/2021 учебном году

На сегодня в образовательных организациях города Новосибирска работают 162 музея, в том числе 2 музейных уголка, которые зарегистрированы на внутреннем портале мэрии «Образование».

В 2020/2021 учебном году отдел по работе со школьными музеями Городского центра «Виктория» провел 5 городских массовых мероприятий:

  • совещание для руководителей музеев образовательных учреждений;
  • конкурс для активистов школьных музеев «Экскурсовод школьного музея»;
  • конкурс для руководителей школьных музеев «Времен связующая нить»;
  • секция «Музеология» в рамках городской научно-практической конференции учащихся «НОУ «Сибирь»;
  • Фестиваль школьных музеев.

В онлайн-формате были проведены курсы повышения квалификации для руководителей школьных музеев.

Курсы повышения квалификации. Всем хорошо известно, что прежде, чем стать патриотом своей страны, ученик учится быть патриотом своей школы, своей малой родины. А школьный музей один из самых благодатных факторов воспитания патриота. Если, конечно, это не просто место для собирания и хранения вещей.

Многие школьные музеи нашего города выполняют образовательные функции, ориентируясь, прежде всего, на детскую аудиторию. Ребята вместе с руководителем открывают новые страницы истории школы, района, города, проводя большую исследовательскую работу. И часто организация работы школьного музея зависит от квалификации самого руководителя музея, его знаний. Поэтому курсы повышения квалификации всегда будут актуальны.

В марте 2021 года курсы для руководителей музеев «Содержание и методика краеведения в современной школе» состоялись, как обычно, в весенние каникулы и первую неделю 4-ой четверти. Они проходили в очно-заочном формате.

Тематика обучающих семинаров в рамках курсов была достаточно разнообразна: «Психолого-педагогическое сопровождение личностного роста ребенка в патриотическом воспитании», «Нормативно-методические документы музея образовательного учреждения», «Организация проектно-исследовательской обучающихся в рамках школьного музея», «Организация выставочной деятельности в музее образовательного учреждения» и др. При проведении занятий использовались практико-ориентированные формы обучения, которые позволили получить слушателям как теоретические, так и практические знания в области музейной педагогики.

В дистанционной форме слушатели знакомились с теоретическими лекциями в соответствии с требованиями ФГОС, где была подчеркнута значимая роль музея и музейной педагогики в образовательном пространстве школы, узнали, как грамотно обобщить свой опыт в форме газетной статьи, получили знания о правилах организации и проведения выставок в школьном музее, поисково-исследовательской и проектной деятельности с учащимися и педагогами.

На своей площадке слушателей принимали МБОУ СОШ № 52 и Городской архив.

По окончании курсов слушатели получили удостоверение государственного образца.

Проекты. Городской центр «Виктория» в течение нескольких лет реализует для образовательных учреждений города 2 краеведческих проекта: «Детское экскурсионное бюро «Любимый город» и краеведческую игру «Новосибирск исторический». Проекты апробированы, востребованы как учащимися, так и педагогами. А в работе детского экскурсионного бюро «Любимый город» активно участвовали еще и родители.

Проект «Экскурсионное бюро «Любимый город» был организован для ребят, активистов школьных музеев или ребят, интересующихся краеведением. Ребята учились грамотно разрабатывать и проводить виртуальные экскурсии и пешеходные прогулки. Программа обучения была рассчитана на 2 учебных года. В 2020/2021 учебном году проект завершился. Ребята подготовили виртуальные экскурсии и пешеходные экскурсионные прогулки по улицам нашего города: улица и площадь Ленина, площадь Свердлова, Монумент Славы. Как и положено, на экзамене была представительная комиссия: руководители музеев образовательных организаций, Заслуженный учитель РФ Шихваргер Г. А., Почетный работник общего образования РФ Калинина В. П., представители Новосибирского государственного педагогического университета. Ребята показали глубокие знания по истории города Новосибирска – Ново-Николаевска, с удовольствием рассказывая интересные истории и факты.

Проект «Краеведческая игра «Новосибирск исторический» рассчитан на ребят, которые мало знакомы с историей города, но готовы повысить уровень своих знаний по краеведению.

Игра направлена на формирование устойчивой мотивации для занятий краеведческой работой, повышение культурного уровня обучающихся через освоение музейного пространства города Новосибирска и Новосибирской области.

В игре принимали участие как сборные команды разновозрастного состава, так и команды из одного класса образовательных организаций нашего города.

Виртуальные экскурсии проводили участники экспериментального проекта «Детское экскурсионное бюро «Любимый город», продолжительность каждой экскурсии не более 10 минут, количество экскурсий – не более 3-х.

Во время занятий проводятся викторины, ребята играют в краеведческое лото, путешествуют по различным историческим станциям и др.

Конкурсы. Отдел по работе со школьными музеями городского центра «Виктория» в течение прошлого учебного года провел 2 конкурса: один для учащихся, другой для педагогов.

Городской конкурс «Экскурсовод школьного музея». Городской конкурс «Экскурсовод школьного музея» для активистов школьных музеев стал уже традиционным мероприятием нашего отдела и в этом году у него юбилей – конкурс проходит в десятый раз.

Было подано 52 заявки. Конкурс проходил в три этапа (портфолио, мастер-класс, финал). В прошлом году конкурс проводился в новом формате: онлайн. Опыт был успешным. В этом году планируем провести его в том же формате. Продолжается работа с возрастной категорией «дошкольники».

Городской конкурс «Времен связующая нить». В марте 2021 года прошел городской конкурс «Времен связующая нить». Конкурс был посвящен работе школьного музея. В нем принимали участие руководители музеев различных профилей. Было подано более 30 работ.

Было много интересных работ, где педагоги представляли интересные формы работы с ребятами: краеведческое лото, музейные пазлы, музейные настольные игры и др.

Научно-практическая конференция школьников «НОУ «Сибирь». Участие ребят и педагогов в научно-практических конференциях – сегодня достаточно популярная форма работы в школьном музее.

В прошлом учебном году секция «Музеология» конференции для школьников «НОУ «Сибирь» прошла 12 февраля в онлайн-формате. Две работы удостоены Золотой лиги.

Темы работ были связаны с известными личностями, например, Ю. Гагариным. Была представлена история семьи Завадовских и др.

Также ребята проводили исследования, связанные с историей своего образовательного заведения, историческими объектами нашего города.

Почти все участники конференции достаточно уверенно отвечали на вопросы членов жюри, рассказывали о конкретных действиях, которые сделали для проведения исследования.

Не все ребята, представляющие свои работы на секцию, занимаются музейной деятельностью в школе. Тем не менее, они создают музейные продукты, проводят глубокие исследования.

Городской Фестиваль школьных музеев. 18 мая по плану департамента образования на базе музеев образовательных организаций Дзержинского района был проведен Городской фестиваль школьных музеев. Район очень активно готовился. Специалисты отдела образования корректировали информацию о музеях, распределяли образовательные учреждения, которые будут принимать гостей на своих площадках, проводили совещания. Праздник состоялся и был подготовлен на очень высоком уровне.

В сквере 70-летия Победы для гостей Фестиваля была проведена экскурсия, которую подготовили учащиеся и педагоги школы № 178. Гости по достоинству оценили высокий уровень подготовки мероприятия. Хочу отметить, что в этом образовательном учреждении пока нет школьного музея. Но тем не менее, было видно, что это системная работа, а не разовое мероприятие.

Все гости Фестиваля отметили гостеприимство и внимательность коллег, чьи образовательные организации принимали Фестиваль. На празднике была создана творческая атмосфера на высоком профессиональном уровне.

В прошлом учебном году активность руководителей школьных музеев была достаточно высокой. Педагоги активно участвовали в конкурсах, конференциях и мероприятиях, которые проводил городской центр «Виктория», показывая высокие результаты.

Число самых активных руководителей музеев возрастает с каждым годом. Некоторые уже не первый год занимают верхние строчки нашего рейтинга.

  1. МБОУ СОШ № 23, руководитель музея Хорева Светлана Николаевна.
  2. МБОУ СОШ № 40, руководитель музея Черновина Ольга Владимировна.
  3. МБОУ СОШ № 56, руководитель музея Аржиловская Татьяна Никитична.
  4. МБОУ СОШ № 82, руководитель музея Добровольская Ирина Владимировна.
  5. МБОУ СОШ № 94, руководитель музея Лыткина Полина Викторовна.
  6. МБОУ СОШ № 129, руководитель музея Чадова Людмила Викторовна.
  7. МБОУ СОШ № 197, руководитель музея Семкина Елена Ивановна.
  8. МБОУ «Аэрокосмический лицей им. Кондратюка», руководители музея Сунцова Наталия Витальевна и Ефанова Ольга Валентиновна,
  9. МКДОУ д/с № 425 «Ёлочка», руководитель музея Гензе Татьяна Павловна.
  10.  МБОУ СОШ № 141, руководитель музея Ревкова Нина Васильевна.

Хочу еще раз поблагодарить всех выше перечисленных руководителей школьных музеев за работу, за неравнодушное отношение к воспитанию подрастающего поколения. Они принимали участие во всех мероприятиях патриотической направленности нашего отдела, занимали призовые места, пробовали себя в различных видах деятельности, получив в нашем рейтинге от 80 до 100 баллов.

Также традиционно представляем показатели эффективности работы музеев образовательных организаций по районам нашего города. Здесь оценивается степень участия и достижений учреждений в мероприятиях патриотической направленности. Руководители музеев, чьи фамилии были представлены выше, внесли весомый вклад в эту числовую характеристику.

Таблица активности районов

№ п/п

Район

2018-2019

учебный год

2019-2020

учебный год

2020-2021

учебный год

  1.  

Дзержинский

48,5

56,6

45,88

  1.  

Калининский

33,2

36,0

32,9

  1.  

Кировский

31,9

30,0

22,8

  1.  

Ленинский

51,0

42,4

31,61

  1.  

Октябрьский

42,1

34,2

27,06

  1.  

Первомайский

45,3

41,7

27,27

  1.  

Советский

46,8

54,4

29,09

  1.  

Центральный округ

35,9

42,1

16,97

Средний % по городу

41,6

42,1

29,20

С 1 ноября 2021 года отдел по работе со школьными музеями ГЦ «Виктория» будет расформирован, а методическое руководство будет осуществлять новая организация: Новосибирский институт современного образования. Новые люди, новые идеи, новые открытия и победы… Хочу еще раз поблагодарить всех, с кем плодотворно работал наш отдел все эти годы.

Количество просмотров: 3414  

Добавить комментарий

Target Image
1. Мини-музеи как средство организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
2. Вовлечение ресурсов школьного музея Бориса Богаткова в педагогическую практику учителя словесности ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
3. Организация мини-музеев в условиях дошкольного образовательного учреждения ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
4. Экскурсия как средство патриотического воспитания ВЫПУСК №106, апрель 2023
5. Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством мини-музея «Эвенская деревня» ВЫПУСК №106, апрель 2023
6. Мини-музей как средство патриотического воспитания старших дошкольников ВЫПУСК №106, апрель 2023
7. Музейный урок как инструмент формирования социокультурного пространства обучающегося ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
8. Реализация программы воспитания в дошкольной образовательной организации посредством музейной педагогики ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
9. Музей вчера и сегодня: как менялись формы и методы организации работы ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022
10. Сотрудничество с этноцентром в опыте руководителя школьного музея ВЫПУСК №101, июнь 2022
11. Юбилейные даты истории страны в экспозициях лицейского музея ВЫПУСК №101, июнь 2022
12. Имя на карте города. Юрию Васильевичу Кондратюку посвящается ВЫПУСК №101, июнь 2022
13. Встреча, положившая начало крепкой дружбе Выпуск №100, Апрель 2022
14. Семь страниц из истории школы ВЫПУСК №99, февраль 2022
15. Приобщение обучающихся к культурным ценностям через музей русской народной культуры Выпуск №98, декабрь 2021
16. Новые возможности школьных музеев Выпуск №98, декабрь 2021
17. Музейная игра ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
18. Интерактивная игра «Левобережье» ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
19. Игра-викторина «Предполетный экзамен» ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
20. Формирование гражданской идентичности в рамках работы музея образовательного учреждения ВЫПУСК №96, Октябрь 2021

Страницы