Детская киностудия как средство развития творческого потенциала дошкольников

 
 

Серенко Лариса Робертовна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МКДОУ д/с № 458 г. Новосибирска

 
 
 

Волобой Галина Александровна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МКДОУ д/с № 458 г. Новосибирска

 

Детская киностудия как средство развития творческого потенциала дошкольников

Любите ли вы кино, как любят его в нашей группе «Колокольчики»? Мало просто любить кино и работать в детском саду. Нужны определённые методики и навыки по их практическому применению. И это первый шаг к постижению потрясающего по своему потенциалу и перспективам воспитательно-образовательного направления.

Этой осенью мы предложили ребятам и родителям стать участниками кинопроекта «Этот удивительный мир кино!». Теперь наша группа превратилась в «съёмочный павильон» детской киностудии «ТЕЛЕЗВОН».

Цель проекта не только познакомить ребят с миром кино, но и рассказать о новых, незнакомых ранее профессиях. Посредством игры раскрыть творческие способности ребёнка.

Наши воспитанники переходят из разряда пассивных и неактивных наблюдателей к активным участникам кинотворчества. Весь детский состав группы задействован в съёмках фильма. В течение месяца ведется работа по написанию сценария, кастинг актеров,  ведение съемки, озвучивание фильма, подбор анимации, спецэффектов, монтаж материала и в конце создается мини-фильм, который представляется вниманию кинозрителей.

Этой осенью прошла премьера работы под названием «Повар» из цикла наших авторских сказок «Страна маленьких человечков» (https://youtu.be/KoKelbPjn0Q). Конечно, видны некоторые недочеты, как говорится – «Первый блин комом», но для нас это большой труд и огромное достижение. Будем двигаться и развиваться дальше!

А что из этого получилось, можно увидеть в очередной киносерии «Музыкант» (https://youtu.be/Zy7E34tlSuw), которая стала сюрпризным моментом на праздновании Дня Матери. Это такой праздник, словно у всех мам общий день рождения. И дети, и взрослые получили заряд отличного настроения, творческого подъема и душевной теплоты.

Следующую премьеру, запланированную на январь, с нетерпением ждут и ребята, и их родители.

Авторский проект не имеет аналогов. Можно выделить несколько важных педагогических аспектов, которые работают на широкий спектр результатов:

Использование авторских познавательных сказок в совместной деятельности с детьми (тексты нескольких авторских сказок представлены в Приложении). Все дети любят сказки. Они могут подолгу слушать увлекательные истории, полные чудес и приключений. Кроме того, сказки имеют большое воспитательное значение. У дошкольников пробуждаются чувства, развиваются идеи, которые в дальнейшем становятся основой осознания всей жизни, а сказки помогают в формировании у ребят представлений о честности, трудолюбии, мужестве и дружбе. Они захватывают волю, чувства и воображение ребенка. Невероятный мир сказок позволяет слушателю преодолеть комплексы и пробудить в себе творческие способности. Обучаясь через сказку необходимым навыкам, приёмам, действиям и умениям, дети заинтересованы не в конечном результате, а в процессе решения задачи или создания новых образов. В процессе развития ребёнка можно в полной мере использовать сказку, все её формы, приёмы, формирующие творческие качества человека: воображение, наблюдательность, память, импровизацию, мышление, то есть всё то, что формирует творческий потенциал человека.

Есть такие моменты в работе с детьми, когда появляются небольшие паузы между разными видами деятельности. Когда закончено одно дело, но и рано начинать другое. Это могут быть три, пять минут. Эту паузу надо чем-то заполнить, чтобы какое-то время дети были в относительно спокойном состоянии, удержать их внимание. В такие моменты мы сочиняли сказки между делом, на ходу, на «скорую руку», ведь голова в это время свободна для творчества. Это сказки о стране маленьких человечков с незатейливым, простейшим сюжетом, состоящим из нескольких предложений. Каждая сказка имеет одного героя определенной профессии и имеет свой характер. Очень важно при этом было эмоционально передавать описание сюжета (удивление, радость, испуг и т.д.), развивая таким образом эмоциональное отношение к сочиняемому, навык передачи эмоций в речи. Но самое интересное, когда в середине описания героя называется его имя, которое есть среди детей группы. Все это сопровождалось бурным восторгом и смехом ребят. Сочиненную сказку дети стали иллюстрировать, чтобы рассказать ее на следующий день или при новой встрече друзей. Так родилась идея записывать сочинения сказочного «сериала».

Через визуализацию картинки развиваются воображение и единое пространство эмоционального и содержательного общения. Мы решили попробовать «оживить» сказку с помощью кино – придумать костюмы, разработать поведение персонажей в соответствии с их характерами, продумать мимику, жесты, интонацию каждого героя. Цель такого задания – активизация творческого отношения к слову. Творческое осмысление должно проявиться в умении трансформировать словесный сказочный образ в драматический. Здесь также предполагается коллективное творчество. В данном случае творчество заключается не в создании, а в воплощении сюжета. Участие взрослых в постановке позволяет развить у детей способность к эмоциональному погружению в сказку, к ее творческому осмыслению, способность к мимическому и интонационному творчеству (на основе воплощения словесного сказочного образа). Сюжет наших сказок построен на основе разнообразных действий какого-либо персонажа, который проходит путь (совершает действия) с определенной целью. При этом взаимодействует с другими объектами: преодолевает препятствия, решает задачи, изменяясь сам и меняя окружающее. Если же герой по сюжету сказки решает творческие задачи при взаимодействии с окружением, имеет определенную цель, изменяется сам, делает выводы из жизненных уроков, то его действия приводят к положительному результату.

Основная задача на данном этапе – разностороннее развитие личности ребёнка в условиях вымышленной ситуации. Мы старались продумать небольшие по объему, несложные по содержанию, но важные по назначению киноигры для детей, в которых, как в сказках, есть намек и «добрым молодцам урок». Получится киносериал сказок, по которым сейчас ведутся сьемки, не требующих больших пространств и сложной атрибутики. А для детей это еще и так называемая образная игра – одна из ступенек развития игры. Образная игра очень любима нашими детьми. Пожалуй, самая любимая, потому что в нее дети играют долго (с 2,5 до 8 лет). В ней дети учатся управлять собой. Появлением образов различных предметов, объектов окружающего мира, словом, всего, что окружает их. И эта игра-сьемка позволяет сделать так, чтобы количество набранных детьми образов перешло в качество его личностного развития.

Дети в данном случае не потребители, а полноценные участники процесса создания фильма. Для современных детей медиа и кино остается наиболее популярным искусством. Знания о мире, культуре отношений дети берут именно из мира кино. Оно позволяет воспитывать ненавязчиво, но продуктивно. Даже маленький человек является большим творцом. Ощущение личностного потенциала, веру в себя, свои силы и своё будущее может вселить в ребёнка создание собственного фильма. И это далеко не единственный плюс кинопроизводства. При этом организовать процесс можно в группе детского сада.

Так как мы работаем с детьми дошкольного возраста, то рассматриваем иной вид кинематографа – анимацию. Она одна из самых близких детям форм визуального искусства. «Ожившие картинки» они воспринимают максимально легко и органично, и это можно и нужно использовать в педагогической деятельности. Поэтому формат работы идет в тандеме – видео и анимация.

Создание собственного фильма становится эффективным инструментом профориентации. Мы создали игровой инструмент представления мира профессий, когда дети через сказки, общение с взрослыми, участия в съемках и просмотра готового продукта – нашего мини-фильма, где они становятся его героями, узнают о разных профессиях. Формирование трудолюбия, терпения встроены в сюжеты сказок и игровые процессы создания мини-кинофильмов.

Важно, что предложенным «кинопроизводством» активно заинтересовались родители. Помогают с приобретением реквизита и всячески поддерживают наши инициативы, предлагают свои идеи.

Магическая сила кино действительно обладает объединяющей силой. Потому в непрерывном творческом процессе вместе с дошколятами находятся и педагоги, и родители. Кстати, предполагая очевидный успех, надо подумать о месте для аллеи славы детсадовских кинозвезд.

 

Приложение

МЕЧТАТЕЛЬ

За семью горами, за семью морями была страна маленьких человечков. Жил в этой стране один мечтатель. В своих мечтах он представлял, что может прогуляться по дну моря, побывать на самых высоких вершинах гор, а может и полетать на комете. Звали этого мечтателя Андрей. Но от того, что он всё время витал в облаках, и приходилось кому-нибудь его дёргать, чтобы он спустился на землю, его называли Андрей Дергачевский. Андрею иногда было грустно, что никто не знал его мир приключений.

Но однажды он решил написать Книгу Мечты. И вот настал этот долгожданный момент, когда Андрей представил свою работу маленьким человечкам. Все слушали с большим интересом о его приключениях и странствиях и хотели продолжения его удивительной и невероятной книги.

Маленькие человечки аплодировали Андрею, а он был счастлив от того что он теперь не только мечтатель, а ещё и писатель. Он точно знал, что впереди ещё много, много его интересных историй ждут своих слушателей.

МУЗЫКАНТ

 За семью горами, за семью морями была страна маленьких человечков. Жил в этой стране один музыкант. Он умел играть на разных музыкальных инструментах: пианино, скрипка, труба.

Но больше всего он любил играть и петь под гитару. А звали этого музыканта – Ваня. Когда маленькие человечки ходили в поход, то Ваня брал с собой гитару и пел песни под неё у костра. Все слушали и подпевали ему. Ване очень нравилось петь с друзьями.

Однажды у него появилась задумка – спеть всем вместе хором со сцены Большого театра. Он пригласил своих друзей и у них получился потрясающий номер с песней о маме. Ведь все мы очень любим свою мамочку и рады спеть для неё.

И вот наступил долгожданный момент. На сцене Большого театра открылся занавес. Ваня сидел за роялем, и маленькие человечки хором исполняли свою песню.

Артистам долго аплодировали и все были очень счастливы, но больше всех был доволен Ваня. Он подумал, что это прекрасное начало и ещё будут новые встречи впереди.

ПОВАР

За семью горами, за семью морями была страна маленьких человечков. И жила в этой стране девочка – поваренок. Она в детстве была малоежкой и знала, как это трудно найти еду, которая нравится всем. Тогда она решила, что станет суперповаром и каждый будет доволен её едой. А звали этого повара – Катя.

Когда она готовила, то запах от кафе разносился на всю их страну, и каждый маленький человечек знал, что Катя готовит очередное неповторимое блюдо.

Каждый старался побыстрее попасть в число первых покупателей, поэтому возле её кафе выстраивалась длинная очередь. Все хотели попробовать её еду и взрослые, и дети, а особенно малоежки, потому что это было очень вкусно.

А когда приходила очередь пробовать еду, то все ели и получали удовольствие.

Катя была очень довольна собой и готовила не по книгам, рецепты сами собой возникали в её голове. Результат был превосходным.

Количество просмотров: 870  

Добавить комментарий

Target Image
1. Использование современных медиаформатов при изучении предмета «История»: разбор фильма ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Медиатизация истории как профессиональный и творческий путь юнкора ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
3. Фактор семьи и «особенное» медиаобразование ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
4. Медиапроект «Творительный падеж» как платформа для социализации и самоопределения школьников ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
5. Создание медиапространства в сельской школе как средство становления личности обучающихся ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
6. Медиа и образование: новый подход к домашним заданиям по русскому языку и литературе ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
7. Факультативные занятия по журналистике для обучающихся специализированного учебного заведения ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
8. Лаборатория проектных решений ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
9. «Фотодайвинг»: как погрузить школьников в мир фотожурналистики ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
10. Использование социальной сети «ВКонтакте» для создания партнерских отношений с родителями воспитанников дошкольных образовательных учреждений ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
11. Наставничество как преодоление «кризиса мастерства» медиапедагога в системе дополнительного образования детей ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
12. Дополненная реальность как аттракционный компонент мерченговой продукции ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
13. Школьные медиа как инструмент гражданско-патриотического воспитания: инструкция для применения начинающему руководителю пресс-центра ВЫПУСК №106, апрель 2023
14. Социальное погружение, или Вальдорфская журналистика ВЫПУСК №105, февраль 2023
15. Опыт создания и использования анимационных короткометражных учебных фильмов при обучении шахматам детей дошкольного возраста (на примере сериала «Обезьянка Молли учится играть в шахматы») ВЫПУСК №105, февраль 2023
16. Телевидение стало ближе: создание детской телевизионной передачи «Волшебный ключик» на базе детского сада № 389 как средство развития и воспитания дошкольников ВЫПУСК №105, февраль 2023
17. Роль медиасредств в эффективном обучении шахматному искусству детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
18. Паблик детского центра развития как канал коммуникации с семейной целевой аудиторией и медиаобразовательная площадка ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
19. Детская киностудия как средство развития творческого потенциала дошкольников ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
20. Создание литературного сквера «Дни Сибири» как важный воспитательный итог школьного исследовательского проекта по журналистике ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022

Страницы