Проектная деятельность учащихся 5-7 классов на уроках музыки и во внеурочной деятельности

 
 

Меновщикова Наталья Александровна,

учитель музыки

ЧОУ «Школа будущего НСК» г. Новосибирска

 

Проектная деятельность учащихся 5-7 классов на уроках музыки и во внеурочной деятельности

Развитие творческих способностей школьников остается актуальной задачей современной педагогики и ставит перед системой образования главную цель – воспитание у растущего поколения творческого восприятия окружающей среды, активности и самостоятельности мышления. Жизнь в современном цифровом обществе сопровождается быстрым устареванием и обновлением знаний, быстрым увеличением его объемов, что требует от сегодняшних школьников, завтрашних взрослых членов общества, такие качества, как пытливость, смекалку, воображение и фантазию, инициативу, изобретательность, предприимчивость, способность быстро и правильно принимать решения, то есть те качества, которые формируются в проектной деятельности не только на уроках естественно-научного или технического направления, но и на уроках музыки и во внеурочное время. Проектная работа – это отличная альтернатива классно-урочной системе. Работа над проектом самостоятельно, в группе или коллективе учит планированию, принятию решений, развивает метапредметные навыки.

Музыка как одна из сфер творческой деятельности дает возможность наиболее полно раскрыть все внутренние качества учащихся и, что самое главное, возможность самореализации во внеурочное время.

Такой подход к организации проектной деятельности на уроках музыки и в продолжении во внеурочной деятельности учащихся 5-7 классов активизирует самостоятельную творческую деятельность. Результативность проектной деятельности выражена в следующих видах работ.

Применение на уроке интерактивных форм работы (дискуссии, конференции, уроки-исследования, групповую и парную работу), которая позволяет усилить атмосферу толерантности и доброжелательности и не только приобретать знания, но и опыт.

Спросите, как проект «Зеленая школа» и экологическое образование и воспитание вписались в проектную деятельность учителя музыки? С одной стороны, это может показаться необычным подходом. С другой – экологическое образование – одно из важнейших направлений в работе Ель School. Под моим руководством в составе учителей и тьюторов школы разработан и представлен на всероссийском конкурсе эко-проектов «Моя зеленая школа» проект «Вермиферма». Проект занял 2 место в конкурсе. С помощью проектной деятельности органически объединяем музыку, творчество, экологию и другие активности школьников.

Включение в урок игровых процедур для поддержания мотивации обучающихся к получению знаний, установки доброжелательной атмосферы. Проведение событийных уроков, уроков-экскурсий, которые расширяют образовательное пространство предмета, воспитывают уважение к историческим личностям, людям науки, воспитывают любовь к прекрасному, к природе, к родному краю.

Проектная деятельность учащихся позволяет приобретать навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления идей, навык публичного выступления перед аудиторией. В основе метода проектов лежит развитие критического мышления, познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Метод особенно актуален в работе с детьми 5-7 классов. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению, особенно во внеурочное время.

Проектная деятельность включает ряд этапов. Сначала ребята определяются с направлением, выбирают предлагаемые проекты, инициируют новые. При этом они могут быть не знакомы между собой. И чаще всего это дети, неуспешные в учебе. А далее идеи, критерии, планирование дедлайнов, сметы, тексты, роли.

Мы используем метод проектной деятельности при подготовке девочек к фестивалям дизайна. Совместно генерируем идеи проектов костюмов из твердых бытовых отходов, музыкально-постановочное сопровождение коллекций. Приняли участие в международном фестивале дизайна «Красный проспект» в 2019 году (организаторы НГАУДИ) на конкурсе юных дизайнеров костюма в номинации «Русское поле». Проект был групповым и включал: идейных разработчиков; конструкторов, технологов, моделей, музыкантов. Такая интеграция ролей в детском коллективе принесла результат. Проект «Русский колорит» отмечен дипломом лауреата 3 степени.

На 5 международном фестивале дизайна (апрель 2021 года) детский коллектив учащихся отмечен дипломом 3 степени за проект «Времена года» в номинации «Город и Я». Хочется отметить, что этот проект – не просто коллекция одежды. Это проработка темы с позиции – как я могу быть полезным своему городу.

Метод проектов предполагает решение задач организации школьных тематических календарных мероприятий, предусматривающих, с одной стороны, использование методов развивающего обучения (ориентация учебного процесса на потенциальные возможности ребенка), игровых технологий, а с другой – интегрирование организаторских, коммуникационных, творческих способностей школьников.

Обучающиеся 5-7 классов – не просто активные участники школьных событий, они являются организаторами детских школьных праздников, ярмарок, квестов и др. Так был инициирован школьный проект «Наставничество в организации детского школьного праздника». Ученики старших классов организовывают мероприятия для младших. Проводят уроки, погружения. Читают лекции на какую-нибудь тему, рассказывают о пользе и вреде того или иного образа жизни. То есть мы пробуем себя в роли наставника, учимся находить общий язык с другими людьми, разговаривать, аргументированно отвечать на заданные вопросы. В школе много праздников, которые стали традицией. Это проведение первого сентября для начальной школы, открытие зимней недели, Масленица, Новый год для дошкольников, посвящение в первоклассники и много других.

Проектная деятельность учащихся 5-7 классов на уроках музыки и внеурочной деятельности имеет много плюсов. У детей сформированы знания о музыке, ее интонационно-образной природе, особенностях музыкального языка, жанровом и стилевом многообразии. Учащиеся развивают музыкальные, актерские и творческие способности. Ребята проявляют активную школьную позицию, желание и инициативу организовывать школьные события, участвовать в проектах городского, областного и международного уровней.

Количество просмотров: 1618  

Добавить комментарий

Target Image
1. Добровольческий отряд как фактор развития и социализации личности
2. Педагогические принципы обучения литературе в разновозрастных группах
3. Роль детских движений и объединений в становлении личности ребёнка и формировании его социальной активности
4. Детское наставничество и шефство как путь формирования условий для конструктивного взаимодействия обучающихся разного возраста
5. Преподавание естественно-научных предметов в условиях обновления содержания образования
6. Формирование метапредметных навыков на уроках географии
7. Технология использования иллюстративного материала на уроках литературы
8. Проектная деятельность учащихся 5-7 классов на уроках музыки и во внеурочной деятельности
9. Как хорошо уметь читать!
10. Развитие творческих способностей обучающихся через организацию работы школьного театрального объединения «Основы театрального искусства и мастерства»
11. Формирование и развитие способностей обучающихся с целью достижения метапредметных результатов через организацию кружковой работы «Юный цветовод»
12. Современные технологии в психологии и образовании
1. Инновации и эксперимент в образовании ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках английского языка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Формирование функциональной грамотности у детей с РАС в начальной школе в условиях общеобразовательной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование мотивации к выбору профессиональной деятельности в медицинской отрасли через предпрофильное и профильное обучение ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Семейное чтение для детей начального школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Развитие креативного мышления на уроках музыки через инструментальное музицирование ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Опыт организации обучения населения города Новосибирска и Новосибирской области навыкам оказания первой помощи в ГАПОУ НСО «Новосибирский медицинский колледж» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Особенности УМК «Английский в фокусе», способствующие реализации воспитательного компонента на уроках английского языка в начальной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Как научить ребёнка мыслить нестандартно ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Формирование критического мышления школьников на занятиях в центре «Точка роста» МКОУ «Устьянцевская СОШ» Барабинского района ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. День открытых дверей для родителей ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Я прикасаюсь к будущему. Я учу ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Использование сингапурской технологии в логопедической практике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Развитие физических качеств с помощью игровых и соревновательных технологий на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Универсальные методы мотивации на уроках иностранного языка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование инфографики на занятиях истории как способ формирования современных компетенций ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Особенности обучения физике в условиях вечерней школы при исправительном учреждении ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Литературные гостиные как форма работы над творческим саморазвитием личности: культурно безбарьерная среда ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Развитие навыков работы с информацией на уроках физики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Роль движения «Абилимпикс» в социализации и профессиональном становлении старшеклассников с ОВЗ и инвалидностью ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы