Функциональная грамотность в формировании основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста

 
 

Казанцева Ольга Викторовна,

воспитатель первой квалификационной категории

МКДОУ д/с № 509 г. Новосибирска

 

Функциональная грамотность в формировании основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста

Функционально грамотный человек способен использовать

все постоянно приобретаемые в течение жизни знания,

умения и навыки для решения максимально

широкого диапазона жизненных задач в различных сферах

деятельности, общения и социальных отношений.

Алексей Алексеевич Леонтьев

В современном образовании важное место занимает формирование у детей навыков безопасного поведения. Разработано множество учебно-методических пособий, регулярно издаются различные памятки безопасного поведения и профилактики травматизма. Но, к сожалению, число аварий, пожаров, в том числе и с участием несовершеннолетних, не становится меньше.

Как решить возникшее противоречие, когда традиционные формы знакомства с правилами безопасности не в достаточной мере помогают детям усвоить нужные знания?

Поиск новых методик, технологий, изучение современных требований к качеству образования показал, что ориентация на уровень сформированности функциональной грамотности может помочь развитию навыков безопасного поведения.

Дошкольник с раннего возраста находится под пристальным вниманием взрослых, но после выпуска из дошкольного учреждения опека ослабевает. Часто родители могут сопровождать первоклассника в школу, в лучшем случае, лишь один месяц. Большинство семей не могут позволить себе всё время проводить вместе, и так ребенок вынужден учиться самостоятельности. Насколько безопасно пройдет этот этап, зависит от ранее полученных знаний и навыков.

В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении города Новосибирска «Детский сад № 509» разработана и реализуется программа «Основы безопасности жизнедеятельности: Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. Пожарная безопасность», которая является частью основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения, формируемая участниками образовательных отношений. В цели программы заложен главный принцип функциональной грамотности – создание условий для формирования у дошкольников основ безопасного поведения через практико-ориентированные формы работы. Другими словами, ребёнок имеет возможность сразу применить полученные знания не только теоретически, но и практически.

Знания и соблюдение противопожарных требований только тогда становятся привычными в поведении человека, когда они привиты с детства. Именно в дошкольном возрасте возникают благоприятные условия для воспитания у ребёнка чувства опасности перед огнём, навыков умелого обращения с ним и овладения знаниями, помогающими предупредить возгорания или с ориентироваться в сложной ситуации пожара.

Экспериментирование с огнём – практический этап, где юные исследователи под руководством педагога проводят разнообразные опыты. На металлических подставках, с соблюдением всех норм безопасности, дети исследуют свойства огня, что приводит дошкольников к важным выводам, которые пригодятся им в жизни. Дети сами применяют средства для тушения огня и понимают, что это может быть не только вода и огнетушитель, но и земля, песок, плотная ткань и т.д.

Как показывают последние печальные события, подростки и даже студенты не обладают достаточными навыками быстрой и правильной эвакуации. Для понимания важности соблюдения этапов эвакуации дети старшего дошкольного возраста приняли участие в изготовлении средств органов дыхания – ватно-марлевых повязок. Дошкольники узнали из чего состоит повязка, чем можно её заменить, как быстро и правильно использовать (закрыть подбородок, рот и нос). Систематические тренировки по использованию повязок, способах эвакуации (пригнуться ниже, покидать здание определенными маршрутами) помогают закрепить теоретические знания, снизить тревожность и избежать паники в случае реальной угрозы.

Безопасное поведение на дорогах, в личном и общественном транспорте может сформироваться только в практико-ориентированной деятельности. Но как же воспитанники детского сада могут получить опыт ориентировки, опираясь только на иллюстрации и рассказы взрослого?

На территории дошкольного учреждения создан и активно используется детский автогородок. Он оснащен игровыми модулями: легковыми автомобилями, пассажирским транспортом, макетами дорожных знаков, светофором, автозаправочной станцией, остановкой, парковкой, постом ДПС. В автогородке дошкольники оказываются в условиях реальной улицы и могут примерить на себя роли водителей, пешеходов, велосипедистов, работников автозаправочной станции и инспекторов ГИБДД. И только получив опыт в специально оборудованной игровой среде, дети выходят на экскурсии к ближайшему пешеходному переходу, светофору за пределами дошкольного учреждения.

В результате систематического проведения таких мероприятий в течение учебного года ребята закрепляют умения правильно вести себя вблизи проезжей части, считывают информацию с дорожных знаков, знакомятся с дорожной разметкой, пользуются сигналами светофора.

В целом Программа по безопасности дошкольников предполагает решение ряда задач:

1. Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по формированию у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности.

С этой целью реализуются мероприятия для повышения профессиональной компетентности педагогов по направлению безопасности, включающие в себя прохождение педагогами курсов повышения квалификации, семинаров и мастер-классов. В учреждении ежегодно проводятся конкурсы дидактических пособий по безопасности и оснащению безопасной развивающей среды, благодаря которым появились и активно используются в работе яркие и функциональные авторские игры и пособия: макеты дорожных знаков, светофоров, пешеходные дорожки, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, герой «Огневичок», игра «Один дома», игра «Я и мой организм» и др.

2. Пополнение развивающей предметно-пространственной среды для формирования у дошкольников необходимых знаний и представлений по безопасности и возможности применять их на практике.

Во всех группах детского сада созданы и регулярно пополняются «Уголки безопасности» для дошкольников. Они содержат как картотеки дидактических и настольных игр по безопасности, так и атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Больница», «Полиция», «Спасательная служба» и др.

Развивающая среда даже самых небольших помещений и зон детского сада предполагает максимально эффективное использование. Так, практико-ориентированные занятия по дорожной безопасности проходят при использовании «Лестницы безопасности», оборудованной на одном из выходов из здания. Лестница оснащена работающим электрическим светофором, «зеброй» и интерактивным панно на стене, которое позволяет обыгрывать переход через проезжую часть.

В результате систематического проведения таких мероприятий в течение учебного года ребята закрепляют умения правильно вести себя вблизи проезжей части, считывают информацию с дорожных знаков, знакомятся с дорожной разметкой, пользуются сигналами светофора.

3. Внедрение практико-ориентированного планирования.

Реализацию программы «Основы безопасности жизнедеятельности» осуществляют воспитатели согласно календарно-тематическому планированию, разработанному для старшего и подготовительного возраста. Образовательная деятельность по программе проводится в форме совместной деятельности в течение дня. В планировании подробно прописана совместная деятельность: беседы и игры, целевые прогулки, экспериментальная деятельность, художественное творчество, рекомендуемые подвижные игры, разбор проблемных ситуаций, опыты, эксперименты и др.

Одним из вариантов практико-ориентированной деятельности по разделу «Правила личной безопасности» является проигрывание игровых ситуаций «Беседа с незнакомцем». Воспитатель при помощи взрослого помощника (младшего воспитателя или специалиста) разыгрывает различные варианты диалогов, дети в процессе ситуации учатся правильно реагировать и не стесняться вовремя позвать на помощь взрослых.

В ДОУ проводятся ежедневные «Минутки безопасности». Они включают в себя различные беседы, чтение книг, загадки. Так, ребята в игровой форме закрепляют важные правила безопасности.

Также проводятся беседы по «сезонной» безопасности. Например, в преддверии зимних каникул ребята повторяют правила безопасного катания с горок, на санках, лыжах, коньках. В весенний период воспитатели напоминают ребятам о том, что начинается оттепель, возможен сход снега и сосулек с крыш, об опасности весеннего льда и т. д.

4. Развитие взаимодействия ДОУ и семей воспитанников в вопросах безопасности дошкольников.

В реализации программы продуктивными являются такие формы работы с дошкольниками и их родителями, как спортивно-развлекательные мероприятия, экскурсии, акции, флешмобы, марафоны.

Ежегодно проводятся интерактивные акции для родителей по ПДД «Проверь себя!», где всем желающим предлагается пройти онлайн-экзамен по билетам ГИБДД. После испытания родители получают удостоверения «Грамотный водитель», а дошкольники светоотражающие значки или браслеты.

Юные корреспонденты детского сада традиционно проводят «Дорожный марафон» – интервью у родителей по правилам дорожного движения. С помощью взрослых дети создают социальные видеоролики «Советы от Арины», «Дорожный марафон»: как правильно переходить дорогу, можно ли играть в мяч рядом с проезжей частью, пристегни ремень безопасности – сохрани себя. Активно принимают участие семьи воспитанников и в фотофлешмобах «Меня видят на дороге» и «Пристегни самое ценное».

Реализуются детско-родительские проекты «Мое здоровье». Папы и дедушки активно принимают участие в спортивных мероприятиях по пропаганде занятием спортом «Папа может!». В летнее время родители приглашаются на мастер-классы в автогородок и спортивные эстафеты на свежем воздухе.

Совместно с воспитателями родители помогают в оформлении тематических стендов в приемных на тему «Безопасная улица – безопасный город», «Пожарная безопасность в быту» и др.

5. Выстраивание взаимодействия с социальными партнерами.

Реализуемая программа предусматривает взаимодействие и с социальными партнерами. Социальными партнерами в формировании основ безопасности жизнедеятельности воспитанников являются ГИБДД, МАУДО «Детский автогородок» и Детская библиотека им. Тургенева.

Ежегодно, в соответствии с планами по взаимодействию, проходят совместные мероприятия для детей и взрослых. Совместно с инспектором ГИБДД г. Новосибирска в детском саду проводится акция «Ребенок – главный пассажир», где юные корреспонденты берут настоящее интервью у водителей о правилах перевозки детей до 12 лет и вручают им памятки. При участии ГИБДД проводятся мастер-классы по изготовлению световозвращающих элементов.

Для закрепления знаний правил дорожного движения ежегодно дошкольники старшего возраста посещают Новосибирский детский автогородок.

Наше учреждение является постоянным участником тематических творческих конкурсов «Дорога будущего глазами детей», «Безопасная дорога детям» и др., где дошкольники и педагоги занимают призовые места и становятся победителями.

Таким образом, функциональное формирование и развитие умений и навыков безопасного поведения, закрепление их в привычки поможет воспитанникам применять их в чрезвычайных ситуациях и сохранить свою жизнь и здоровье.

Количество просмотров: 4000  

Добавить комментарий

Target Image
1. Речевое развитие дошкольников посредством методик программы «ПРОдетей» как важный фактор формирования функциональной грамотности
2. Роль учителя-логопеда в формировании речевой активности дошкольников как одного из компонентов функциональной грамотности
3. Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности на прогулке
4. Развитие предпосылок формирования функциональной грамотности младших дошкольников
5. Взаимосвязь личностных особенностей детей дошкольного возраста через проекцию фигуры человека с компонентами когнитивной сферы
6. Технология квест-игры как одна из инновационных форм работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию естественно-научной грамотности
7. Метод планирования работы детей в центрах активности как способ формирования функциональной грамотности дошкольников
8. Роль книги в развитии детей дошкольного возраста
9. Функциональная грамотность в формировании основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста
10. Воспитание доброты у старших дошкольников
11. Эмоциональный интеллект как средство формирования функциональной грамотности детей старшего дошкольного возраста
12. Основы формирования функциональной грамотности дошкольников
13. Приобщение дошкольников к родной культуре через ознакомление с произведениями писателей своего края
14. Кинезиологические упражнения как тренажер для интеллекта и развития речи
15. Развитие математической функциональной грамотности старших дошкольников с помощью различных видов деятельности
1. Формирование речевой активности и предпосылок коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста с РАС посредством сюжетно-ролевых игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Музыкальные игры на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Театрально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Цветной мир сенсорики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас» ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы