Использование современных медиаформатов при изучении предмета «История»: разбор фильма

 
 

Галёв Дмитрий Юрьевич,

преподаватель высшей квалификационной категории

ГАПОУ НСО «Татарский педагогический колледж»

 

Использование современных медиаформатов при изучении предмета «История»: разбор фильма

Современный учитель имеет дело с детьми поколения «Z», то есть с теми учениками, которые не видели мир без интернета. Также их называют «зуммерами». Они больше доверяют блогерам, чем СМИ. Социальные сети для них – площадка для самореализации. Информацию они потребляют небольшими порциями, а визуальный контент в приоритете [9]. Очевидно, что для этих ребят цифровая среда очень важна, она оказывает сильное влияние на их развитие. В связи с этим педагоги всё чаще используют в качестве средств обучения те формы и форматы, с которыми обучающиеся регулярно сталкиваются в сети.

Например, за последние годы опубликовано немало работ, посвящённых опыту использования интернет-мемов на учебных занятиях [2, 3, 6, 7]. Мемы рассматриваются в качестве фактора, влияющего на развитие интереса к изучаемому предмету, как средство обучения, продукт проектной деятельности, как визуальный источник информации.

Большой потенциал в образовательной среде имеют и другие интернет-форматы. Всё чаще педагоги прибегают к ведению страницы в социальной сети в качестве ресурса в процессе подготовки обучающегося [1], а традиционное использование видеоматериала на уроках [5, 8] нередко заменяется на видеоблоги [3].

В одной из последних работ был проведён анализ проектной деятельности, направленной на создание обучающимися видеоблога по истории и нацеленной на формирование метапредметных результатов [3]. Созданный обучающимися видеоблог в дальнейшем неоднократно использовался на занятиях по истории.

Современных медиаформатов, имеющих дидактический потенциал, много: интернет-мемы, видеоблоги, клипы, «истории» (в VK), подкасты и другие. Подробнее хотелось бы остановиться на таком интернет-формате, как «разбор фильма» (или «обзор фильма»). Этот формат весьма популярен в социальных сетях. Нередко можно наблюдать ситуацию, когда разборы в интернете могут собрать больше просмотров, чем сами фильмы в кинотеатрах. Предложив ученикам сделать разбор кино на историческую тему, можно достичь разных целей:

– мотивировать к изучению истории;

– отработать способы работы с визуальными источниками;

– провести сравнительный анализ исторических источников;

– организовать учебный процесс, направленный на формирование предметных и метапредметных результатов при изучении истории.

Современные студенты и школьники хорошо знакомы с таким форматом, как «разбор» и имеют представление о том, каким должен быть конечный продукт данной деятельности. Разборы исторических фильмов обучающиеся могут делать самостоятельно, например, в рамках проектных работ. Однако прежде чем предлагать учащимся реализовывать подобные проекты, педагог должен познакомить их со спецификой данного приёма, определить форму конечного результата и цель разбора.

В качестве цели разбора лучшего всего определить поиск исторических несоответствий и возможных анахронизмов картины. Конечным же результатом разбора/обзора фильма может быть как специально снятый и смонтированный видеоролик, так и публичное выступление с обсуждением содержания кинополотна. Если используется вторая форма, то педагог может опираться на уже описанные в методической литературе приёмы работы с художественными фильмами [5, 8]. При этом выступление должно сопровождаться особой манерой повествования. К ней могут относиться специально продуманные приветственные слова, авторская позиция, «непротокольный» стиль речи, возможные вставки развлекательного характера.

Сделать обзор фильма на историческую тему – задача, требующая творческого подхода, глубокого погружения в материал, знания исторического контекста, опыта публичных выступлений, и в том числе артистических навыков. Поэтому перед тем, как обучающиеся приступят к самостоятельным разборам/обзорам, педагогу необходимо самому выступить в качестве «обзорщика», продемонстрировав варианты возможной работы в данном направлении.

Далее приведем в качестве примера отрывок учебного занятия по истории, на котором преподаватель вместе со студентами первого курса Татарского педагогического колледжа разбирает фильм и обсуждает историческую «достоверность» показанных в нём событий. На занятии была «разобрана» известная комедия Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию». Если старшее поколение зрителей давно подметило в киноленте исторические неточности и «ляпы», то сегодняшние школьники и студенты могли ещё не успеть обратить на них внимание. Плюс, комедийный жанр позволил создать непринуждённую обстановку.

Разбор «Ивана Васильевича» проходил на обобщающем занятии, сразу после изучения внутренней и внешней политики Ивана Грозного. В начале занятия преподаватель в качестве мотивации на дальнейшую работу предложил выполнить следующее задание:

– Скажите, какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите словосочетание «стрельцы Ивана Грозного? Дайте описание внешнего вида стрельцов.

После различных вариантов ответов включается скриншот из фильма и звучит вопрос: «Они? Вы, наверное, их представили?».

Обучающиеся узнают, какой фильм они буду разбирать и после краткого экскурса по сюжету и фактам, связанным с этим хитом советского кинематографа, приступают к работе. Со студентами удалось обсудить тот факт, что стрельцы времён Ивана Грозного так выглядеть не могли. В процессе беседы акцентировалось внимание на то, что многие «стрельцы» в кадре гладко выбриты (что не свойственно для XVI века), вооружены они не бердышами, а алебардами. Бердыши же были намного меньше по размеру и появились только после похода на Ливонию 1577 года. Обсуждались и другие несоответствия, что вполне простительно, учитывая его жанр.

Далее педагог предложил определить точное время, в котором разворачиваются события фильма. Включается отрывок, в котором Иван Васильевич Бунша знакомится с Марфой Васильевной.

Вспоминая пройденный материал, биографию Ивана Грозного и пользуясь дополнительными источниками (возможен и раздаточный материал), обучающиеся определили, что в кадре показана Марфа Васильевна Собакина, третья жена царя. Царицей она была с 28 октября 1571 года по 13 ноября 1971 года, а значит описываемые события происходят именно в этот промежуток времени.

В следующем фрагменте, подлежащем разбору, сотрудники милиции допрашивают «настоящего» Ивана Васильевича и интересуются датой его рождения. На что получают ответ: «Тысяча пятьсот тридцать третий от Рождества Христова».

– Есть ли какая-то ошибка в данном эпизоде? – спросил преподаватель.

На этот вопрос студенты ответили быстро и без помощи дополнительных материалов, ведь они помнят, что 1533-й – не год рождения Ивана IV, а год, когда он в трёхлетнем возрасте стал великим князем московским и всея Руси. Плюс, царь не мог сказать фразу «от Рождества Христова», так как летоисчисление тогда (до преобразований Петра Великого) велось от сотворения мира.

– Давайте досмотрим эпизод до конца и найдём ещё одно историческое несоответствие, – предложил продолжить разбор педагог.

В кадре вновь появляется представитель правоохранительных органов и «настоящий» царь. На вопрос «Шпака вы брали?», как мы все помним, Иван Васильевич отвечает: «Казань брал, Астрахань брал, Ревель брал... Шпака не брал». Знание дат и основных событий Ливонской войны позволили обучающимся отметить, что про Ревель Иван Грозный так сказать не мог. И пусть поход на Ревель действительно был и состоялся он в 1577 году, но в начале разбора было определено точное время происходящих событий (если говорить про сюжетную линию из XVI века) – осень 1571 года. Соответственно, это анахронизм. Также некоторые студенты заметили, что Ревелем этот прибалтийский город в русском государстве стали называть только со времён Петра I, в эпоху Ивана Грозного он носил название «Колывань».

По такому же принципу был разобран фрагмент, в котором персонаж Леонида Куравлёва перед встречей с «послом шведским» меняет местами в руках Бунши Скипетр и Державу.

Воспользовавшись информацией из раздаточного материала, студенты быстро определили очередной анахронизм, ведь скипетр и держава как символы царской власти стали использоваться позже, при Фёдоре Ивановиче.

Помимо поисков исторических несоответствий в содержании картины в обзор фильма можно включить всем знакомый приём – игру «правда или ложь». Предложив сыграть, преподаватель включил фрагмент с песней «...куда едет, собака, крымский царь...».

– Эта песня реально существовала в XVI веке. Скажите, это правда или ложь? – обратился к студентам преподаватель.

После высказанных предположений обучающиеся узнали, что эта песня реально существовала в XVI веке. Точнее некоторые её строчки, которые упомянуты в книге английского путешественника времён Якова I, пастора, ученого и поэта Ричарда Джеймса.

После того как обучающиеся поймут принцип «разбора», можно предложить им сделать его в качестве самостоятельной работы. Если ребята обладают минимальными навыками видеомонтажа, они смогут реализовать мини-проект, в рамках которого сами снимут разбор фильма и предложат продукт в виде готового ролика. Опубликовать ролик можно будет на страничке официальной группы образовательной организации в социальной сети.

Разборы фильмов помогут не только обсудить вопросы исторического соответствия, но и подготовить ребят к решению задания № 16 из ЕГЭ по истории. Часто там встречаются афиши различных кинолент, и ученикам приходится вспоминать год создания фильма, режиссера и другую информацию.

Можно предложить обучающимся сделать разбор таких исторических фильмов, как «Суворов», «Пётр Первый», «Иван Грозный», «Броненосец Потёмкин». Например, разбирая фильм Сергея Эйзенштейна «Александр Невский», можно сделать акцент на сюжете с расколовшимся льдом под ногами крестоносцев и исторической достоверности данного эпизода.

С помощью данного приёма обучающиеся смогут научиться не только искать исторические противоречия и анахронизмы, но и описывать хронологию исторических событий, составлять исторический портрет, знакомиться с архитектурой или модой, которая была на момент съёмок фильма. Например, по фильму Григория Александрова «Цирк» можно обсудить наличие двуглавых имперских орлов на башне Кремля и одежду героини Любови Орловой. В зависимости от целей перед ребятами будут стоять разные задачи, и решать они их смогут разными путями, например, с помощью сравнительного анализа источников.

Использование интернет-мемов и видеоблогов, разборы фильмов (и даже сериалов) – всё это хорошо знакомые педагогам приёмы работы с визуальными источниками. Но теперь их можно использовать с учётом современных медиаформатов, которые являются неотъемлемой частью привычной для школьников и студентов среды.

Литература:

1. Бурмистрова М. Н. Социальная сеть как цифровой образовательный ресурс в подготовке педагога // Сибирский педагогический журнал. – 2023. – № 6. – С. 60–71. DOI: https://doi.org/10.15293/1813-4718.2306.06.

2. Галёв Д. Ю. Новые цифровые медиа на уроках истории: возможности использования интернет-мемов [Электронный ресурс] // Электронная газета «Интерактивное образование». URL: http://www.io.nios.ru/articles2/115/3/novye-cifrovye-media-na-urokah-istorii-vozmozhnosti-ispolzovaniya-internet-memov (дата обращения 1.04.2024).

3. Галёв Д. Ю. Создание обучающимися видеоблога в рамках проектной деятельности по истории [Электронный ресурс] // Электронная газета «Интерактивное образование». URL: http://www.io.nios.ru/articles2/120/3/sozdanie-obuchayushchimisya-videobloga-v-ramkah-proektnoy-deyatelnosti-po-istorii (дата обращения 1.04.2024).

4. Загоруйко А. О. Потенциал использования интернет-мемов в качестве обучающего средства / А. О. Загоруйко, М. А. Ефремова // Вопросы методики преподавания в вузе. – СПб, 2019. Т. 8. № 28. С. 12 – 21.

5. Кабенова А. М. Эффективное использование экранизаций на уроке литературы [Электронный ресурс] / А. М. Кабенова // Электронная библиотека Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/effektivnoe-ispolzovanie-ekranizatsiy-na-uroke-literatury/viewer (дата обращения 3.04.2024).

6. Калугин А. М. Интернет-мемы как средство формирования интереса учащихся к уроку истории [Электронный ресурс] / А. М. Калугин // Электронная библиотека Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/internet-memy-kak-sredstvo-formirovaniya-interesa-u-uchaschihsya-k-uroku-istorii/viewer (дата обращения 1.04.2024).

7. Каменева А. С. Интернет-мемы на уроках РКИ: возможности и приёмы использования [Электронный ресурс] / А. С. Каменева // Электронная библиотека Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/internet-memy-na-urokah-rki-vozmozhnosti-i-primery-ispolzovaniya/viewer (дата обращения 1.04.2024).

8. Молотов К. С. Использование кинофильмов на уроках истории разных форм [Электронный ресурс] / К. С. Молотов // Электронная библиотека Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-kinofilmov-na-urokah-istorii-raznyh-form/viewer (дата обращения 3.04.2024).

9. Цифровая пропасть: почему взрослые «ловят кринж» от общения с подростками [Электронный ресурс] / О. Лукинова // Корпорация «Российский учебник». URL: Цифровой этикет: учитель — ученик – статья – Корпорация Российский учебник (издательство Дрофа – Вентана) (rosuchebnik.ru) (дата обращения 1.04.2024).

Количество просмотров: 153  

Добавить комментарий

Target Image
1. Использование современных медиаформатов при изучении предмета «История»: разбор фильма ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Медиатизация истории как профессиональный и творческий путь юнкора ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
3. Фактор семьи и «особенное» медиаобразование ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
4. Медиапроект «Творительный падеж» как платформа для социализации и самоопределения школьников ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
5. Создание медиапространства в сельской школе как средство становления личности обучающихся ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
6. Медиа и образование: новый подход к домашним заданиям по русскому языку и литературе ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
7. Факультативные занятия по журналистике для обучающихся специализированного учебного заведения ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
8. Лаборатория проектных решений ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
9. «Фотодайвинг»: как погрузить школьников в мир фотожурналистики ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
10. Использование социальной сети «ВКонтакте» для создания партнерских отношений с родителями воспитанников дошкольных образовательных учреждений ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
11. Наставничество как преодоление «кризиса мастерства» медиапедагога в системе дополнительного образования детей ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
12. Дополненная реальность как аттракционный компонент мерченговой продукции ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
13. Школьные медиа как инструмент гражданско-патриотического воспитания: инструкция для применения начинающему руководителю пресс-центра ВЫПУСК №106, апрель 2023
14. Социальное погружение, или Вальдорфская журналистика ВЫПУСК №105, февраль 2023
15. Опыт создания и использования анимационных короткометражных учебных фильмов при обучении шахматам детей дошкольного возраста (на примере сериала «Обезьянка Молли учится играть в шахматы») ВЫПУСК №105, февраль 2023
16. Телевидение стало ближе: создание детской телевизионной передачи «Волшебный ключик» на базе детского сада № 389 как средство развития и воспитания дошкольников ВЫПУСК №105, февраль 2023
17. Роль медиасредств в эффективном обучении шахматному искусству детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
18. Паблик детского центра развития как канал коммуникации с семейной целевой аудиторией и медиаобразовательная площадка ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
19. Детская киностудия как средство развития творческого потенциала дошкольников ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
20. Создание литературного сквера «Дни Сибири» как важный воспитательный итог школьного исследовательского проекта по журналистике ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022

Страницы