Основы формирования функциональной грамотности дошкольников

 
 

Бокишева Ульяна Юрьевна,

воспитатель первой квалификационной категории

МАДОУ «Детский сад № 555» г. Новосибирска

 

Основы формирования функциональной грамотности дошкольников

Современное образование требует новых стратегий и подходов. Одна из важнейших задач современного образования – формирование функциональной грамотности дошкольника.

Что же такое функциональная грамотность? Функциональная грамотность рассматривается как способность использовать все постоянные приобретаемые знания, навыки и умения для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Функциональная грамотность является одной из важнейших задач дошкольного образования, поскольку подготовка детей к школе требует формирования важнейших компетенций уже в предошкольный период воспитания. Начинать формировать функциональную грамотность необходимо уже с дошкольного возраста, потому что она становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию ребенка во всех видах деятельности, потребностью активной личности дошкольника, формирования высокого уровня общения и социальных отношений.

Дошкольное образование является основной базой для формирования функциональной грамотности у ребенка в условиях реализации ФГОС ДО, который направлен на:

– формирование математической грамотности у детей дошкольного возраста;

– формирование речевой активности дошкольников;

– формирование познавательных навыков в области экологии, естественно-научных представлений;

– формирование социально-коммуникативной грамотности.

Функциональная грамотность связана с готовностью:

– добывать знания;

– применять знания и умения;

– оценивать знания и умения;

– осуществлять саморазвитие.

Если взять за основу сравнения образовательную программу «Вдохновение», по которой наше дошкольное образовательное учреждение осуществляет образовательный процесс, то мы обратим внимание на тот фактор, что и сама программа по окончании освоения дошкольникам 6-7 лет программы предусматривает выше описанные критерии. Так как именно программа «Вдохновение», начиная с младшего дошкольного возраста позволяет детям самим учиться в окружающей среде добывать знания, имеющиеся навыки и знания применять в игре, в повседневной жизни, выступать в роли помощника (модератора), а именно это и есть саморазвитие ребенка.

На примере можно рассмотреть, как функциональная грамотность реализуется через проектную деятельность на группе старшего дошкольного возраста по теме «Почему птицы такие разные».

Программа «Вдохновение» позволяет детям совместно с педагогом выбрать любой интересующий вопрос и начать его исследовать. Так произошло и в нашей группе, во время беседы с детьми о времени года был затронут вопрос «Какие птицы к нам прилетают по окончании зимы?», этот исследуемый вопрос мы и взяли за основу нашего проекта. На первоначальном этапе мы выясняем, какими знаниями мы обладаем о птицах, здесь нам помогает технология трёх вопросов (три вопроса из планирования).

Что мы знаем?

 

Что хотим узнать?

 

Как это можно сделать?

 

  1. У птицы есть перья-Злата
  2. У птиц есть разные голоса-Маша
  3. У птиц гнёзда разной формы-Лера
  4. У птиц разный окрас перьев-Алиса П
  5. Они летают над водой-Коля Д
  6. У павлина большой красивый хвост-Кира
  7. Есть птица тупик, и она умеет нырять-Ваня З
  8. Есть птица грач-Вова
  9. У птиц есть крылья, они помогают им летать- Ярослав Колодкин
  10. У павлина разноцветный хвост-Лиза
  11. У птиц разный окрас-Максим Д
  12. Птицы умеют издавать разные звуки-Ксюша С

1) Хочу узнать, как пеликан добывает себе еду? – Злата

2) Как нужно кормить попугая? -Лера

3) Хочу узнать, как птицы кушают? - Алиса П

4) Почему у птиц разные глаза? -Коля Д

5) Хочу узнать, как утка вылетает из воды? - Артём

6) Хочу узнать, как птицы издают звуки и поют? - Лиза

7) Хочу узнать, как птицы умеют прятаться от хищника? - Максим Д

8) Как птицы держаться в воздухе? - Маша

  1. Узнаем из книг или презентации на телевизоре
  2. Посмотрим фильм и сделаем в кафе «Розовое фламинго» еду для попугая
  3. Приготовим для птиц еду и покормим на улице, разложим еду в кормушки
  4. Узнаем из книги
  5. Посмотрим в интернете
  6. Посмотрим фильм про птиц
  7. Почитаем в книге, поиграем в игры
  8. Узнаем из презентации, сделаем опыт.

На основе этой технологии мы начинаем разрабатывать с детьми план организации образовательного процесса.

Как только мы выяснили, что обладаем определенными знаниями по исследуемому вопросу, составлен план образовательного процесса, мы начинаем добывать знания, опираясь на окружающую нас среду. Дети, применяя свои знания и ресурсы окружающей их среды получают продукты деятельности и осваивают определённые навыки и умения.

По итогу полученных знаний и умений, продуктов деятельности дети учатся делиться своими достижениями, давать оценку качества выполненной работы.

Используя такие методы в работе, дети саморазвиваются, они сами ищут поиски решения и ответы на свои вопросы, учатся оценивать результаты своей работы.

В рамках реализации проекта у детей формируется грамотность:

– математическая;

– речевая;

– познавательная;

– социально-коммуникативная;

Данные мероприятия помогают эффективно, качественно, интересно сформировать у детей дошкольного возраста функциональную грамотность, затрагивая при этом несколько образовательных областей, которые помогают ребенку на этапе дошкольного возраста использовать приобретённые знания и навыки в игре, повседневной жизни, находить нестандартные пути решения на поставленные вопросы.

Количество просмотров: 12055  

Добавить комментарий

Target Image
1. Речевое развитие дошкольников посредством методик программы «ПРОдетей» как важный фактор формирования функциональной грамотности
2. Роль учителя-логопеда в формировании речевой активности дошкольников как одного из компонентов функциональной грамотности
3. Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности на прогулке
4. Развитие предпосылок формирования функциональной грамотности младших дошкольников
5. Взаимосвязь личностных особенностей детей дошкольного возраста через проекцию фигуры человека с компонентами когнитивной сферы
6. Технология квест-игры как одна из инновационных форм работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию естественно-научной грамотности
7. Метод планирования работы детей в центрах активности как способ формирования функциональной грамотности дошкольников
8. Роль книги в развитии детей дошкольного возраста
9. Функциональная грамотность в формировании основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста
10. Воспитание доброты у старших дошкольников
11. Эмоциональный интеллект как средство формирования функциональной грамотности детей старшего дошкольного возраста
12. Основы формирования функциональной грамотности дошкольников
13. Приобщение дошкольников к родной культуре через ознакомление с произведениями писателей своего края
14. Кинезиологические упражнения как тренажер для интеллекта и развития речи
15. Развитие математической функциональной грамотности старших дошкольников с помощью различных видов деятельности
1. Формирование речевой активности и предпосылок коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста с РАС посредством сюжетно-ролевых игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Музыкальные игры на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Театрально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Цветной мир сенсорики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас» ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы