Использование игрового метода для обучения студентов-журналистов основам медиабезопасности

 
 

Полянин Павел Александрович,

магистрант Новосибирского государственного педагогического университета

(направление «Педагогическое образование. Медиаобразование»)

 

Использование игрового метода для обучения студентов-журналистов основам медиабезопасности

В настоящее время изучение правовых аспектов, имеющих отношение к деятельности СМИ, является актуальным для юнкоров и студентов-журналистов. Знания о предотвращении потенциальных нарушений Законодательства РФ поможет им избежать в дальнейшем возможного привлечения к уголовной или административной ответственности. Как показывает практика, обучающиеся лучше усваивают знания из области медиабезопасности в формате игры.

Для студентов была разработана программа занятия с использованием игрового метода обучения для освоения информации из правовой сферы (принципы создания публикаций, не противоречащих действующему Законодательству РФ). В игре «Лабиринт медиатавра» используются задания, моделирующие ситуации, с которыми приходится сталкиваться сотрудникам современных периодических изданий.

Редакционная политика: формируем команды

Студентам необходимо было поделиться на группы и выполнить ряд упражнений на знание правовых норм. Поскольку игра направлена на воссоздание реальных условий функционирования СМИ, каждую группу следовало воспринимать как отдельную редакцию, которая заинтересована в получении прибыли и привлечении аудитории.

В связи с этим была введена система штрафов и поощрений: за каждое правильно выполненное задание команда получала игровые ресурсы «деньги» и «подписчиков». В случае совершения ошибки участники теряли часть своего условного капитала и аудитории. Условием победы становится наибольшая сумма средств на счете команды и высокие показатели численности «подписчиков». Цена бонусов и штрафов увеличивалась на каждом следующем уровне.

Уровень

Стоимость выполненных заданий

Первый уровень

За каждое правильно выполненное задание командам начисляется по 500 подписчиков и 1500 рублей. В случае неправильного ответа с редакций списывается 2000 рублей, также команда теряет 250 подписчиков.

Второй уровень

За каждое правильно выполненное задание командам начисляется по 1500 подписчиков и 3000 рублей. В случае неправильного ответа с редакций списывается 5000 рублей, также команда теряет 750 подписчиков.

 

Третий уровень

За каждое правильно выполненное задание командам начисляется по 10000 подписчиков и 10000 рублей. В случае неправильного ответа с редакций списывается 15000 рублей, также команда теряет 6000 подписчиков

Включаем критическое мышление

Во время игры участники работали со следующими типами нарушений:

– неверное оформление публикаций и выходных данных изданий;

– распространение сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств;

– размещение информации о способах совершения самоубийства и романтизация суицида;

– публикация информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия);

– разжигание межрасовой розни.

Задания первого уровня игры были направлены на поиск ошибок и несоответствий, связанных с оформлением выходных данных изданий.

Пример одного из заданий.

Правильный вариант ответа: на титульной странице стоит отметка «0+». Данная возрастная категория не соответствует тому контенту, который размещается в издании «Алтайская правда». Детям не следует демонстрировать информацию о политике, криминале и др. Чтобы не возникло проблем, верстальщику необходимо было поставить маркировку «16+».

Оцени и отредактируй

В рамках второго и третьего туров учащиеся не только должны были найти моменты, связанные с правонарушениями, но и редактировать тексты, создавать новые материалы.

Второй тур был посвящен разбору материалов, которые могут рассматриваться как пропаганда запрещенных веществ.

Пример задания.

Правильный вариант ответа: фотография не должна быть опубликована. На снимке представлена реклама интернет-площадки, занимающейся продажей наркотических веществ. Согласно закону, в публичном пространстве запрещается публиковать сведения о местах приобретения психотропных веществ.

Игра в плюсе

Для оценки позитивных моментов игры и нюансов, требующих доработки, участники прошли анкетирование. 100 % реципиентов одобрили использование игровой формы для изучения видов правонарушений, а также отметили, что полученная информация была полезна и будет использоваться на практике. Также все участники игры считают, что в ней должны присутствовать интерактивные задания, предназначенные для решения с помощью компьютера и других технических средств.

Половина участников решила, что нужно дать возможность во время решения кейсов использовать вспомогательные средства (форумы, электронные страницы СМИ, сайты и т.д.). 30 % участников отметили, что им не хватило времени для решения заданий (5 минут для упражнений легкого уровня, 10 минут для сложного уровня).

Наибольшую сложность для обучающихся вызывали задания, связанные с выявлением нарушений при оформлении выходных данных и размещением информации о несовершеннолетних, ставших жертвами противоправных действий.

Занятие, выстроенное в игровом формате, позволяет повысить интерес и мотивацию студентов к изучению сложных юридических вопросов, которые в учебниках, как правило, представлены в теоретическом плане.

Количество просмотров: 171  

Добавить комментарий

Target Image
1. Использование игрового метода для обучения студентов-журналистов основам медиабезопасности ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Юридические аспекты деятельности школьных пресс-центров: соблюдение авторских прав и права на изображение ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Особенности функционирования студенческого медиацентра в системе СПО: «ТПК-Медиа» Татарского педагогического колледжа ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
4. Использование современных медиаформатов при изучении предмета «История»: разбор фильма ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Медиатизация истории как профессиональный и творческий путь юнкора ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
6. Фактор семьи и «особенное» медиаобразование ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
7. Медиапроект «Творительный падеж» как платформа для социализации и самоопределения школьников ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
8. Создание медиапространства в сельской школе как средство становления личности обучающихся ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
9. Медиа и образование: новый подход к домашним заданиям по русскому языку и литературе ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
10. Факультативные занятия по журналистике для обучающихся специализированного учебного заведения ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
11. Лаборатория проектных решений ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
12. «Фотодайвинг»: как погрузить школьников в мир фотожурналистики ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
13. Использование социальной сети «ВКонтакте» для создания партнерских отношений с родителями воспитанников дошкольных образовательных учреждений ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
14. Наставничество как преодоление «кризиса мастерства» медиапедагога в системе дополнительного образования детей ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
15. Дополненная реальность как аттракционный компонент мерченговой продукции ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
16. Школьные медиа как инструмент гражданско-патриотического воспитания: инструкция для применения начинающему руководителю пресс-центра ВЫПУСК №106, апрель 2023
17. Социальное погружение, или Вальдорфская журналистика ВЫПУСК №105, февраль 2023
18. Опыт создания и использования анимационных короткометражных учебных фильмов при обучении шахматам детей дошкольного возраста (на примере сериала «Обезьянка Молли учится играть в шахматы») ВЫПУСК №105, февраль 2023
19. Телевидение стало ближе: создание детской телевизионной передачи «Волшебный ключик» на базе детского сада № 389 как средство развития и воспитания дошкольников ВЫПУСК №105, февраль 2023
20. Роль медиасредств в эффективном обучении шахматному искусству детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК №104, Декабрь 2022

Страницы